Авторский блог Галина Иванкина 00:34 5 июля 2014

Просто мама

В одном из журналов «психологической» направленности я как-то раз прочла статью о том, что сами же дети не уважают мам-домохозяек. Тех мам, которые, якобы, ничего не добились в жизни.

«Пусть всегда будет мама»

Из советской песни.

Пару лет назад я узнала странное (и как потом выяснилось – страшное!) словцо – «овуляшка». Сие прозвучало из уст моей подруги детства – она сетовала, что именно так её обзывают ретивые двоюродные сестрицы. Кузины, если уж по-книжному, по-старинному. Я даже не сразу поняла. Переспрашиваю: «Какая-какая ты …ляжка, извини?» Оказывается, что слово-то популярное, только я почему-то опять не в курсе, не в трендах, в пролёте и - мимо кассы. Овуляшка – это женщина, для которой смыслом жизни и центром Вселенной является её ребёнок. Интересна и конструкция этого, с позволения сказать, термина – в нём строгая медицинская латынь (овуляция!) смешивается с презрительно-снисходительным суффиксом. Тётка-овуляшка - это примерно, как несчастная дурнушка, мелкая медяшка, тупая деревяшка… Кто придумал и запустил в массы столь грубое и хамское определение, я так и не узнала, а оно и не важно. Тут существенно другое – внедрение мыслеформы о принципиальной, необсуждаемой ущербности «просто мамы».

Вы, наверное, подумали, что вот эти высокомудрые кузины – врачи-хирурги или, например, учительницы математики? Или - работницы правоохранительных органов, чья служба, как известно - «…и опасна, и трудна». Поэтому они имеют полное моральное право сказать своей родственнице: «Мы служим обществу и при этом совмещаем сие служение с семейной жизнью, с деторождением! Мы уходим каждое утро из дома, потому что иначе мы попросту не можем – подвиг ждёт, труба зовёт!» Ан нет. Обычные офисные клуши, не могущие толком объяснить, чем занимается их превеликая контора. Только умные буквосочетания мелькают – консалтинг, коучинг, ребрендинг. А по вечерам – курсы декупажа, батика и компьютерного дизайна. За детками присмотрит няня. Или бабушка. Не быть же овуляшкой в заляпанном халате!

…В этом слове – нарочитый бурлеск, смешение высокого и низменного. Почти по Бахтину: карнавализация действительности. Возвышенное понятие специально представляется забавным и нелепым, а потом - низводится до набора уморительных клише. Тогда как извращение (в широком смысле этого слова) маркируется, как норма. Женщина-мать, беременность, воспитание – не со_творение нового человека, а просто глупая и толстая овуляшка, которая полагает, что кормление с ложечки или чтение вслух «Курочки Рябы» - самое дамское занятие! А мы – не рабы, рабы – не мы! Как там говорят мудрые и смелые феминистки? «Женщина – не агрегат для воспроизведения вида, а секс не обязательно должен приводить к беременности. Он же не для этого, а для очередного удовольствия, как сладости или аттракционы». Поэтому глянцевые журнальчики и пишут, что у современной женщины в сумочке – не только новая версия iPad-а и абонемент в модный фитнес-клуб, но и презервативы – жизнь полна жгучих приключений! А дети? Они у нас умные – уже и ВКонтакте статус набивать умеют.

Отвлечёмся от iPad-ов и офисов – вспомним нашу советскую историю. В 1980-м году на экраны вышел замечательный, добрый фильм «Однажды двадцать лет спустя». Повествование строится вокруг встречи выпускников – каждый должен вспомнить самое главное в своей жизни, ибо это не просто вечер воспоминаний, а телесъёмка – тут важно не ударить в грязь лицом! Мы видим серьёзных людей – с состоявшейся карьерой и солидными проектами, а главная героиня вдруг произносит совсем уж странное – с точки зрения всех этих архитекторов, телеведущих и востребованных поэтесс: «Я просто мама». Ни прибавить, ни убавить. Все взволнованы – Надюшка была отличницей, общественницей, гордостью класса и вдруг – домохозяйка, наседка. Допустимо ли? Вот и бывший одноклассник советует – детей на продлёнку, в детсады, а сама – в бой! На реализацию талантов! Его-то жена – работает, как положено в «нормальной» семье. А дети – они и на детсадовском горшке посидят, не треснут. Разумеется, всё проясняется, когда Надя Круглова сообщает, сколько у неё детей – цифра обескураживает и восхищает. Мать-героиня. Уникум.

Нам хотели показать, что материнство – это тоже громадный труд, который может сравниться с самым великим служением. На фоне усталой, но счастливой женщины-матери остальные фигуранты действа со своими амбициозными притязаниями выглядят тускло и …ненужно. Особенно проигрывает рядом с Надей её бывшая подруга – ухоженно-стройная, моложавая, одетая в дорогие, импортные вещи красавица. Но вид у неё - потерянно-унылый, ибо она растратила свою хлопотливую жизнь на пустоту. Этот фильм с Натальей Гундаревой в главной роли, разумеется, был одним из лидеров проката, а люди в зале умилительно всхлипывали, когда героиня, отвечая на вопрос: «Чего ты ждёшь от жизни?», говорила: «Я жду ребёнка…» Это кино, сказка, а в жизни всё иначе. На протяжении всего XX века женщине активно вдалбливалось, что она не может быть «просто мамой». Это даже как-то убого, бабоньки – получить высшее образование, чтобы потом приковать себя к детской кроватке и к плите. Можно и нужно уметь совмещать семейное счастье – с производственным процессом! Быть заполошной-замотанной и якобы «всё успевающей» - норма. Так все живут. Вот и Роберт Рождественский, рупор эпохи, тоже пишет:

«Не бахвалится силою, но на ней, тем не менее,

И заботы служебные, и заботы семейные!

Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,

Остается загадкою современная Женщина!»

Не на мужика же надеяться?! Он-то вон, в уголке что-то мастерит или просто бухает. Вспомните-ка 1970-1980-е годы! Много ли нам показывали сильных мужиков, способных ограждать семью от невзгод? Всё больше милые неудачники с помятыми лицами да романтики-неумехи, которые лучше порассуждают о звёздах и книгах, предоставив своей женщине полное право самой вбивать пресловутый гвоздь. Кстати, в фильме о «просто маме» Наде Кругловой был показан (в кои-то веки!) хороший, надёжный мужик, за которым – как за каменной стеной. Вот это и должно быть нормой, как мне кажется. Но XX век с его гендерными причудами вносил свои коррективы. Дамы становились сильнее, кавалеры – уступали. Можно иначе – мужчины отстранялись и самоустранялись, а тётки взваливали на себя двойную ношу. Работу и семью. А дети? Что – дети? Родила, выполнила долг перед Матерью-Природой и – …быстренько сдала дитятко на попечение ясельных воспитательниц. Или – кинула бабушкам. Они плохому не научат! Кстати, фильм «Однажды двадцать лет спустя» - один из немногих в позднем СССР, где была показана …счастливая женщина.

Вспомните-ка другие культовые ленты! Вот, например, любовная история под названием «Зимняя вишня». Чем занята красивая женщина Оля? Как обычно – околонаучным ничегонеделанием, как это было принято в позднем СССР. Она давно разведена и потому - взращивает ребёнка в гордом одиночестве. Разумеется, имеет место адюльтер с женатым мужчиной. Коротко, по-мальчишески стриженая, Оля умеет носить штаны, да и вообще – сильная тётка. А рядом – слабые мужчины. Что там с ребёнком? А он – фоном. Есть и ладно. Детский сад, казённая каша, а если маме надо, то – пятидневка. Самый пронзительный фрагмент кинокартины – это когда Антошка вопит: «Не хочу на пятидневку!» Он-то мечтает хотя бы по вечерам видеть маму, ибо на выходные она предпочитает (если - получается!) подкинуть сына бывшей свекрови. И так было во многих семьях. Но то была советская действительность – у тех «совмещающих» мам голова-то не болела за ребёнка. Наши мамы были свято уверены в том, что по телевизору детям никогда не покажут хоррор-монстров, истекающих серо-зелёной слизью или ещё каких-нибудь кадыкастых суперменов, крушащих мир одним ударом мизинца. Нас не надо было защищать от самой «среды».

Вернёмся, однако, в наши дни. Сейчас очень много пишется и говорится о повышении рождаемости, о задачах материнства, о семейных ценностях. Вон и материнский капитал к 2017 году вырастет почти до полумиллиона рублей. http://www.interfax.ru/russia/383943

Реальность – сложнее и дело вовсе не в пресловутом «эгоизме» женщин, которые не хотят иметь детей, потому что впереди – столько интересного. Тут тебе и второе высшее образование, и путешествия, и - о, разумеется! – стремительная профессиональная карьера! Например, можно стать «умывальников начальником» в арт-маркетинговом отделе инновационно-дизайнерского центра! Или главным менеджером по распродажам. Кому же в такой ситуации захочется быть смешной и нелепой «овуляшкой»? Родить можно как бы между делом, не зацикливаясь на чадушке. Но дело-то не в эгоизме, а отношении со стороны общества. Замечу – именно общества, а не государства. Это, как в той пословице: жалует царь, да не жалует псарь. Но от этого не менее обидно.

В одном из журналов «психологической» направленности я как-то раз прочла статью о том, что сами же дети не уважают мам-домохозяек. Тех мам, которые, якобы, ничего не добились в жизни. «Просто мама» не в трендах. Вы полагаете, что это – заговор неких тёмных сил с целью уничтожить наш народ? Всё тривиальнее – женщины, совмещающие семью с карьерой (точнее – халтурящие сразу в двух направлениях) имеют более высокую покупательскую способность. Они попросту выгодны обществу потребления. Типичный пример – «занятая мама» всегда захочет «откупиться» от затосковавшего дитяти весомым, дорогостоящим подарком. В наше – советское - время таким «брошенным» детям дарили ГДР-овскую железную дорогу или самую красивую на свету куклу и – торопливо чмокнув в темечко, бежали дальше, ибо всё-надо-успеть. Сейчас и дети другие, и дары посерьёзнее. Мама занята в крупном бизнес-проекте? Её нет дома почти круглые сутки? О! Тогда мама непременно купит модный гаджет и умело, как ей кажется, заткнёт им прореху в воспитательном процессе. Сейчас – просто. Купила сыну игру-стрелялку, и он сам себя развлекает: рубится с монстрами, пока не свалится от усталости. Мама тоже уморилась – она работала. Отстань, сынок, а? И это только одна статья расхода, а ведь у занятой офис-мамы есть и другие мега-потребности – и новый костюм для деловых встреч, и брендовая сумочка, и несколько пар туфель, и новый мобильник, и глянцевый журнальчик, где будет статья об «умении совмещать». Много всего-прочего, чего она не купила бы «просто так», для…себя. В офисной жизни главное – быть в трендах, а то - не видать карьеры. Это мымра-Калугина в уродливом пиджаке и прадедушкиных очках умудрилась стать начальницей. Но то был «совок - дикое время». Нынче всё не так! Надо быть крутой. Сынишке – игрушку (чтобы как у всех, чтоб не комплексовал!), себе – сумочку (чтобы все в отделе сдохли от зависти!) и – вперёд. А вот на «просто маме» заработать практически невозможно. Она коммерчески невыгодна. Отсюда все эти статейки, мыслишки, словечки, …овуляшки. А вот ребёнку-то, как раз, нужна именно мама. Просто мама, а не приходящая няня с дипломом педвуза. А то и вовсе без оного.

И вот, пока реализующая свои сверх-таланты, мама перекладывает скрепки на рабочем столе и зависает в Инстаграме-Твиттере, кто-то ведь обязан заботиться о её дитятке? Бабушки (которые вроде как своё оттрубили ещё при Советской Власти), школа, наёмные няни, депутаты. Вон и Елена Мизулина предлагает «фильтровать по умолчанию» содержание Сети. «Сейчас, чтобы очистить домашний интернет от всего, что может нанести вред ребенку, нужно проделать целый ряд манипуляций: приобрести программное обеспечение, с функцией родительского контроля, покопаться в настройках компьютера, установить фильтр и т.д. Есть смысл повернуть ситуацию на 180 градусов. Изначально обеспечить настройку "чистый интернет" на уровне оператора связи, предусмотрев возможность для пользователей отключить ее», - заявила депутат. Но почему возникают проблемы «детского-недетского» Интернета? Наверное, потому, что мамы вечно заняты и им некогда фильтровать информацию? http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140703085226.shtml

Замечу, что у неработающих мам дети – под контролем, как, собственно, и положено. «Тебе хорошо – ты не работаешь… Ты имеешь возможность таскать своих чадушек в музыкалку, в художку, на утренний спектакль, в бассейн…», - меж тем, стонут всё те же вечно занятые кузины. «А мы? Нам бы в субботу выспаться. Какой уж тут спектакль?» Впрочем, в доме, где женщина – «просто мама», должен быть и ещё один фигурант – сильный мужчина, готовый брать на себя всю полноту ответственности. Обычно же звучит: «Марусь, а с какой стати я один буду пахать? Мы же вроде как современно-цивилизованные сапиенсы, равноправные партнёры, свободные индивиды…! Давай-ка ты бэбика - в садик, а сама – на вахту!» Не хочешь? Тогда, гуд бай, пойду искать себе независимую, самодостаточную девушку, которая всё успевает – и строить карьеру, и рожать, и выглядеть богиней! Таким образом, мужчина отказывается от природного доминирования в пользу удобненького равноправия. А кто страдает? Как всегда – слабое звено, то есть дети. Папа – свободолюбивый …слабак, мама – офис-менеджер и богиня фитнеса. Бабушка, ты-то хоть не убегай!

Разумеется, у каждого свой путь – кто-то не мыслит себя без любимой работы, ибо не все же дамы – офисные трещотки и поедательницы «печенек», целый день «лайкающие статусы» на Фейсбуке. Есть и школьные учительницы, и врачи, и адвокаты. Большинство из них растят детей. Дело вовсе не в том, чтобы загнать тётечку в домашние рамки, забить, задвинуть, запереть. Не о том речь. А речь о том, что материнство – это тоже работа. Это, прежде всего, работа, а не фоновая «функция», которую можно совершать абы как, между делом, по принципу: «Я на пятидневке выросла, и моя доча – вырастет, не развалится!» Ошибки и промахи в воспитании имеют самые страшные последствия и когда твоя повзрослевшая «доча» принесёт в сумочке… дозу, вспомни, как ты пихала её на пятидневку. И можно сколько угодно вопить, доказывая себе, что опекаемые дети – самые несчастные в мире! Детям нужна мама.

1.0x