Авторский блог Галина Иванкина 15:36 25 декабря 2014

Прощай, креакл!

Креакл сегодня обездолен и грустен. Это действительно страшно обидно, ибо людишки так долго учились поговорке, что «деньги – не пахнут», и надо уметь не работать, а – зарабатывать. На нелюбимой и лишённой драйва работе, у которой есть только один, зато большой плюс - она круто оплачиваема. Культ пятниц, когда, наконец-то можно оторваться и поплясать на столе какого-нибудь клуба под хит нашей юности, вроде «Brother Louis» от Модерн-Токингов или «Say You'll Never» от Лиан Росс.

«Единственная свобода, которой он обладает, -

это свобода сказать «Bay!»

при покупке очередного товара».

Виктор Пелевин.

Для начала – история из жизни. Быль. Офисная фея постбальзаковского возраста – Лариса Н. ничем не отличалась от остальных фей её консалтингово-лизингово-маркетингового гадюшника. Она исправно стояла в автомобильных пробках утром и вечером, соблюдала дресс-код в виде строгих, но весьма брендовых костюмов, кушала круассаны да митболы на бизнес-ланчах и – для тонуса – изменяла своему благоверному Валерику с каким-нибудь другим Валериком. Например, с ожирелым юрисконсультом – впрочем, тот всегда как-то лениво и нехотя отвлекался от захватывающей игры «Мир танков», в которую он играл на рабочем месте. Лариса Н. гордилась своим статусом – старший менеджер по перепродаже перепроданного! Кстати, и сам офис, помещавшийся в суперсовременной стеклянно-бетонно-металлической башне (несбыточная мечта конструктивиста Ивана Леонидова!), …так вот даже само рабочее место располагало к гордости. Много-много красивых и ярких скрепок, стильная оргтехника и престижный вид из окна. Безусловно, женщине Ларисе не нравилось перепродавать перепроданное – в детстве она мечтала стать учительницей математики и даже – без троек - отучилась в педвузе. А ещё она любила фильмы про школу, где строгая и красивая учительница становилась кумиром всего класса.

Но не тут-то было! Шальные-постреливающие 1990-е всё перевернули и сдвинули – стране срочно потребовались бухгалтеры и правоведы (ведающие в том, как обойти право), охранники и барные «вышибалы». Меняются времена – меняемся мы. Лариса попривыкла к офисному бытью-вытью, научились носить туфли на шпильках (чтобы нравиться всем-всем мужчинам, как написано в журнале Cosmo) и стала разбираться в консалтинге с франчайзингом. Вы угадали! Пару лет назад она честно ходила на все белоленточные митинги, голосовала за Навального, переживала за Pussy Riot. (Она же успешно перестроилась-перековалаась ещё в 1990-е, а когда горел Белый Дом, очень переживала за Ельцина – вдруг фашисты во главе с Хасбулатовым оттуда выберутся и свергнут демократию?!) Когда начали происходить рубле-долларовые кошмары, Ларочка с истерикой бросилась по магазинам – успеть хотя бы пару телевизоров, да ещё пять кофеварок и столько же утюгов закупить! Спрашивается: «За что боролись?!»

Её подросшая дочурка – дитя нового времени. Поэтому она изначально не стала мучить свой мозжечок мечтами о нужной обществу профессии и о романтике труда. Благо, сейчас нет проблем для обучения в какой-нибудь Академии международного стартапинга и декоративно-прикладной юриспруденции при Межрегиональном Фонде Развития Инновационных Инноваций. Далее можно даже не рассказывать, а дословно процитировать Сергея Минаева и его эпично-злобный «Духless»: «У нее в голове всегда были какие-то нескончаемые <…> иллюзии о том, как она великолепно должна жить в будущем. Этакая сплошная dolce vita с перелетами на частных самолетах из Парижа в Милан, с принцами на белых лимузинах и прочими атрибутами низкобюджетных голливудских фильмов-сказок».

Всё шло, как по маслу – нелюбимая и непроизводительная, но хорошо оплачиваемая работа, искромётные «корпоративки» и тусовочные пятницы, тренинги по коучингу и всенепременный фитнес (в журнальчике же сказано, что Карьера Всемогущая любит исключительно эталонные груди и хорошо тренированные ягодицы!) Их долго учили стремиться к успеху и к повышению драгоценной самооценочки, без которой, как опять-таки пишет сладко пахнущая глэм-космо-пресса, не будет ни мега-карьеры, ни принца на белом, ни виллы на море. Они за утренним кофием честно штудировали уроки бывалой Оксаны Робски, вроде того, что «…иногда очень приятно начать пить шампанское прямо с утра». На вопрос: «Чем ты занимаешься?» они отвечали пафосно и многосложно, с применением аглицких словес или же - перековерканных на местный лад англицизмов. Хотя… если человек не может точно, буквально одним глаголом, ответить, чем он занят на работе, то чаще всего это значит, что он вообще …ничем не занят. Учу, вожу, лечу, рисую. Могу копать / могу не копать. Когда же начинаются «стартапинги в сегменте мерчандайзинга», заканчиваются смыслы. И действия. Тушите свет, сушите вёсла, прикрывайте гнилую лавочку. Идите уже работать! Или сядьте дома – варите борщ. Так что же? К чему притопали хипстерящие креаклы и фитнесующие офис-ladies? Как-то так получилось, что и кризисом вмазало, и Путин всё время хвалит-поминает неких гегемонов с Уралвагонзавода, будто бы перенесённых в наш глянцево-шопинговый парадиз из древне-замшелых советских времён. Тут впору уже возопить: «Хорошо, что креативные и успешные писатели за нас - офисных фей - вступаются!» Рыбак – рыбака. Кукушка - петуха. Петух – ...ага, ну вы помните.

Теперь – о главном! Певец постапокалипсиса и прочего несветлого «Будущего» - Дмитрий Глуховский снова порадовал общественность своим креативно-либеральным воплем, опубликованном на сайте эстет-издания «Сноб». И если дерзкий барин Никс Некрасов пёкся о забитом пахотном крестьянстве, а Максим Горький призывал уважать Человека из ночлежки, то Дмитрий наш Глуховский – это подлинный защитник ещё одного, униженного сатрапами, класса тружеников. «А всех тех, кто достаточно зарабатывал, чтобы ездить на главные праздники в Париж, а отдыхать привык в Турции хотя бы». Далее? «Всех, кто успел пересесть с «жигулей» на «кии», а то и с «кий» на «фольксвагены». Кому понравились финское масло и голландский сыр. Кто в испанские масс-бренды привык одеваться, а то и в итальянские настоящие». Возник срочный вопрос: «А почему именно испанские?» Вспомнились что ли вирши Игоря Северянина: «Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно и берусь за перо!»? Там ещё про ананасы в шампанском кое-что имеется. Ну да ладно – разговор не про стихи, ибо они – бесплотные строчки, а тут всё больше про жратву, тачки и цацки.

В итоге автор вопрошает: «Узнали себя?» Разумеется, они узнали! Хрупкие девочки с ресепшена и позитивные мальчики из отдела продаж, корпулентные бухгалтерши и вальяжные юрисконсульты, модные дизайнерши интерьеров, считающие, что балясина – это вид рыбных деликатесов; писательницы в стиле «анти-историческое порно-фэнтази»; владельцы забегаловок и бутиков; издатели глупеньких книг с картинками;… адвокаты дьяволов и бытописатели шлюх. Креаклам нынче плохо! Смысл жизни в виде поездки в Милан за шмотками уплывает в никуда, а добытое в честном (и что самое обидное – в нечестном) бою, бабло утекает сквозь пухлые пальцы.

В общем, Дмитрий Глуховский выступает от лица «…всех, кто имел счастье сам узнать, что такое Европа и что такое уровень жизни, одним глазком пусть, но своим собственным увидеть — а не в репортажах «Вестей» или еще «Международной панорамы». Имел счастье посмотреть на Европу просвещённую. Был допущен. Постоял у дворцовых окон и мысленно примерил фрак. Психология обслуги, а точнее - раба. Европа, как место, где учат эталонной жизни. Посмотреть на правильно устроенный мир, ибо мой – неустроен, замусорен и заплёван. Что характерно, им интересна не та Европа, где есть Версаль, Цвингер и Сан-Суси, а ещё – готика и ренессанс, которых действительно не было в России и которые надо хотя бы один раз увидеть. Тут надобна Европа магазинчиков, распродаж и пабов, «шведских столов» и…шведских семей. Как выразилась ещё одна цивилизовавшаяся дамочка-бухгалтер: «В Барселоне нас кормили свежайшими продуктами!» Всё! На этом разговор о Барселоне можно закрыть. Или ещё одно мнение, на этот раз мужское: «Ну да, Версаль. И что? Большой и только. Не производит впечатления!». Зато далее – многословный рассказ, как с ними в одной гостинице жила популярная эстрадная певичка NN со своим бойфрендом. И вот перед самым Новым Годом экономика подложила креаклу свинью. Прощай Барселона с её свежайшими продуктами! И ты, красавчик, смотри свою «звезду» по телеящику – на Новый Год её разве что один утюг не будет транслировать. Хотя, по случаю кризиса, ты так затоварился утюгами, что их уже – …явно не один.

Признаться, меня сначала даже удивило, почему потребленцев-креаклов да бизнесовых жуликов поддерживает именно Дмитрий Глуховский, автор захватывающих фантастических триллеров и обличающей антиутопии «Будущее», посвящённой, как раз о жруще-трахающемуся, тупому обществу, когда-то отказавшемуся от Неба – от Бога и от Космоса. В его вещах, как раз, прослеживается и ощущается неприязнь к «потреблятству». Где же логика? Ах, да, писатель на Руси – всегда защитник обездоленных, а креативных нынче ненавидят все – снизу доверху. Кроме того, настоящий русский «интеллигент» просто обязан критиковать царизм и марксизм-ленинизм (в зависимости от эпохи и господствующего на тот момент «-изма»). Сомневаться: «Патриоты — те, кто поддерживает присоединение Крыма? Но этот шаг стоил нам отношений со всем цивилизованным миром. Стоил нам нового железного занавеса, губительной экономической изоляции, превращения в страну-изгоя, которая вместо ООН будет скоро состоять в клубе людоедов вроде Сирии, Венесуэлы и Северной Кореи». На всё, знаете ли, есть мода - на поведенческие стереотипы – тоже.

Да! Креакл сегодня обездолен и грустен. Это действительно страшно обидно, ибо людишки так долго учились поговорке, что «деньги – не пахнут», и надо уметь не работать, а – зарабатывать. На нелюбимой и лишённой драйва работе, у которой есть только один, зато большой плюс - она круто оплачиваема. Культ пятниц, когда, наконец-то можно оторваться и поплясать на столе какого-нибудь клуба под хит нашей юности, вроде «Brother Louis» от Модерн-Токингов или «Say You'll Never» от Лиан Росс. Ожидание отпуска, во время которого ты не думаешь о бизнес-плане, о пробках на МКАД и о «той овце из совета директоров, которая...» Раз в месяц, когда выдают бабло, ощущать, что мир не так уж плох и можно купить себе очередной гаджет, потому что с прошлогодним гаджетом ходят одни только лохи. Это о тебе когда-то спела группа «Наутилус Помпилиус»: «Можно делать и отсутствие дела». Это про тебя, креакл, когда то написал Виктор Пелевин: «— Творцы нам тут … не нужны, — сказал он. — Криэйтором, Вава, криэйтором». Но далее он тебя успокоил – творить, конечно, не будешь, зато покупать сможешь всё. Живи под лозунгом: «Я потребляю, следовательно, я существую». Свобода? О, нет! Опять же читаем Пелевина: «Единственная свобода, которой он обладает, - это свобода сказать «Bay!» при покупке очередного товара». А что делать, если в обществе потребления становится важен не сам процесс, а его волнующий результат? Большинство неврозов современного человека связано вовсе не с тем, что он (по Фрейду) слабо удовлетворяет свои возросшие половые потребности, а с тем, что чаще всего предаёт Мечту детства и прёт на нелюбимую работу – потому что там много платят. Это статусно и круто. Включаются защитные механизмы и начинаются отговорки, вроде этой, - самой популярной: «Зато я смогу повидать весь мир… А был бы учителем…» В результате они видят не мир, а «свежайшие продукты в Барселоне» и эффектных соседок по гостинице.

Я понимаю, что это банально, однако мне всё время вспоминаются советские книжки и фильмы – от лёгоньких фельетонов до социальной фантастики. Мелодрама про «Карьеру Димы Горина», где чистенький столичный клерк бросает всю эту скучную конторскую тягомотину и остаётся строить ЛЭП-500. Не только потому, что встретил безупречную (сотканную из мечты и сказки) девушку, а потому что влюбился в настоящую работу. Или вот. Комедия «Лёгкая жизнь» - как раз о тех, кто «умеет зарабатывать». Но счастья-то нет, как нет его, кстати, у персонажей минаевского «Духless»-а, ибо человек, меняясь, чтобы соответствовать сложившимся обстоятельствам, ничуть не меняется сам по себе. Он создан Богом, дабы творить, а не для «заколачивания бабла» с целью спустить его в золотой унитаз элитного клуба. Так вот, герой комедии «Лёгкая жизнь» тяготится своим…изгойским состоянием – денег-то он наварил, а радости нуль. Друзей – тоже нет. Не считать же за таковую спекулянтку Марго! Но тут на помощь приходят его бывшие сокурсники, работающие в романтической глуши с не менее грёзовым названием – Дальногорск. И вот ещё, что вспомнилось. Мне часто говорят: «Вы – топовый блогер Живого Журнала. Вы можете ничего не делать, а только размещать заказанные баннеры и стряпать платные post-ы». Им невдомёк, что такая жизнь может кому-то казаться не комильфо. Ан нет. Деньги же! И пахать не надо! В этом и кроется глубинно-креативный смысл…

…И уж, конечно, приходят на ум известные вещи Ивана Ефремова и братьев Стругацких. В созидающем обществе провозглашается культ понедельников, которые, как известно, «начинаются в субботу». Люди работают, потому что им это – в кайф. Занятен и, - наивно-прекрасен диалог в «Понедельнике…». Такой интересной работы, у вас никогда не будет…! Чем занимаетесь? Как и вся наука – счастьем человеческим! Ефремовские сверхчеловеки тоже не мыслят себя без созидания и устремления. Нас учили, что работа – это, прежде всего, творчество, поставленное на службу обществу. Предполагаю саркастические усмешки и фразы в стиле: «Чего же тогда это самое общество так лихо и столь быстро отказалось от созидания в пользу потребляжа и красивых обёрток?» Ответ прост – от слабости и несоответствия заявленным идеалам.

Впрочем, вернёмся к спичу Дмитрия Глуховского, который открыл важнейший, как ему кажется, закон местного бытия: «Потому Путин любит Уралвагонзавод — и не любит мелкий бизнес. Потому он великодушный покровитель военных и учителей — и великодушный враг креаклов. Ему не нужны креаклы и не нужны индивидуальные предприниматели; и офисные работники ему бесполезны. Любой, кто прилично зарабатывает себе на жизнь своим трудом, государству ничем не обязан, и это делает из него потенциального бунтаря». Да нет же, нет! Креакл бунтует только до первой серьёзной опасности, ибо слаб, труслив и самовлюблён до нарциссизма. Путин, ребятки, любит вагон-заводы потому что там именно работают, а не щебечут в Твиттере про новую причёску и про то, что надо хорошенько надраться в пятницу, ибо работа – непроизводительна и тосклива, хотя красиво именуется и платят нехило.

1.0x