Авторский блог Анастасия Белокурова 16:26 29 ноября 2015

Подавляющие личности

23 ноября Московским городским судом была запрещена Церковь Саентологии в Москве. Москвичи и гости столицы наверняка помнят впечатляющую своей масштабностью и пафосом резиденцию саентологов на Таганке. Теперь суд постановил ликвидировать организацию в течение полугода. Осужденные на изгнание обещают обжаловать вердикт. Всё это дало повод вспомнить о документальном фильме Алекса Гибни, вышедшем у нас в прокат в сентябре и прошедшем практически незамеченным. Тогда как в Америке картина наделала много шума и наверняка, как ходят слухи, ей светит выдвижение на соискание «Оскара».

23 ноября Московским городским судом была запрещена Церковь Саентологии в Москве. Москвичи и гости столицы наверняка помнят впечатляющую своей масштабностью и пафосом резиденцию саентологов на Таганке. Теперь суд постановил ликвидировать организацию в течение полугода. Осужденные на изгнание обещают обжаловать вердикт.

Всё это дало повод вспомнить о документальном фильме Алекса Гибни, вышедшем у нас в прокат в сентябре и прошедшем практически незамеченным. Тогда как в Америке картина наделала много шума и наверняка, как ходят слухи, ей светит выдвижение на соискание «Оскара».

Как требуют того законы жанра, фильм открывается рассказом об основателе церкви – писателе-фантасте Лафайете Роне Хаббарде, который в 1950-х годах «взорвал» Америку своей «Дианетикой». Будучи плодовитым фантастом, Хаббард умело сочетал pulp-fiction о космических мирах и психологические тренинги, которые он упорно именовал религией. Написав «Дианетику» он рассчитывал войти в сообщество крупных учёных, но те сочли книгу не заслуживающим внимания бредом. Зато обрести возможность сделать свою жизнь исключительной массово захотели простые жители Америки. В «Наваждении» есть бесценные кадры хроники о деятельности Хаббарда. О том, как он основал флот саентологов, бороздивший моря, в то время как глава секты рассказывал очарованным адептам о звездном небе, межгалактических путешествиях, используя свой богатый опыт фантаста. Есть интервью Хаббарда на фоне фотообоев с красными тюльпанами, создающими какой-то нереально психоделический фон для его высказываний.

Не последнее место уделено мифологии церкви, где подробно рассказывается тайное знание, получаемое на одном из уровней постижения истины – история о происхождении человечества, которое было заброшено на Землю с далеких планет и в душах которого обретают сущности предков, попавшие туда в результате взрывов вулканов. Занимательная фантастика, ставшая для многих последователей реальностью. Сам фильм построен на череде интервью бывших адептов, многих, причем, высокого ранга, которые в силу разных причин покинули церковь. В целом идея выглядит так. Хаббард был маниакальной магнетической личностью, навязавшей свое сознание обществу. Он сам верил в свое учение, тогда как его амбициозный приемник Дэвид Мицкевич поставил организацию на сугубо тоталитарно-коммерческие рельсы. И превратил ее в машину для выкачивания у наивного населения их кровных средств.

Алекс Гибни не обходит вниманием и самых известных последователей Хаббарда. Джон Траволта начинает свой путь актера практически одновременно с участием в церкви. В одном из эпизодов, он, лучезарно улыбаясь, рассказывает о том, что саентология – это о том, как прекрасен мир без войны, но одет при этом почему-то в камуфляжную форму. Том Круз выступает на масштабном сборище саентологов, на груди его красуется Медаль свободы за доблесть, выданная ему лично Мицкевичем, как главному пиарщику организации по всему миру. Именно Церкви Саентологии принадлежит успешно проведенная операция по разводу Круза с Николь Кидман, которая была католичкой и ко всему прочему имела отца психолога. Фильм прямо обвиняет Мицкевича в давлении, оказанном на супругов, в убеждении Круза и его приемных детей в том, что Кидман является для всей семьи подавляющей личностью. Курсы психотерапии, примененные к звезде «Миссии невыполнимой» вызвали панический страх перед супругой. Они расстались.

Менее знаменитые участники «квантового скачка в вечность» повествуют о том, как им обещали сверхспособности и возможность изменять мир к лучшему, а вместо этого наказывали помещением в центр реабилитации, где они чистили унитазы зубной щеткой. Фильм наглядно показывает институт промывки мозгов, его впечатляющие битвы с американской налоговой инспекцией, закончившиеся безоговорочной победой, дает недвусмысленные намеки на связь Церкви Саентологии с сильными мира сего. Но оставляет за кадром один вопрос, ответ на который интригует куда больше всего остального. Почему эти люди, столь долго и откровенно рассказывающие на камеру свои переживания, находились под властью Мицкевича столько лет. Тот факт, что на каждого из них собраны солидные досье, состоящие из записанных на пленку откровений о своей личной жизни, полностью этот феномен не объясняют. Да и название фильма – «Наваждение» - даже не перевод оригинального – «Going Clear: Scientology and the Prison of Belief». Однако кроме как мороком оправдать рассказанные адептами ужасы, исходя из фильма невозможно.

1.0x