Авторский блог Андрей  Яницкий 21:15 18 ноября 2014

Миротворец

Точкой принятия решения было то, что Гриценко начал кричать со сцены майдана – что людям надо раздать оружие. Вот тогда я предложил идти. И пришли мы не в момент перемирия, а когда булыжники и коктейли летели в "Беркут". Если честно и без пафоса – мы всех ошарашили своим появлением. Это было совсем не по плану.

Сегодня, как и обещал – наш разговор с иеромонахом Киевского Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря. Того самого, о котором я вам рассказывал в предыдущем материале. Он один из первых, а вернее первый, кто предложил идти предотвращать бойню на Грушевского. Его предложение не обсуждалось. Братия собралась и пошла.

Иеромонах Мелхиседек родился и вырос в Киеве, закончил индустриальный техникум, институт, семинарию, отслужил в армии - в артиллерийских войсках.

А что дал вам индустриальный техникум? (про артиллерийские войска пытаюсь не вспоминать почему-то).

- Я разбираюсь в определенных вещах – стройматериалы, механика, ремонт. Для монастыря это пригодилось. Да и вообще – по жизни.

Как пришли в монастырь? Ведь это послушание все-таки.

- Я выбрал для себя путь монаха. Сначала просто пришел сюда пел на клиросе, еще когда палатка стояла. Послушание проходило не сложно – после армии особенно, «солдат спит служба идет»… Ведь самое главное в послушании – это научиться послушанию.

Хочу спросить вас про службу в армии. Если смотреть сугубо с точки зрения послушания. Во мне иногда закрадывается такая крамольная мысль, что если без ущемления достоинства то, так называемая дедовщина в армии – это в каком-то смысле – хорошо. Если сравнивать с послушанием. Надеюсь, вы меня правильно поняли?

- Дедовщина – это обычная иерархическая подчиненность. Покажите мне такое место, где нет иерархии? Везде, даже на Небе, есть иерархия. Даже в организме присутствует иерархия – один орган подчиняется другому. Когда я пришел сюда – это была простая палатка – приходская церквушка, еще не получившая статус монастыря. Тогда тут активно действовали сатанисты и язычники – они считают это место своим. Сейчас, когда мы все более утверждаемся волей Божьей – они все больше проводят гулянья на уровне народного фольклора. Я бы сказал, что так они пока прикрывают свои истинные цели.

А противодействия активные у вас с ними есть?

- Противодействий никаких нет, кроме того что они храм сожгли нам полностью. Вот этот вот. Камера стояла над входом и видно, как человек разбил стекло, разлил бензин и поджег. http://fraza.ua/video/15.12.12/156786/video_podzhoga_hrama_desjatinnogo_muzhskogo_monastyrja_v_kieve.html

Но христиане призваны любовью, собственным примером переубеждать своих оппонентов или заблудших….

- Мы – молимся. Звук службы выведен на усилители. И конечно, только самопожертвованием и своим поведением мы можем их переубедить. И на сегодня их тут практически не осталось, человек 5 собираются, может быть. Но хочу вот еще что отметить. Всевозможные религии и культы были на Земле от сотворения мира, вернее от потери Рая. С тех пор люди всегда «верили» разным богам и истуканам. Но и был только один памятник Неведомому Богу. Этот памятник или алтарь обнаружил апостол Павел во время своего путешествия в Грецию, в Афины. Там во время проповеди он напомнил местным философам, что у них в Ареопаге есть жертвенник Неведомому Богу: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам…» (Деян. 17:23). А в начале 20-го века немецкая археологическая экспедиция нашла алтарь, на котором была вырезана надпись: «Неведомому Богу Капитон приносит дары». Найден он в Пергаме, и это открытие доказывает, что автор Деяний не выдумал культ «Неведомого Бога». А Бог есть любовь. Язычники и РУНВеровцы доказывают, что поклоняются только славянским традициям и вере. По их мнению Христос – еврей. А вот какой национальности Бог? Есть ли у него вообще национальность? Вот и нам всем надо своим примером, следуя Богу показывать какой есть Бог.

А вот говорят что у вас не законная застройка на месте монастыря – это правда?

- Блаженнейший Митрополит Владимир благословил это место для постройки храма. Прямо на месте фундамента Десятинной церкви. Но, поскольку тут велись раскопки – было принято решение поставить временный храм немного в стороне. Наше строительство уже давно узаконено, все документы и акты есть. И не только приходской храм, а сам наш мужской монастырь основал сам Блаженнейший. И в Митрополии есть юристы и все специалисты, которые нам помогаю в возможных тяжбах.

Давайте вспомним про Грушевского. Там ведь был тот узел противостояния, которые некоторые неадекватные люди просто разрубили. Вы пытались его развязать?

- В первый раз мы вышли в 7 часов утра, как только приняли решение. Сразу. А к 10 -11 подтянулись о. Георгий Коваленко иже с ним, о. Алипий Светличный, из митрополии – кто смог. Началось такое движение. Мы простояли сутки, потом нас сменяли.

Какова была реакция протестующих на ваш приход на Грушевского?

- Я вам честно скажу, что точкой принятия решения было то, что Гриценко начал кричать со сцены майдана – что людям надо раздать оружие. Вот тогда я предложил идти. И пришли мы не в момент перемирия, а когда булыжники и коктейли летели в "Беркут". Если честно и без пафоса – мы всех ошарашили своим появлением. Это было совсем не по плану.

Сколько вас было в тот момент?

- Нас было трое. Это было в тот момент, когда автобусы спалили, а потом подъехала машина поливать улицу что бы потушить машины, и по гололеду не пробрались наступающие. Именно «Беркут» и пожарные принесли нам поддоны, чтобы мы не стояли во льду и воде.

Что там вообще происходило в тот момент?

- Там было все, что хочешь – кричали все подряд, все: «что вижу – то пою». Там кричали не только против нас, а складывалось впечатление, что все против всех. Какой-то всеобщий аврал.

А как вы оцениваете их психосоматику людей в тот момент? Вы как, священника как оцениваете. Это было помешательство? Или право народа на восстание?

- Во-первых, это тренировка – атака с тракторами отрабатывалась еще в 2004 году. Они тогда уже начали собираться в лагеря и отрабатывать массовые беспорядки, протесты. С другой стороны – это гипноз.

А вы знакомы с теми фактами, что людям на майдане в еду подсыпали наркотики?

- Я не был свидетелем, не знаю. Но что к нам в мороз подбегали полуголые по пояс наступающие и требовали убираться. Это да, они чем-то накачаны были. Чем – не знаю. Их же потом по госпиталям откачивали. Но то, что в большей степени это гипноз – это 100%. А что такое гипноз – это внушение и ритуалы.

Как вы это определяете?

- Я священник. Я общаюсь с людьми, это чувствуется. Для священника – это ощутимо. Особенно внушение идет по телевизору. На определенных телеканалах. Там «распылять» сядет какой-то спец-ведущий возле телевизора все – люди не грамотные, без стрежня – уже «готовы». А тут еще такое «единение» - сцена майдана. Даже священники призывают к праву на восстание. Что еще можно было ожидать?

Когда вы там стояли – сказали, что пришли, когда камни летели. У вас не было ощущения – что всё…

- Нет. Многих там перемкнуло. Вспоминаю, когда вышел с баррикады человек и сидел у нас в ногах все время. Были такие, что кланялись нам в ноги и уходили оттуда. А мы ведь ничего никому не говорили, не агитировали, просто читали молебны. Были такие, что кланялись нам в ноги и уходили оттуда. Совсем.

Вообще, на баррикадах не была однообразная масса – там были четкие отдельные группы, там была ротация определенная на баррикадах. А их «командование» сидело в «Кофе Хаузе» в гостинице Днепр, я ходил в «Кофе Хауз» греться, я их там видел.

Почему и как вы ушли?

- Когда тем, кто на баррикадах надоело перемирие. Они увидели, что люди уходят из-за нас. Был даже такой случай, когда к нам подошли грузины и начали на коленях нас просить уходить, потому что они будут наступать. Другие активные в 6 часов вечера подошли они начали говорить – «все уходите, нам уже скучно, мы хотим что-то делать». Отошли мы все в 3 часа ночи, когда в нас, мимо нас и через нас начали лететь камни. Мы простояли еще сутки. Но когда было подписано перемирие. Но когда уже у нас под ногами граната (взрывпакет) падает зажигается, но не взрывается, мы уже в сторону стали. Если уже полуголые по пояс начали к нам выбегать с пистонами под лицо… тут уже началось такое… Первая атака, когда пошел Беркут, они уже добежали до Европейской, до баррикад, и пошло…. туда-сюда, кто кого. Я потом был сам, остался, и то в углу под балконом одного здания, что бы в меня ничего не попало.

А когда «беркутовцы» пошли в наступление – это было при вас?

- Тогда протестующих серьезно погнали – аж до Михайловского собора. Они там свои палатки тогда устроили. Когда сгорел Дом Профсоюзов. Тогда они и к Десятинке подошли. Начали забор, которым загорожена территория основания храма, ломать на костры. Я, конечно, спрашивал их «Хлопці, що ж ви робите?». Надо – сказали они – надо батюшка. Тога я пошел путем Христа – вынес им чаю и пирожков накормить, отогреть. Среди них были адекватные люди, которые останавливали других от каких-то грубых правонарушений. Половина нормальных, половина беспредельщиков. Всего в одном интервью не расскажешь. Надо воспоминания писать. Ну и потом, когда уже было окончательное перемирие – «беркутовцы» развернулись и ушли….

И как вы считаете – какая была польза или ощутимый результат от вашего молитвенного стояния? Он вообще был, этот результат?

- Конечно. Люди уходили с майдана. И потом – мы сделали максимальное предупреждение – что нас ждет, если мы не остановимся в братоубийстве. Мы сделали то, что имеет право делать священник. Молились, предостерегали, примиряли. Как могли.

Каково ваше отношение к пострадавшим «беркутовцам»?

- Выставили детей-срочников на расправу. Какое отношение? Мы их посещали в больнице. В госпитале – в основном это были мы и не равнодушные киевляне. Даже не знаю, где им было тяжелее – на майдане или в госпиталях. Там просто их прессовали со всех углов и главврача прессовали. Были конкретные угрозы. Как помогали? Как могли, так и помогали – главное было их уберечь от расправы прямо в госпиталях. Даже когда мы собирали им помощь – они просили «не надо помощи – переведите нас отсюда»….

Скажите, после всего пережитого, у вас появился свой личный опыт – как церкви, в периоды противостояний, сохранить путь Царя – золотую середину?

- Да, часто происходит преобладание над политикой. Особенно у прихожан. Сегодня они причащаются, исповедуются. А завтра готовы убивать инакомыслящих… С такими людьми надо обращаться как с болящими. Никого не хочу обидеть. Но когда-то я был в психбольнице и хочу сказать, что то, что происходило на майдане и продолжает происходить сейчас - это даже не психологическая трансформация или радикальная перемена личности – это депрессивное обострение.

А какая разница?

- Разница в том, как вести себя с такими людьми. Общаться с таким человеком надо с любовью, как с любым человеком, который попал в передрягу какую-то. Как с любым человеком после стрессовой ситуации – дать человеку прийти в себя. Ведь больных лечат антибиотиками, а тут надо Причастием, которое убивает все эти микробы. И любовью. Но вести себя очень осторожно в тоже время. Стресс может вызвать агрессию.

Это когда вы чай и пирожки вынесли и дали забор ломать?

- Да. С болящим надо быть как с болящим.

Как вы думаете – страна выздоровеет?

- Она уже выздоравливает. Люди выздоравливают. Я людей имею в виду, а не «анестезиологов» у власти.

Вы вроде были возле Лавры, когда ее пытались захватить «революционеры»?

- Что значит – вроде? Там был. Все началось с того, что из Лавры выезжала российская посольская машина. Приехал какой-то депутат ее осматривать. А кому сразу звонили если что - чаще всего мне. Ну и я там сразу оказался. И ее остановили – Правый сектор и иже с ними. Начали говорить, что ценности из Лавры вывозят. Вообще-то возле Лавры собирались, потому что там было в это время заседание Синода. Собрались радикалы. А машина только повод. Ее обыскивали – ничего не нашли, но «утку» уже запустили. И когда мне позвонили и сказали, что на подмогу радикалам движется от майдана или от Верховной Рады о. Павел (духовник майдана) и с ним человек 300 идут к Лавре. Я их опережаю и говорю - что туда идти не надо. Там уже все улажено. Сказал «Лавру уже отстояла афганская сотня майдана». Потому что, если бы они пришли к Лавре - я не представляю что бы там было. Потому что пришло уже много верующих наших прихожан православных - защитников Лавры от радикалов. Не должно было у стен Лавры быть кровопролития. Ни при каких условиях. Так что о. Павел своих дивидендов не получил, мало что могло быть там – с этим Павлом….

А как все закончилось?

- Поздно вечером, даже ночью машину отпустили, а часа в 4 утра приехал Порошенко, якобы всех примирить. Как всегда…

Чем вы заняты сейчас?

- Всё тем же – созиданием. При Синодальном отделе Лавры создан фонд помощи нуждающимся и пострадавшим при боевых действиях территориях. Наша работа делится на два этапа – сбор помощи и второй – отправка. И есть еще моя личная инициатива – рассказывать и помогать людям выжить в тех тяжелых материальных и физических условиях, которые нас ждут – без света, тепла и пищи.

И что же главное из этих трех?

- Главное именно в наше время, что бы человек был готов умереть. Внутренне готов и принимал Причастие. Далее - собрать все необходимые медикаменты и обустроить ближайший подвал. Строить печку уметь, добывать воду, добывать пищу, охранять территорию.

А кто всему этому учит?

- Я всё собираю, изучаю сайты, выкладываю фото на ФБ. Например, как поэтапно делать себе печку. 6-8 кирпичей, настил, бутылки туда – они теплопроводность сохраняют очень хорошую, с картона делается форма самой печи и замазывается глиной. Еще самый простой вариант - берется пивной бочонок в магазине и делается две дырки - и топится. Можно еще его обмотать проволокой и замазать глиной и все. Вот так вот «лажу» в интернете распространяю… учу как воду добывать. Собиранием росы утром. На клеенку. Поллитра росы накапает точно. И в доме в квартире можно строить печку в комнате. Печка по-чёрному – без вытяжки тогда все дом будет черным. По белому – с вытяжкой. Топит только дровами и проветривать , чтобы угарным газом не задохнуться. Будете проветривать - 80% что задохнетесь….

Нас ждут такие времена?

- Рано или поздно, как написано в Писании – нас ждут такие времена. Повторяю - Причащаться и быть готовым умереть и знать, что без воли Божьей и волос не упадет с головы человека.

На жизнедеятельность человека большое влияние оказывают его воля, решительность, собранность, изобретательность, физическая подготовленность, выносливость. (Добавлю – верующему человеку гораздо легче переносить трудности. Посты и молитвенное правило, Церковные Таинства помогают человеку сохранять свой внутренний мир в достойном состоянии). Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, где много дичи, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

При нахождении человека на местности любого типа шансы на выживание зависят от следующих факторов:
- желание выжить;
- умение применять имеющиеся знания, строго выполнять требования пребывания в той или иной местности;
- уверенность в знании местности;
- рассудительность и инициативность;
- дисциплинированность и умение действовать по плану;
- способность анализировать и учитывать свои ошибки.

- Добавлю, все это стороны, грани смирения и самосовершенствования.

Выжить - это значит решить три важнейшие задачи:
1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.
2. Сразу установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Необходимо также принять меры для нахождения источников воды.
3. Составить пищевой рацион и убедиться, что имеется достаточное количество воды для приготовления и потребления пищи.

Главное - не впасть в искушение уныния.

Как сказано - Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?

И все-таки – что с психикой людей? Одна страна в развалинами, с кусками человеческого тела лежит в руинах, а вторая по ресторанам сидит?

- Я когда видел ситуацию в Сирии – да наверное и все видели по телевизору - как на оной части города бомбят а на другой сидят в кафе музыку слушают. Ничего такого с психикой нет - это безразличие. Если читать «Мои посмертные приключения» - там есть раздел, когда люди были безразличны – героиня попала именно в такое состояние. И люди думают, что их оно не пересечет, и потому безразличны. Нет у людей такого, что если такого масштаба и такое происходит, то нельзя допускать такое!! Надо быть там и как-то предотвращать этот кошмар.

Вы ездили с собранной помощью в зону АТО. Ваши впечатления?

- Да, мы ездили несколько раз в Святогорскую Лавру, в Славянск с гуманитаркой и вывозили людей. В основном собирались люди церковные, но не только. Они теперь находятся кто в монастырях на работах и обеспечении, кто нашел себе работу. В основном разместились в Пуще Водице, Буче, на базах отдыха, волонтеры собирают средства на оплату.

А как забирали людей?

- Да как и все волонтеры в таких ситуациях. Под Березанью. Подъехали автобусы и сказали, кто хочет выехать поехали. И приехали. 50 человек. Не много. Устроили кого-то в монастыре на работы, кто-то выезжает, выселяется, ищет варианты, может себе купить или снять жилье. Кого-то в монастырях кормят в монастыре они на полном пансионе, с детками на службу ходят. Группы собирались верующих, которые изначально при монастыре. Были и такие, которые случайно в храм забежали и остались с нами.

Так все-таки ваши впечатления из зоны боевых действий?

- Запах войны и горя пока не унюхаешь, не начнешь ценить жизнь и людей по-настоящему. Не начнешь ценить простые человеческие отношения. Если эту догму принять как главную, то все остальное становиться второстепенным. Отдайтесь полному попечению Божьему о вас, ибо вы в такой ситуации, в которой о себе вы уже позаботиться не способны. Доверьтесь Богу полностью и безгранично, и Он не оставит вас. Наконец, пришло это время, когда мы станем беспомощными младенцами, детьми Божьими, а какой родитель позволит страдать своим детям? Бог наш главный родитель, Отец любящий безгранично, уготовляющий нам вечные блага. Главное нам не противиться Его святой Воле. И, главное, полностью довериться.

1.0x