Авторский блог Илья Полонский 10:54 7 августа 2013

Овощной рынок

За минувшее десятилетие в России сложилась очень опасная ситуация, когда диаспорами выходцев из других государств контролируется важнейшее звено продовольственного снабжения – доставка продукции от производителя к покупателю. Монополизация этническими диаспорами посреднических функций в рыночной торговле привела к тому, что сегодня общество просто не обойдется без тех самых «торговцев арбузами», изгнать которых из российских городов предлагают особо буйные националисты.

Столкновение сотрудников полиции с торговцами, произошедшее на одном из московских рынков во время задержания подозреваемого в изнасиловании несовершеннолетней, и закончившееся тяжелой травмой головы для одного из оперуполномоченных московского угрозыска, послужило формальным поводом для новой волны кампании против мигрантов. Вслед за руководством московской полиции о криминализации рынков заговорили на самом высоком уровне, отметился высказываниями на данную тему и президент Владимир Путин. В Москве, а затем и в других регионах России, начались массовые облавы на рынках по выявлению нелегальных мигрантов.

Конечно, нелегальная иммиграция в Россию из менее развитых республик бывшего Союза – очень серьезная проблема, затрагивающая практически все сферы жизни российского общества. Но в отношении рынков и рыночных торговцев российская власть, как это бывает достаточно часто, попыталась направить общественное негодование по ложному пути. Любому россиянину, хотя бы чуток сведущему в социально-экономической жизни страны, хорошо известно, что огромная часть отечественных продуктовых рынков в настоящее время находится под контролем этнического бизнеса. Выходцы из стран ближнего и дальнего зарубежья, в разное время обосновавшиеся на территории России, в «лихие» девяностые годы развала отечественной экономики умудрились занять ключевые позиции в рыночной торговле российских городов. И прежде всего под их контроль попала торговля продуктами питания, в особенности – овощами и фруктами.

Глупо считать людей кавказской и ближневосточной внешности, торгующих на рынках Москвы и Воронежа, Ростова и Саратова, крестьянами – производителями сельхозпродукции. Подавляющее большинство упомянутых рыночных торговцев – перекупщики или, используя лексикон недавнего советского прошлого, спекулянты. Закупая у фермеров и крестьян овощи и фрукты (а во многих случаях и следуя более простым путем – приобретая овощи и фрукты в супермаркетах крупными партиями), они продают их по более высокой цене, используя преимущества рыночной экономики. В принципе, это легальный и нормальный бизнес. Если он осуществляется с соблюдением всех существующих норм, регламентирующих торговлю на рынках.

Главная проблема в том, что за последнее десятилетие этот бизнес фактически был монополизирован этническими диаспорами выходцев из Закавказского региона. При этом, данная картина характерна не только для Москвы или Санкт-Петербурга, но и для более южных городов страны, расположенных в традиционно аграрных регионах. Так, жители Краснодарского края говорят о том, что в городах торговля овощами, фруктами и мясомолочной продукцией в значительной степени контролируется диаспорами проживающих в регионе этнических меньшинств азербайджанцев, турок-месхетинцев, крымских татар, курдов, езидов. Даже в Ростове-на-Дону, где более двух веков проживают активные в бизнесе донские армяне, рыночную торговлю овощами и фруктами осуществляют преимущественно азербайджанцы.

Безусловно, что среди рыночных торговцев большинство давно является гражданами России или имеет законные основания для пребывания и ведения коммерческой деятельности на территории страны. Что касается «верхних этажей» рыночной иерархии, то здесь, можно даже не сомневаться, и близко нет никаких нелегальных мигрантов. Таким образом, полицейские мероприятия по выявлению незаконно находящихся на территории страны иностранцев, занятых в сфере рыночной торговли, представляются банальной борьбой с ветряными мельницами. Даже если будут выявлены и депортированы все нелегальные мигранты из Закавказья, Средней Азии, Китая или Вьетнама, занятые на рынках в качестве дворников, грузчиков и наемных реализаторов, никаких масштабных изменений в данной сфере не последует. В лучшем случае, малость сократится количество правонарушений и преступлений в жилых районах, облюбованных мигрантами. Но что касается самой системы рыночной торговли – она так и останется предельно этнизированной, контролируемой диаспорами.

За минувшее десятилетие в России сложилась очень опасная ситуация, когда диаспорами выходцев из других государств контролируется важнейшее звено продовольственного снабжения – доставка продукции от производителя к покупателю. Монополизация этническими диаспорами посреднических функций в рыночной торговле привела к тому, что сегодня общество просто не обойдется без тех самых «торговцев арбузами», изгнать которых из российских городов предлагают особо буйные националисты.

Не секрет, что существующие в городах сети супермаркетов не справляются с торговлей овощами и фруктами, тем более многие люди из малообеспеченной части населения предпочитают покупать продукты на рынках. Во многих городах палатки торговцев овощами и фруктами стоят прямо во дворах спальных районов, что, конечно, очень удобно для местных жителей. Понятно, что в случае запрета на подобную торговлю пострадают, в первую очередь, потребители. Ведь практически никто из коренного населения, даже в случае ликвидации препятствия в виде этнических монополистов, не займется аналогичной торговлей – это непрестижно, трудоемко, да и народ у нас все же ориентирован на несколько иные модели трудового поведения.

На фоне сложившейся ситуации поражает полное невнимание государства к проблемам продовольственного обеспечения населения. Вместо того, чтобы обратить внимание на парадоксальность самого факта монополизации рынков этническими диаспорами, государство имитирует бурную деятельность, задерживая нелегалов. Получается, что основная проблема российского продовольственного рынка не в том, что он находится под контролем замкнутых этнических кланов, а в том, что на нем трудится некоторое количество наемных продавцов и грузчиков без регистрации. Ну не абсурд ли?

Причины сложившейся ситуации кроются в тотальном разрушении отечественного агропромышленного комплекса в 1990-е годы. Автору этих строк приходилось бывать в небольших станицах и хуторах Краснодарского края и Ростовской области. Даже на такой благословенной и плодородной земле, как Дон и Кубань, разруху сельского хозяйства не увидит только слепой. Так, в хуторе Перебойный (Ростовская область) некогда совхозное поголовье скота насчитывало несколько сотен голов, а сейчас если и есть несколько коров, то уже хорошо. Доживает в хуторе десятка три стариков – помрут и еще одним мертвым селом на Руси будет больше. На востоке и юго-востоке Ростовской области сельское хозяйство – давно в крепких руках приезжих. В некоторых населенных пунктах они составляют более половины населения, причем населения молодого и экономически активного.

Пустующие сельскохозяйственные земли привлекают внимание только мигрантов. Турки-месхетинцы, курды, азербайджанцы, корейцы арендуют бывшие колхозные и совхозные земли за бесценок и нанимают батраков из числа местных жителей. На рынке – соплеменники-перекупщики. Своего – не обидят, у чужого – купят товар по заниженной цене, а то и вообще прогонят. Так и происходит переход российского сельского хозяйства в руки более предприимчивых южан. А государство, вместо забот о возрождении сельского хозяйства, о создании эффективного механизма закупки продуктов у производителей с последующей перепродажей по невысоким ценам покупателю, решает какие-то другие вопросы.

Во многих странах сельское хозяйство давно является сферой повышенного внимания государства, фермерские хозяйства дотируются и субсидируются, создаются нормальные условия для реализации производимой сельхозпродукции. А в России все, к глубокому сожалению, как всегда пускается на самотек. Однако, находятся люди, которые стремятся стихийный рынок упорядочить, и в этом водовороте выплывают и удерживаются на поверхности те, у кого сильней родственные и земляческие связи, традиции взаимопомощи, кто знает, где вовремя «подмазать», а где проявить дружелюбие, где надо положить деньги в стол, а где – врезать гирей по голове. А что же россияне? Конечно, нам комфортно и удобно покупать дешевые овощи и фрукты вблизи от дома. Да только о том, чем обойдется эта дешевизна, почему-то мало кто задумывается…

1.0x