Сообщество «Салон» 00:00 28 мая 2015

Юбилей титана

Как станковый живописец Пётр Оссовский монументален, он выступает в роли конструктора и архитектора холста. Один и тот же мотив может возвращаться по нескольку раз, переживая постоянные уточнения пропорций цвета, пятен, теней. Таким образом, Петру Оссовскому удаётся достигать предельной композиционной выразительности. Художник неустанно продолжает обращаться к истокам мировой художественности. Он не боится копировать "Спас" Андрея Рублёва или фигуру боярыни Морозовой, позволяя своей кисти следовать линиям великого Сурикова.

Выставочный зал Академии художеств на Пречистенке представляет персональную экспозицию Петра Оссовского — "Вспоминая былое…". Она посвящена 90-летнему юбилею художника и продлится до 7 июня.

Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины. Ещё до окончания 20-х годов семья будущего художника переместилась в город Горький, стоящий на берегу могучей реки Волги. Как вспоминает сам Пётр Павлович, то было время, когда вокруг него вперёд двигалась молодая, бесконечно динамичная страна. На протяжении всей художественной жизни эти детские воспоминания не покидали его и давали почву для одной из важнейших тем творчества — раздумий о Великой России, её исторической судьбе. Пройдя сквозь годы, принёсшие с собой войну и не одно переселение, Пётр Оссовский окончил Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова.

Пётр Павлович Оссовский принадлежал к изумительно счастливому поколению людей, заставших устойчивую, казавшуюся непоколебимой страну. Государство знало, для чего оно существует, художники понимали собственную высокую миссию, занимали вполне осязаемую иерархическую нишу в структуре общества и жили при этом весьма и весьма неплохо. Титаны уровня Петра Оссовского, Гелия Коржева или Виктора Попкова, казалось, выходили в культурное пространство непрерывными стройными шеренгами, но их мнимая массовость при этом не уменьшала талантливости и значительности созданных ими работ. Эти люди, по сути, были продолжателями традиций Пластова и Дейнеки, естественно, они обладали собственным жизненным опытом и мировоззрением, поэтому избежали судьбы стать второстепенными копиями великих мастеров-реалистов.

Поколение художников, частью которого является Пётр Оссовский, прошло прекрасную академическую школу. Впоследствии этим людям выдалось двигать советское академическое искусство шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов. Они были в высшей степени идейными, оттепель на них повлияла весьма своеобразно. Оссовский, вместе с другими видными представителями своего поколения, часто открывал выставки, пребывал в фаворе у главного заказчика — государства. Художнику не была свойственна двойственность, присущая многим из тех, кто называет себя "шестидесятниками". Напротив, Пётр Павлович являлся цельной в художественном и идеологическом плане фигурой.

В пятидесятые годы, когда реализм ещё имел практически контркультурный статус, Пётр Оссовский представил свою первую крупную, созданную после окончания Суриковского института работу, названную "Три поколения". Реакция официальной художественной общественности в ту пору оказалась весьма неоднозначной. В качестве сюжета картины автор выбрал древний мотив Тициана и перенёс его в послевоенную эпоху. В поле собраны три фигуры: дед, повидавший революцию и гражданскую войну, отец, прошедший через Великую Отечественную, и ясноликий сын, не испытавший столь чудовищных потрясений и олицетворявший будущее страны. Картину критиковали за несвойственную официальной живописи того периода приземлённость, мрачность и будничность. Впоследствии эти характеристики стали одним из фундаментов сурового стиля, а у Оссовского в творчестве появился повторяющийся мотив: серии картин, изображающих изменения, происходящие с людьми, регионами или целой страной с течением времени. Это и полиптих "Рубежи жизни Родины", и полиптих "История Красной державы".

Как станковый живописец Пётр Оссовский монументален, он выступает в роли конструктора и архитектора холста. Один и тот же мотив может возвращаться по нескольку раз, переживая постоянные уточнения пропорций цвета, пятен, теней. Таким образом, Петру Оссовскому удаётся достигать предельной композиционной выразительности. Художник неустанно продолжает обращаться к истокам мировой художественности. Он не боится копировать "Спас" Андрея Рублёва или фигуру боярыни Морозовой, позволяя своей кисти следовать линиям великого Сурикова.

Пребывание в Псковских землях, несомненно, сильно повлияло на творчество Петра Оссовского. Это произошло уже после первых успехов и признания. Реки, белые озёра Псковщины, рыбаки, местные жители, их многочисленные лодки вошли в душу художника и дали ему ещё одно измерение творчества. Мотивы озера, взаимодействия воды, церквей и солнца и по сей день продолжают волновать художника — например, триптих "Псковская идиллия" датирован 2015 годом.

Пётр Оссовский был и остаётся художником большого стиля, который связан со всей изобразительной историей человечества. Вместе с перестройкой этот тысячелетний художественный процесс, казалось, был прерван, но сейчас возвращение интереса к истинному искусству уже невозможно отрицать.

Рис. Пётр Оссовский. Три поколения, эскиз (1959)

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x