Авторский блог Николай Юрлов 19:54 27 июля 2015

Орёл над городом

Каким образом строить патриотическое воспитание на примерах родной истории? Разумеется, комплексно, не ограничиваясь одной лишь темой Великой Отечественной войны. Так считают в Томске и другим пример подают.

Невероятно, но факт: создание обелиска в честь Томского пехотного полка, воины которого героически полегли на Курганной батарее в день Бородинского сражения, несколько лет назад инициировал Томский областной Совет ветеранов. То есть именно та общественная организация, где дальше увековечения памяти участников Великой Отечественной войны, как правило, не идут, поскольку такая задача по Уставу не прописана.

Может, у нас и впрямь что-то меняется в сознании, если даже ветераны, эти последние из могикан социализма, прониклись благородной идеей исторической справедливости и воздают дань уважения всем, кто в разные годы и при различных формах государственного устройства, включая ненавистную для кого-то Российскую империю, защищал Отечество?

И пусть пока почину томичей другие города Сибири не очень-то следуют (раньше Енисей вспять потечёт, чем власти в Красноярске на подобное отважатся). «Радуйся малому — тогда и большое придёт», — так, кажется, учил своих подданных царь Пётр Великий, и они одерживали виктории.

В этой связи хотелось бы ещё раз обратиться к знаковым, на мой взгляд, высказываниям ветерана Службы внешней разведки РФ и генерал-лейтенанта государственной безопасности Леонида Решетникова:

«Появилось понимание, что мы на подвигах нашего народа в Великую Отечественную войну, на одной победе не можем строить нашу историю, наше государство, наше прошлое, наше идейное воспитание. Этого явно недостаточно для такой страны, как Россия».

Для Томска это стало именно так, хотя губернатор Сергей Жвачкин, открывший финансирование монумента, вроде бы и не служил во внешней разведке. В конечном итоге некогда заброшенный сквер в исторической части города с появлением величественного памятника стал той самой машиной времени, с помощью которой можно запросто оказаться на Курганной батарее, где насмерть стояли пехотные батальоны Томского полка — «стальная масса, объятая пламенем». Исколотый штыками был пленён и шеф пехотного полка генерал-майор Пётр Лихачёв, усмиритель Кавказа, дважды георгиевский кавалер.

Когда Наполеон, восхитившись мужественным поведением раненого противника, приказал вернуть Петру Гавриловичу шпагу, русский генерал молвил:

— Плен лишил меня оружия, и я могу его принять обратно только от моего государя императора…

Нынче в томском сквере особенно пророчески звучат слова русского царя Александра Павловича, выбитые у подножия памятника, что гордо взметнул в небо и распростёртого орла, и непобедимый русский штык: «Славный годъ сей минулъ, но не пройдутъ содъянные въ нёмъ подвиги».

Нет, что бы там ни утверждали, а всё-таки не зря оказался во граде Томском легендарный сибирский старец Фёдор Кузьмич, причисленный Русской православной церковью к лику святых. Это сам император и былЪ!

1.0x