Авторский блог Леонид Масловский 13:17 9 февраля 2016

Оборона Ленинграда и прорыв блокады 18 января 1943 г.

В октябре 1941 года 7-я армия под командованием К. А. Мерецкова после 3-месячных боёв и отступлений остановила финнов, усиленных немецкими войсками на реке Свирь с восточной стороны Ладожского озера, не дав им соединиться с немецкими войсками и полностью замкнуть кольцо окружения Ленинграда. Планы немецкого командования были сорваны. В декабре 1941 года немцы были выбиты из Тихвина, и наши войска полностью очистили железную дорогу Тихвин–Волхов, резко улучшив снабжение города и Ленинградского фронта. После этого железнодорожники проложили ветку железной дороги до самого Ладожского озера. Ленинград защищали Волховский и Ленинградский фронты, не давая немцам возможности соединиться с финляндскими войсками, остановленными севернее реки Свирь. В период с 7 января по 30 апреля 1942 года силами Волховского и 54-й армии Ленинградского фронта была проведена Любанская операция с целью деблокирования Ленинграда, но отбросить немцев от Ладожского озера не удалось. 19 августа 1942 года началась Синявинская военная операция, которая тоже проводилась с целью деблокирования Ленинграда. Наши войска были уверены в победе, так как не знали о прибытии с юга дивизий Манштейна. Поэтому прорвать блокаду не удалось, но славные воины Ленинградского фронта благодаря мужеству бойцов и бившей через Неву артиллерии сумели удержать за собой два небольших плацдарма. 28 декабря 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования утвердила третий план проведения операции по прорыву блокады и присвоила ему название «Искра". Немцы пытались перерезать дорогу жизни по Ладоге, но у острова Сухо были разбиты. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились. 7 февраля 1943 года из Ленинграда пошёл первый поезд дальнего следования. Связь со страной по суше была восстановлена.

В октябре 1941 года 7-я армия под командованием К. А. Мерецкова после 3-месячных боёв и отступлений остановила финнов, усиленных немецкими войсками на реке Свирь с восточной стороны Ладожского озера, не дав им соединиться с немецкими войсками и полностью замкнуть кольцо окружения Ленинграда. Планы немецкого командования были сорваны.

Немецкие войска остались под Ленинградом и только усиливались свежими немецкими дивизиями. По плану они должны были взять Ленинград и присоединиться к войскам, наступающим на Москву. Не пропустили финнов с немцами и к Вологде со стороны Онежского озера.

В декабре 1941 года немцы были выбиты из Тихвина, и наши войска полностью очистили железную дорогу Тихвин–Волхов, резко улучшив снабжение города и Ленинградского фронта.

После этого железнодорожники проложили ветку железной дороги до самого Ладожского озера, и грузы из вагонов стали разгружаться прямо в кузова грузовых автомобилей, которые по 25 км пути по льду озера и дальше по автомобильным дорогам доставляли грузы в Ленинград, что также позволило значительно повысить нормы питания жителей города и бойцов Ленинградского фронта, а также улучшить снабжение войск оружием и боеприпасами.

С этого момента, остановив немцев и финнов, наши войска пытались отбросить немцев от южного берега Ладожского озера и, таким образом, прорвать блокаду Ленинграда, то есть обеспечить связь города со страной не только через Ладожское озеро, но и по суше.

Ленинград защищали Волховский и Ленинградский фронты. Ленинградский фронт находился в блокаде, Волховский фронт находился с внешней стороны кольца блокады и протянулся на 250 км по реке Волхов, перемалывая бросаемые на Ленинград гитлеровские войска и не давая им возможности соединиться с финляндскими войсками, остановленными севернее реки Свирь.

В период с 7 января по 30 апреля 1942 года силами Волховского и 54-й армии Ленинградского фронта была проведена Любанская операция с целью деблокирования Ленинграда, но отбросить немцев от Ладожского озера не удалось. Всего 16 километров разделяло войска Волховского и Ленинградского фронтов. Чтобы прорвать блокаду, этим войскам надо было встретиться.

19 августа 1942 года войска Ленинградского фронта, а 27 августа войска Волховского фронта при содействии сил Балтийского флота и Ладожской военной флотилии снова перешли в наступление навстречу друг другу. Началась Синявинская военная операция, которая тоже проводилась с целью деблокирования Ленинграда. Наши войска были уверены в победе. Мерецков писал: «Предназначенные для наступления войска давали нам на избранном направлении более чем трёхкратное превосходство над противником в живой силе, четырёхкратное – в танках, двухкратное – в артиллерии и миномётах.

Так думали мы, не зная о прибытии с юга дивизий Манштейна». Прибыли эти дивизии Манштейна из-под Севастополя для штурма Ленинграда как имеющие опыт в штурме крупного приморского города в течение полугодовой битвы за Севастополь. Но штурмовать Ленинград им не пришлось. Наступление наших войск сорвало подготовленный новый немецкий штурм Ленинграда. Э. Манштейн написал: «И вот вместо запланированного наступления на Ленинград развернулось сражение южнее Ладожского озера».

Излагая события Синявинской операции, большинство историков приводят её описание Манштейном. Но честно и ясно о ней рассказал не Э. Манштейн, а К. А. Мерецков, который написал об итогах операции следующее: «Основная масса войск закончила выход на восточный берег к рассвету 29 сентября. Остальные подразделения вышли в ночь на 30 сентября. После этого активные боевые действия были прекращены. Наши войска, а также и войска противника возвратились примерно на старые позиции. Артиллерийская дуэль и взаимные налёты авиации как бы по инерции продолжались затем несколько дней, но наступательных действий не предпринималось».

Ни командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков, ни начальник Генерального штаба А. М. Василевский не упоминают об окружении в Синявинской операции немецких или наших войск. Невская оперативная группа вела бои до 6 октября. Фашистское командование прилагало немало усилий, чтобы сбросить в воду форсировавшие Неву части, но славные воины Ленинградского фронта благодаря мужеству бойцов и бившей через Неву артиллерии сумели удержать за собой два небольших плацдарма. Таков был конец Синявинской операции. Волховскому и Ленинградскому фронтам не удалось в то время прорвать блокаду Ленинграда.

Однако расчёты гитлеровского командования взять штурмом Ленинград потерпели полный крах. В песне «Волховская застольная» есть строки о Синявинской операции: "Будут навеки в преданьях прославлены Под пулемётной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой". Потери немецких войск убитыми и пленными составили около 60 тысяч человек, а в технике – 260 самолётов, 200 танков, 600 орудий и миномётов. По показаниям пленных в ротах большинства дивизий осталось в строю по 20 человек. «Лучше трижды побывать в Севастополе, чем оставаться здесь», – говорили пленные. Бойцы и командиры Красной Армии своими контратаками и двумя крупными наступлениями защитили жителей осаждённого города.

Ленинград продолжал жить, работать и сражаться. «Ещё до весенней (весны 1942 года – Л. М.) распутицы на Ладоге в Ленинград доставили более 300 тысяч тонн всевозможных грузов и вывезли оттуда около полумиллиона человек, нуждавшихся в уходе и лечении», – пишет К. А. Мерецков. В навигацию грузы продолжали доставляться водным транспортом по Ладожскому озеру и при необходимости самолётами. Количество доставляемых грузов соответствовало возможностям водного транспорта озера, включая корабли Ладожской военной флотилии и в целом Северо-Западного речного пароходства.

На мой взгляд, вклад речников в снабжение города и Ленинградского фронта недооценен. В частности, чтобы остановить немцев на подступах к Волхову, Волховской ГЭС и под Тихвином, Ставка ВГК в июле 1941 года выделила в помощь четыре дивизии. Две дивизии были переброшены самолётами, а одна – Ладожской военной флотилией в штормовых условиях. А ведь в советской стрелковой дивизии по штату 14,5 тысяч человек (фактически в начале войны 9 – 10 тысяч человек из-за отсутствия прибывших по мобилизации).

Днём и ночью, круглые сутки речники везли грузы в Ленинград и вывозили из Ленинграда людей, а с лета 1942 года также продукцию промышленных предприятий.

Надо отметить, что степень риска как зимнего, так и летнего пути по озеру преувеличена – этот путь не превышал 25 километров и был надёжно защищён от авиации и наземных войск противника. Потери, конечно, были, но посравнению с количеством доставляемых грузов потери были незначительными.

«Летом Ленинград получил первые тонны жидкого топлива по 25-километровому трубопроводу, проложенному по дну Ладоги. Позже по подводному кабелю сюда стал снова поступать ток с частично восстановленной Волховской ГЭС. Это позволило ряду предприятий возобновить производство военной продукции», – указывает К. А. Мерецков.

Таким образом, в 1941-1942 годах армия и правительство делали всё возможное для снабжения города и Ленинградского фронта, защиты жителей Ленинграда и прорыва блокады по суше.

Синявинская военная операция закончилась в октябре 1942 года. Но уже вначале декабря 1942 года Ставкой было принято решение о подготовке новой военной операции по прорыву блокады Ленинграда. Это была уже третья крупная наступательная операция по прорыву блокады. В результате первых двух наступлений прорвать блокаду не удалось.

28 декабря 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования утвердила третий план проведения операции по прорыву блокады и присвоила ему название «Искра». «Замысел этой операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов – Ленинградского и Волховского – разгромить вражескую группировку в шлиссербургско-синявинском выступе, прорвать блокаду и восстановить сухопутную связь Ленинграда с центральными районами страны.

Нашим солдатам под Ленинградом приходилось сражаться в трудных условиях: летом огромное количество комаров, не дающих солдатам покоя ни днём, ни ночью, зимой сильные морозы и снежные заносы. Кругом леса и болота, по которым человеку пройти трудно, не говоря уже о движении автомобилей, артиллерийских орудий, танков и другой техники.

После тщательного рассмотрения всех вариантов было принято решение прорывать немецкие укрепления несколько севернее того места, где пытались прорвать блокаду с 19 августа по 10 октября 1942 года при проведении Синявинской операции. «Это направление являлось самым сложным вследствие наличия здесь чрезвычайно мощных вражеских укреплений, но зато и самым коротким. Нам нужно было преодолеть всего 12-километровую полосу между Шлиссельбургом и Липками, или по шесть километров каждому из наших двух фронтов», – писал К. А. Мерецков.

Ленинградский фронт мог нанести встречный удар только в том месте, где ближе всего находились войска Волховского фронта. На более глубокую операцию у Ленинградского фронта не хватало сил, так как всё снабжение фронта и города осуществлялось по Дороге жизни, то есть по льду Ладожского озера. Немцы пытались перерезать дорогу, но у острова Сухо были разбиты.

Из-за положения Ленинградского фронта и сложности перемещения техники в болотистой местности пришлось планировать наступление на самый укреплённый немцами район шлиссельбургско-синявинского выступа. У немцев плотность войск на данном участке вдвое превосходила предусматриваемую их уставами. Но и Ставка смогла обеспечить на каждый километр фронта в среднем 160 орудий и миномётов. Это позволило нашим войскам создать чрезвычайно высокую плотность огня, достаточную для разрушения немецких укреплений.

На участок наступления была перенацелена вся фронтовая авиация в составе 14-й воздушной армии генерал-майора И. П. Журавлёва. К операции также привлекалась авиация дальнего действия генерал-полковника А. Е. Голованова. Наступление наших войск поддерживал Балтийский флот и Ладожская военная флотилия.

12 января 1943 года началась авиационно-артиллерийская подготовка. Наша артиллерия разрушала немецкие укрепления около 2-х часов. Десятки тонн металла, обрушенные на врага, основательно разрушили немецкие позиции и подавили множество огневых точек. Наши войска перешли в наступление.

Максимальное сопротивление враг оказывал в районе рощи Круглой. Весь день здесь шёл ближний бой, который неоднократно переходил в рукопашные схватки. К вечеру указанный узел сопротивления был взят. 327-ю дивизию за совершённый подвиг переименовали в Гвардейскую. 13 и 14 января были изолированы и отрезаны Липки и Рабочий посёлок №8. Все попытки свежих немецких соединений пробиться к ним из Мги не имели успеха.

Всего два, самых тяжёлых километра оставалось пройти нашим фронтам, чтобы прорвать блокаду. И они их прошли, умело и мужественно ведя бои. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились. 7 февраля 1943 года из Ленинграда пошёл первый поезд дальнего следования. Связь со страной по суше была восстановлена.

Именно миллионы героических поступков советских людей на фронте и в тылу обеспечили нам победу. История Великой Отечественной войны имеет великое множество примеров массового проявления героизма. Такого массового героизма не знала ни одна страна и ни одна армия мира.

«Когда соединения Волховского и Ленинградского фронтов в конце января 1943 года поворачивали на юг, занимая позиции вдоль синявинского рубежа, в их тылу уже кипела работа: в коридоре севернее Синявина начали строить железную дорогу на Ленинград. За наступающими войсками двинулись железнодорожные бригады. Им пришло на помощь местное население, а затем фронты выделили на сооружение дороги ряд воинских частей… На Неве воздвигли временный ледово-свайный мост, который соединил ветку с колеей от Чёрной речки к посёлку имени Морозова.

Уже 2 февраля, как только с ремонтно-строительных дрезин были спущены и закреплены последние рельсы, прошёл пробный состав, а ещё через четыре дня по 36-километровой линии промчался грузовой поезд дальнего следования. Дорога победы – результат двухнедельного героического труда – вступила в строй», – пишет командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков. Параллельно железной дороге были проложены дороги автомобильные.

Немцы начали обстреливать построенный участок железной дороги, но железнодорожники проложили ещё одну ветку железной дороги в более безопасном месте, а крупнокалиберная артиллерия обоих наших фронтов и орудия, снятые с кораблей Балтфлота, уничтожили немецкие батареи, и они замолчали.

Почти двенадцать месяцев войска фронтов вели то разгоравшиеся, то затухавшие боевые действия в направлении на станцию Мга, пытаясь расширить полосу освобождённой земли, и не позволяя немцам вернуть отвоёванную родную землю. Но наши армии не имели сил, достаточных для прорыва обороны немцев. А Ставка выделить дополнительные войска не могла, так как основные резервы ушли под Сталинград и Курск, где решалась судьба всей войны.

В боях после прорыва блокады советская артиллерия и авиация не давали покоя немцам. А. Е. Голованов пишет, что немецкие войска в районе Синявино бомбардировались крупными группами самолётов массированно, что давало наиболее ощутимые результаты. Так, в одиннадцати налётах на этот район принимало участие 1299 самолётов только Дальней бомбардировочной авиации. Массировано бомбила немецкие войска и фронтовая авиация.

1.0x