Авторский блог Максим Меденцев 01:00 1 ноября 2014

О плане восстановления экономики ЛНР

На эти выходные намечены выборы в Парламент и Правительство Луганской Народной Республики. Перед вновь избранными депутатами и членами Правительства будут стоять задачи по восстановлению народного хозяйства и экономики ЛНР. Об этих важных вопросах мы беседуем с официальным представителем Луганской Народной Республики в Российской Федерации Гранкиным Андреем Феликсовичем.

Максим Меденцев, газета «Завтра». Андрей Феликсович, расскажите, пожалуйста, как было создано представительство ЛНР в Российской Федерации.

Андрей Гранкин, официальный представитель ЛНР в РФ. Представительство Луганской Республики начало свое функционирование с 10 мая 2014 г.

«Завтра». Какова предыстория создания представительства?

Андрей Гранкин. Предыстория была не длительной. В конце апреля 2014 г. состоялся разговор с В.Д. Болотовым о необходимости представления интересов Республики в Российской Федерации. После отправки моей семьи на территорию РФ, я приехал в Луганск, где в течении трех часов был решен вопрос с моей поездкой. Попал сразу «с корабля на бал», в Москве много людей с Юго-Востока Украины работает. Они изъявили желание поучаствовать в референдуме о независимости, это проходило настолько спонтанно и быстро, что сами организаторы данного мероприятия в Москве практически ничего не успели понять. Были некоторые сложности, но в процессе их удалось решить в рабочем порядке. Самое главное, что такого количества людей никто не ожидал увидеть, я был просто поражен количеством народа, которые хотели высказать свою позицию. Потом был подсчет голосов. Очень хорошо помогли казаки ЦКВ, они любезно предоставили свой штаб, в котором в последствии стали собирать гуманитарную помощь в пользу молодых республик.

Конкретных задач поставлено не было, по сути я ехал в никуда… В дальнейшем, в процессе работы я стал осознавать круг вопросов, которыми необходимо заниматься. Республика нуждалась в медикаментах, продуктах питания, обмундировании и снаряжении. Но это был не весь перечень моих задач. Много людей были вынуждены покинуть свои дома. Они прибыли на территорию РФ и многим была необходима помощь: неустроенность, отсутствие жилья, питания, вещей да и всего самого необходимого.

«Завтра». Что сейчас самое необходимое, в чем нуждается Республика?

Андрей Гранкин. Сказать конкретно что наиболее необходимо в данный момент, достаточно сложно… Нужно абсолютно все. Начиная от детского питания и подгузников заканчивая насосным оборудованием и строительными материалами. Конечно важно сейчас подготовить населенные пункты к зиме. Некоторые дома разрушены полностью, многие частично. Основные разрушения коснулись кровли и остекления.

Необходимо стекло, шифер, мягкая наплавляемая кровля, трубы. Поскольку дело к зиме, необходимо решать вопрос с отоплением централизованно. Отапливать все здания нет возможности, очень бы помогли мини-котельные и электрогенераторы. Есть нужда в продуктах питания. Своего собранного урожая не хватит. Мы ведем переговоры с производителями, фондами, различными общественными движениями, политическими партиями. Я благодарю откликнувшихся и оказавших посильную помощь нашим Республикам, жителей России. Она неоценима! Спасибо Вам!

«Завтра». Какие общественные организации в России участвуют в оказании помощи ЛНР?

Андрей Гранкин. Это большой перечень организаций, особо активно себя проявили политические партии ЛДПР и КПРФ, фонд «Землячество Донбасса», фонд «Помоги Донбассу», «Боевое Братство» и многие другие. Не хочу никого обидеть, но перечисление займет очень много времени. Очень переживают люди, простые россияне, они активно помогают, низкий им поклон от меня от ЛНР и ДНР, светлые чистые люди. Им некогда разбираться в политических дрязгах, они помогают от души и по велению сердца. Хотя многие задаются вопросом почему так, а не иначе…

«Завтра». Какие государственные организации РФ оказывают помощь ЛНР?

Андрей Гранкин. Гуманитарная помощь МЧС России - это очень важно. С политической точки зрения это был шаг, который привлек внимание мирового сообщества к проблемам Донбасса. Как украинские власти ставили «палки в колеса», как не признавали действительно существующей гуманитарной катастрофы! Не признавали и ведения боевых действий на территориях Донбасса.
Источники финансирования данной помощи мне не известны. Насколько я понимаю, это средства, которые были заложены в бюджет, для подобных случаев, так как изначально вопрос согласовывался на межправительственном уровне и поставка планировалась при содействии «Красного креста».

«Завтра». Какие организации ЛНР и России осуществляют контроль за поставками гуманитарной помощи?

Андрей Гранкин. Пока идет построение государственных структур, какая из них, что именно и как будет контролировать, не определено. Сейчас время военное, а значит все должно быть подчинено дисциплине, и поставка гуманитарной помощи - вопрос стратегический. Это важный момент в обеспечении безопасности Республики, а, стало быть, контроль над этим - это прерогатива МГБ. В последствии, видимо что-то изменится, думаю с переходом к мирной жизни контролем займутся другие организации. По поводу России, кто занимается контролем, то думаю тут достаточно служб. Недостатка, думаю, нет.

«Завтра». Круг вопросов, которыми Вы занимаетесь в России, очень широк и не ограничивается сбором гуманитарной помощи. Что Вы можете сказать о планах по восстановлению экономики ЛНР?

Андрей Гранкин. Любая война, рано или поздно заканчивается, эта - не исключение. Вопрос лишь в том насколько затяжной может выйти конфликт и кого еще он сможет затронуть. Олигархат, я думаю, не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
С прекращением боевых действий начнется второй этап, возможно даже более трудный – это восстановление и становление экономики Республик. Сейчас разорваны хозяйственные связи, нет банковской и финансовой системы, нет бюджета… По сути экономика Республик парализована. Необходимо системно подходить к решению проблемы, это тонкий механизм взаимодействия и процессов в обществе. И трудности будут возникать, думаю, в большей части от противодействия и ущемления чьих то бизнес интересов. Трудный вопрос, но решаемый. Есть уникальная возможность создавать что-то свое, новое, как говорится с чистого листа. С моей точки зрения все должно быть прежде всего логично.

«Завтра». В чем состоит план восстановления экономики? Назовите, пожалуйста, конкретные шаги.

Андрей Гранкин. Общий план восстановления экономики Республики есть. Мы его разработали исходя из решения повседневных вопросов, которыми приходится заниматься каждый день. Этот план изложен в трех ключевых документах: «Основные задачи (направления) восстановления ЛНР», «Первоочередные мероприятия восстановления ЛНР» и «Этапы восстановления и развития экономики ЛНР».
Если говорить кратко, то вот основные разделы этих документов:

I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ (НАПРАВЛЕНИЯ) ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛНР
1 Объекты жизнеобеспечения.
1.1 Электроснабжение.
1.2 Водоснабжение.
1.3 Газоснабжение.
1.4 Коммунальное хозяйство.
2 Промышленные объекты.
2.1 Шахты.
2.2 Металлургия.
2.3 Машиностроение.
2.4 Химическая промышленность и нефтепереработка.
2.5 Предприятия ВПК.
2.6 Сельское хозяйство.
3 Жилищное хозяйство.
3.1 Города, поселки.
3.2 Частный сектор.
3.3 Государственные учреждения.
4 Объекты социального значения.
4.1 Лечебные заведения.
4.2 Образовательные учреждения.
4.3 Магазины, услуги.
4.4 Социальные и культурно-бытовые объекты.
5 Объекты инфраструктуры.
5.1 Железные дороги.
5.2 Дорожная сеть.
5.3 Мосты.
5.4 Аэропорты, аэродромы.

II. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛНР
1 Проведение ревизии всех объектов (восстановление, снос, строительство новых), оценка ущерба.
2 Создание товарно-сырьевой биржи.
3 Восстановление банковской системы.
4 Определение источников и порядка финансирования строительных компаний.
5 Выявление незаконных захоронений.
6 Создание торгового представительства с правом заключения договоров (соглашений) со строительными компаниями.
7 Организация разминирования территорий и объектов.
8 Создание базы медицинских препаратов и лекарств.

III. ЭТАПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЛНР
1 Первый этап (организационный).
1.1 Формирование законодательной базы.
1.2 Определение источников снабжения строительными материалами и порядка доставки.
1.3 Установление очередности и сроков восстановительных работ с учетом внутренних ресурсов.
1.4 Подготовка плана восстановления по задачам и направлениям.
1.5 Подбор строительных компаний, заключение договоров.
2 Второй этап (восстановления и развития).
2.1 Проведение демаркационных работ на границе.
2.2 Привлечение инвестиций.
2.3 Развитие институтов государственной власти.
2.4 Обеспечение бесперебойной работы строительных компаний.
2.5 Контроль выполнения восстановительных работ.

«Завтра». Андрей Феликсович, Вы уже упомянули о том, что банковская система Республики разрушена. Как Вы собираетесь финансировать проекты Правительства ЛНР?

Андрей Гранкин. Для построения схем финансирования необходимо представлять, как это будет работать. Прежде всего необходимо оценить объем капиталовложений в ту или иную инфраструктуру, создать банковский инструмент, найти источник финансирования (а их не так уж и много при нашем положении), хотя все варианты необходимо рассматривать.

В настоящий момент, по моему мнению, необходимо создать хотя бы внутреннюю банковскую систему и помочь субъектам хозяйствования производить расчеты между собой, не допуская выхода денежных потоков за пределы республики. Это позволит направлять средства на выплату пенсий, стипендий и производить другие социальные выплаты.

Есть реальная возможность, и думаю ее можно и нужно использовать, для создания в республике мультивалютной зоны. Это позволило бы определенным образом создавать свои валютные резервы, и определять реальную стоимость той или иной валюты в условиях созданной мультивалютной зоны, а не на биржевых площадках, где зачастую используют спекулятивные методы определения стоимости валют.

В качестве одного из основных инструментов оплаты можно использовать векселя, под гарантии Правительства. При правильном подходе и точном расчете, эти меры также будут способствовать восстановлению всей экономики в этот сложный переходный период.

Если заглянуть в историю, вспомнить послевоенные (ВОВ) годы, то такой инструмент, как долгосрочные облигации (и не только внутреннего займа), использовался и благодаря этому привлекались инвесторы. Вопрос только в материальном обеспечении, и оно имеется. У Республики существуют внутренние резервы. Это и уголь, и металл, и ферросплавы, и химия, и продукция машиностроительной отрасли…

Уже сейчас можно начинать работать над тем, чтобы возобновить работу предприятий, задействованных в производстве или добыче полезных ископаемых. Одновременно с этим, необходимо восстановить разорванные связи с потребителями данной продукции, найти новые рынки.

Но существуют проблемы которые мешают на настоящий момент включится в восстановление. Это законодательное урегулирование межгосударственных торговых отношений, этот процесс займет некоторое время.

«Завтра». О каких законах идет речь?

Андрей Гранкин. В настоящий момент урегулированы законодательные отношения между Украиной и Россией, но не между Луганской или Донецкой Республиками и Российской Федерацией. Мы пока не признаны. Но выход на мой и не только мой взгляд есть. Это имеющееся Соглашение между областями Российской Федерации и областями Украины. Это экономический проект о сотрудничестве во многих сферах хозяйственной деятельности, в приграничных Луганской и Ростовской областях. Позднее к данному Соглашению присоединились Донецкая и Воронежская области. Данное Соглашение могло бы стать базисным для взаимодействия Луганской и Донецкой Республиками с Российской Федерацией. Для дальнейшего развития Соглашения необходимы усилия парламентов ДНР и ЛНР по разработке и принятию необходимых дополнений и поправок к нему с последующим подписанием всеми сторонами участвующими в процессе.

«Завтра». Донбасс – это сокращенное название от «Донецкий угольный бассейн». Насколько реально использовать бартерные поставки угля в Россию?

Андрей Гранкин. Упомянутое Соглашение, при условии его доработки и при условии его ратификации всеми сторонами, даст возможность использовать бартерные схемы торговли. Приграничные области РФ имеют определенные проблемы с газификацией районов и дефицит леса для обеспечения заготовки дров, поэтому поставки угля были бы очень кстати.

«Завтра». Товарно-сырьевая биржа, о которой говорится в «Первоочередных мероприятиях восстановления ЛНР» - как она будет выглядеть?

Андрей Гранкин. Считаю необходимым создание электронной биржи по осуществлению государственных закупок для нужд республик. Во-первых, это исключит коррупционную составляющую. Во-вторых, позволит сэкономить бюджетные средства и отобрать предложения наиболее в полной мере отвечающие требованиям. В-третьих, отсеет проходимцев - так называемые «фирмы-однодневки». В-четвертых, позволит страховать сделки.

Ко всему прочему, через биржу можно также осуществлять торговлю. Для получения доступа к биржевым операциям, субъект хозяйствования должен будет приобрести электронный ключ доступа к торгам. Это, на мой взгляд, прогрессивная система, на которую сложно будет воздействовать «извне», ну, а уровень защиты информации — это прерогатива разработчиков и в технические нюансы я углубляться не стану.

«Завтра». Что касается технических вопросов защиты информации, то одним из вариантов решения проблемы могло бы стать обращение в профессиональную профильную международную организацию «Ассоциация защиты информации» (АЗИ). При необходимости мы окажем вам содействие в этом вопросе. Если возвращаться к теме закупок угля, то кто его будет покупать и как это будет выглядеть?

Андрей Гранкин. С целью решения экономических проблем и поиска инвесторов, были проведены консультации с представителями крупных российских компаний. У них есть заинтересованность участия в восстановлении предприятий и инфраструктуры Республики. По итогам консультаций, российская сторона сформулировала ряд вопросов, которые находятся в плоскости законодательства ЛНР:

1. О каких угледобывающих и металлургических предприятиях идет речь?

2. Каковы этапы национализации?

3. В каком правовом статусе будут действовать данные предприятия?

4. Договорной статус с украинскими предприятиями (обычная хозяйственная деятельность или экспорт-импорт)? Аналогично - с российскими?

5. Какие цели и задачи будет ставить новое Правительство перед управленцами предприятий?

6. Какие предполагаются источники финансирования данных предприятий?

Как мы понимаем, любой инвестор рассчитывает на получение определенной прибыли. Что в настоящий момент мы можем предложить? Пока ничего. Но это по состоянию на сегодняшний день. Поэтому нам нужен парламент, нам нужна законодательная база и соответственно ответы на поставленные вопросы. Условия могут быть различными, начиная от долевого участия и заканчивая передачей в концессию. Все индивидуально и все обсуждаемо. То, что касается какие предприятия попадут под национализацию, то это тоже компетенция парламента. На мой взгляд, это всё - энергетические предприятия; все предприятия по добыче недр; градо- и регионообразующие предприятия; предприятия ВПК; а также производство алкогольной продукции и табачных изделий. По последним позициям тут тоже возможны нюансы и оговорки.

Считаю немаловажным, а скорее первостепенным, создание законодательной базы, регулирующей налогообложение. Это наполнение бюджета, вопрос в том в каком виде это будет. Налоговый механизм должен быть прозрачным, четким и ясным, не иметь двоякой трактовки. В качестве примера можно взять налоговое законодательство Болгарии.

Что однозначно нужно сделать, это отменить НДС. Это самый коррупционный из налогов, уйдя от него мы избавимся от так называемой «обналичики» и путаницы с его возмещением… Замечу что в США его нет.

Вообще с «бизнесом» нужно вести себя по-честному, игра не должна идти в одни ворота, если есть затраты у предприятия, и они подтверждены, значит должны быть отнесены на затраты. Ко всему прочему считаю, что необходим контроль над расходами из бюджета, тоже необходима прозрачность и ясность. Не должно быть секретом то, какая заработная плата у чиновника, он наемный работник и нанят он народом для выполнения определенных обязанностей. В свою очередь работодатель-народ имеет право знать сколько он выплачивает работнику. Но, опять же, это задачи, которые стоят перед еще не избранным парламентом.

«Завтра». Андрей Феликсович, благодарю Вас за столь подробный разговор. Желаю Вам успехов в Вашей работе.

Андрей Гранкин. Я также хотел бы поблагодарить газету «Завтра» за поддержку.

1.0x