Сообщество «Изборский клуб» 12:56 22 мая 2015

Новые мелодии «Шелкового пути»

"Один пояс и один путь" является важнейшей внешнеполитической составляющей этого общенационального плана. Впрочем, она тесно связана не только с задачей "возрождения Китая", но и с необходимостью реагировать на внешнеполитические вызовы и внутриэкономические проблемы. Нацеленный на сдерживание Китая американский "поворот к Азии" создает потенциальную угрозу блокирования морского торгового пути через Малаккский пролив, по которому идет около 90% китайской внешней торговли. Продолжающееся несколько лет подряд снижение темпов прироста экономики, обострение экологического кризиса, перекосы в межрегиональном и межотраслевом балансе вызывают потребность в пересмотре экономической стратегии

"Один пояс и один путь" является важнейшей внешнеполитической составляющей этого общенационального плана. Впрочем, она тесно связана не только с задачей "возрождения Китая", но и с необходимостью реагировать на внешнеполитические вызовы и внутриэкономические проблемы. Нацеленный на сдерживание Китая американский "поворот к Азии" создает потенциальную угрозу блокирования морского торгового пути через Малаккский пролив, по которому идет около 90% китайской внешней торговли. Продолжающееся несколько лет подряд снижение темпов прироста экономики, обострение экологического кризиса, перекосы в межрегиональном и межотраслевом балансе вызывают потребность в пересмотре экономической стратегии.

На основе разработок группы советников в мае 2014 года Си Цзиньпином была озвучена еще одна концепция – "новой экономической нормы". Она предусматривает переориентацию экономического развития страны с экспорта на внутренний рынок, снижение роли иностранных инвестиций, переход приоритета в доступе к ресурсам от государственных предприятий к частному сектору и частно-государственным партнерствам. Важной составляющей стало уменьшение закупок ценных бумаг Федеральной резервной системы США и других финансовых институтов Запада, переход к экспорту китайского капитала и его вложение в реальные активы на мировом рынке, создание новой глобальной финансовой системы с китайским юанем как важнейшей валютой. Всем этим целям "новой нормы" идеально отвечает стратегия "одного пояса и одного пути".

В ноябре прошлого года на саммите АТЭС в Пекине председатель Си Цзиньпин объявил, что Китай выделит $40 млрд для создания Фонда Шелкового пути. Уже в конце декабря этот фонд был зарегистрирован, а конце февраля 2015 года в уставный капитал компании "Фонд Шелкового пути" поступил первый транш - $9,78 млрд. В январе с.г. было объявлено о создании частного Фонда энергетического развития с объявленным капиталом в $20 млрд? для финансирования инфраструктурных и энергетических проектов "одного пояса и одного пути".

Наконец, инициированный Китаем в октябре прошлого года Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом в $100 млрд, в который в конце марта вступила Россия, также призван в первую очередь финансировать проекты "Шелкового пути". Не вызывает сомнения, что представители Китая будут отдавать приоритет в финансировании проектам "Шелкового пути" также в Банке БРИКС и планируемом Банке ШОС.

Приоритетность стратегии "один пояс и один путь" для Китая была подтверждена и выступлением председателя Си Цзиньпина на Азиатском экономическом форуме в Боао, а также ускоренными темпами создания управленческой инфраструктуры. Китайский лидер заявил, в частности, что около 60 стран мира проявили интерес к участию в масштабном проекте. Через 10 лет объем торговли Китая со странами "одного пояса и одного пути" должен превысить $2.5 трлн.

Практически одновременно с выступлением Си Цзиньпина в Боао Госсовет КНР принял программу действий по реализации этой стратегии. В ней, в частности, говорится: "Заинтересованные страны должны уделить внимание строительству транспортной инфраструктуры, отдать приоритет соединению разрозненных участков дорог, усовершенствованию защитных дорожных сооружений и оптимизации дорожного движения". В документе подчеркивается необходимость обеспечить взаимосвязанность энергетической инфраструктуры, гарантировать безопасность нефте- и газопроводов, создание трансграничных линий электропередачи и сотрудничество в модернизации региональной электрической сети.

Для непосредственного управления проектом создана "руководящая группа", которая на первых порах будет действовать внутри Государственного комитета по делам развития и реформ. Таким образом, преодолена длившаяся примерно год неопределенность с организационными принципами "одного пояса и одного пути".

1.0x