Авторский блог Константин Гусев 15:58 25 мая 2015

«Наш Борисыч»

Оперативный штаб Мозгового находился в соседнем классе школы в Ломоватке, где базировались ополченцы. Оттуда по вечерам и ночам постоянно слышался командирский рык Мозгового, который постоянно кого-то распекал. Днем рыка была не слышно, комбриг был на позициях. Этот был рык командира–отца, а не спесивого существа, самоутверждающегося за счет унижения младшего по званию. Таких еще по ошибке иногда называют офицерами. А командир–отец и наорёт, и приголубит. Да и наорёт за дело. Именно так относился комбриг к подчиненным. А те его любовно называли: «Наш Борисыч». За принципиальность, которой он никогда не изменял. Особенно своей коронной фразе: «Я микроскопом гвозди не забиваю!». Эта была фраза про тех, кто доверил ему свои жизни.

Морозный февраль этого года я провел в бригаде «Призрак» Алексея Мозгового. И делил с его людьми кров, еду и последнюю сигарету в Алчевске и на передовой у Дебальцево – Сортировочной. Тогда я написал только одну посмертную статью - Мозговой умел беречь своих людей. Сейчас приходиться писать вторую – про него самого.

«Ушел Воин и Человек»

Сейчас я понимаю, что и сам мог бы оказаться рядом с ним: в день убийства нижегородские энтузиасты – «гуманитарщики» везли помощь «Призраку», которую по крупицам собирали такие же энтузиасты (в феврале именно с «гуманитаркой» я прибыл в Новороссию). Парни должны были ехать по той же дороге и в то же время – договариваться о масштабной помощи всей бригаде, а не только ее отдельным подразделениям. Я должен был ехать вместе с ними. Но журналистская судьба забросила меня в Чечню, и я не поехал. А мои земляки задержались в пути… На войне это называется фарт, который, увы, бывает «до поры до времени». Есть на войне еще и злая ирония – Мозгового убили почти на той же дороге, где не смогли убить в предыдущий раз. Помнится, меня тогда удивила его реакция, он всех простил и поздравил со Светлым Днем Пасхи. И друзей, и врагов. А его простить не могли, он слишком сильно выделялся на фоне растущей как на дрожжах бюрократической лавочки молодого государства. Человек, который не боялся называть вещи своими именами. Пока я писал этот текст, я списывался со своими друзьями из «Призрака». И извечного вопроса мятущегося интеллигента «кто виноват?» ни у кого не возникало. Бойцы давно знали ответ. Его знали и после первого покушения, и раньше - когда сжималось кольцо вокруг Дебали. И еще раньше – когда луганское военное начальство разделилось. Для одних была война, а для других «мать родная». И бойцы прекрасно знали «ху из ху». И изредка матерились, возвращаясь из окопов на короткий отдых, что к власти пришли торгаши, и непонятно, за кого они воюют? А потом снова шли в окопы.

Помню, тогда оперативный штаб Мозгового находился в соседнем классе школы в Ломоватке, где базировались ополченцы. Оттуда по вечерам и ночам постоянно слышался командирский рык Мозгового, который постоянно кого-то распекал. Днем рыка была не слышно, комбриг был на позициях. Этот был рык командира–отца, а не спесивого существа, самоутверждающегося за счет унижения младшего по званию. Таких еще по ошибке иногда называют офицерами. А командир–отец и наорёт, и приголубит. Да и наорёт за дело. Именно так относился комбриг к подчиненным. А те его любовно называли: «Наш Борисыч». За принципиальность, которой он никогда не изменял. Особенно своей коронной фразе: «Я микроскопом гвозди не забиваю!». Эта была фраза про тех, кто доверил ему свои жизни. Помню, что бойцы в курилках иногда критиковали командира за то, что тот не идет в политику – такой принципиальный и истинно народный лидер? Мне также это было крайне интересно, и я пару раз подходил к нему по поводу большого интервью, которое хотел сделать. Но шло наступление, и было не до пустых разговоров. Договорились на потом… А потом я получил короткое сообщение от одного из его боевых товарищей: «Сегодня убили Человека… Я был с ним почти каждый день… Самое страшное, что меня он сегодня с собой не взял. Сказал, вернется через час… Я должен был быть с ним… Ушел Воин и Человек».

Сущность Новороссии

Кстати, только Мозговой смог изложить сущность Новороссии. Не «проекта», а именно общности людей, здорового социума, когда у каждого есть шанс продолжить свою жизнь именно в гражданском обществе, а не в стаде рабов. Где люди – творцы и не знают фраз типа «ничего не сможем изменить», «без нас разберутся» и «все равно за нас все решат». И прочих «хат с краю». Именно поэтому Мозговой, на фоне всеобщей анархии, долго и упорно боролся за создание законодательной базы ЛНР. Я даже знаю человека из его окружения, кто написал ее проект. Увы, торгашам она не нужна – зачем Закон, когда есть конвои гуманитарной помощи, на которых можно неплохо поживиться? Посему никто не может до сих пор сказать, по какому же закону живет молодое государство? Со ссылками на это самое законодательство…

Поскольку я находился, в том числе и на передовой, среди разведчиков «Призрака», то поневоле анализирую последний месяц жизни комбрига. Мозговой стал третьей жертвой «неизвестных диверсантов»: до него были комендант Первомайска Евгений Ищенко (с которым, кстати, погибли и российские волонтеры, поставляющие гуманитарную помощь) и «Бэтмен». Все трое отличались критикой властей. А Мозговой – больше всех. Самое интересное, что их не объявили во всеуслышание «диссидентами» или «махновцами». Потому что такая «пятая колонна» - не кухонные безумцы и умеет хорошо огрызаться. Посему их просто не стало.

8 мая в Алчевске прошел антифашистский форум, который власти ЛНР старательно пытались запретить. Об этом есть многочисленные высказывания самого комбрига, который и открыл форум своей вступительной речью. И который он справедливо считал своим детищем: «всем миром против общей беды», а не «безродный космополитизм» и «гейропу запустил», как говорили некоторые доморощенные идеологи. Кстати, глава ДНР ничего против этого мероприятия не имел – наоборот, посодействовал его проведению. А 9 мая в Алчевске прошел Парад Победы, которым так же верхушка республики была сильно недовольна. Об этом так же есть соответствующие высказывания его организатора. И пусть он и назывался праздничным шествием, но от этого его смысл не меняется. Вообще, Алчевск, где базировался «Призрак», был настоящим бастионом народовластия. Монолитной Спартой среди мятущейся в неопределенности Луганщины. Притихший, работящий, но всегда готовый к бою город, обороняющийся и от внешних, и от внутренних врагов. Так на Алчевский металлургический комбинат явился очередной министр ЛНР и заявил, что на его продукцию будут выдаваться малопонятные вновь появившиеся сертификаты. Тогда Мозговой смог объяснить, что завод на 80 процентов работает на экспорт, и эти сертификаты никем не признаны. В результате не будет сбыта, завод встанет, а через полгода его растащат. А ему важно, чтобы у людей была работа и кусок хлеба, а не чей-то имидж. И завод отстояли!

Теперь про то, что комбриг считал «духовными скрепами». На страничке бригады «Призрак» накануне 9 мая появилась фотография советского бойца ВОВ с подписью: «Я воевал не за то, чтобы на моей земле тебя, внук, сделали терпилой и рабом. Поменьше кричи о моей победе – добудь свою. Будь достоин меня». Я удивляюсь, как тогда огромная армия «интернет–патриотов» не объявила комбрига завзятым либералом и своим врагом! Это же какой плевок в лицо «диванным войскам»! Или деликатный намек, что та же многострадальная георгиевская ленточка - не модная цацка, которую можно носить на заднице, а символ Воинов! И ее надо заслужить в бою, а не «онлайн» и не на патриотических митингах. Жаль, что это простое определение патриотизма до сих пор не востребовано. Посему я точно знаю, что убить комбрига «диванные войска» не могли: у той же «Дебальцево – Сортировочной» я их представителей не видел. Вот такие грустные размышления. Не о Мозговом – он достойно ушел из жизни, хотя и многого не успел доделать. А о «судьбах родины», где, к сожалению, Мозговых места становиться все меньше и мещанское «кабы чо не было» сильно превалирует над долгом перед нею.

Есть еще одно вполне мистическое совпадение – его убили после Дня Победы: дескать, праздники закончились, все нагулялись – наорались, а теперь «каждый сверчок, знай свой шесток». Увы, не получилось. Для тех, кто пойдет вслед за Борисычем, он станет не кумиром, «последним романтиком», а символом борьбы. Потому что «Проект Новороссия» закрыть можно, а свободолюбивый Русский Дух этой функции не подлежит.

«Покинуть стадо!»

Я отношусь к Мозговому как к командиру. Не потому, что был как бы приписан к одному из подразделений «Призрака», а потому что именно там научился понимать многие вещи. И попытаюсь ответить на вопрос, почему Алексей Борисович всегда хотел остаться Воином, а не чиновником, пусть и высшего звена ЛНР. Или даже главой ЛНР – его бы выбрали на этот пост. Просто потому, что любой чиновник, как бы он себя не позиционировал, всегда живет на другой планете. Он не свой. Он если даже и «не чужой», то точно – «другой». А Борисыч мог быть только своим. Помню, он поздно вечером зашел в наш класс и попросил (именно попросил, а не потребовал) смазки для пистолета. Ему предложили чаю, он было сел, а потом резко сорвался: «хорошо с вами, мужики, но дел полно…». И оглядел всех грустным взглядом… А потом из соседнего класса опять полночи был слышен его рык. Мне почему-то запомнилась фраза «Может мне вам синих шариков надуть?!!». А речь шла о чье-то неспособности поддержать огнем наступление. В результате чего в тот день оборвалось несколько человеческих жизней. В том числе и нашего Линзы…

Поскольку я социальный журналист, то постоянно пишу о проделках кабинетных деятелей, их жертвах и немногочисленных борцах против этого зла. И прекрасно понимаю важность высказываний Мозгового о человеческом достоинстве. Когда он называл забитого обывателя стадом и «существами с идолопоклонничеством по отношению к чиновникам». А смысл жизни последних – «корытом». И говорил, что «не входит в клоаку под названием «Система» и не считает достойным для человека в ней быть», призывая «уйти из стада». Комбриг подкреплял свои слова собственным примером. И сейчас у меня не стало наставника и вдохновителя в этом нелегком деле – помочь тем, кто пытается выйти из стада. Ведь нужно не только написать статью, но поддержать и помочь ее героям в нелегком противоборстве, показав свой пример. Или чужой - более яркий. Чтобы человек не считал, что кто-то за него все решает. А когда кажется, что весь мир против тебя так же, как и против тех, про кого ты пишешь, я вспоминаю Борисыча и понимаю, что мои проблемы по сравнению с его борьбой – сущая чепуха. Как будто он незримо командует тобой и его приказы нельзя не исполнить. Иначе перестанешь уважать себя, что самое страшное для мужчины. Поэтому я уверен, что будет новый Мозговой и далеко не один. Те, кто не захотят валяться у корыта, как бы им это не предлагали. Потому что русская земля не терпит пустоты, а русский народ даже в самые тяжелые годы порождает тех, кто не даст его в обиду. Хотя бы на срок своей недолгой жизни. Царствие Небесное тебе, командир. Земля пухом.

1.0x