Авторский блог Андрей Лукьянчиков 21:21 31 января 2016

На фоне шутливых эмоций

Давосским делегатам, наивно полагающим, что «с нас пора снимать санкции», следует обязательно усвоить, что еще в 2014 году на одном из заседаний «Большой семерки» обсуждался вопрос не отмены, а расширения санкций против России. Правительство и банкиры должны наконец-то понять, что возрождение и интенсивное развитие собственной суверенной экономики – это единственный путь к окончательному решению проблемного и болезненного санкционного вопроса. Если собственная экономика даст устойчивый и долгосрочный рост, то вся Россия забудет про эти санкции. Последние просто перестанут быть актуальными.

Нетипичная закрытость

Ровно неделю назад, 23 января 2016 года, завершила свою работу 46-я сессия Всемирного экономического форума, в простонародье именуемого Давосским. По сложившейся традиции приняла участие в работе этого международного экономического мероприятия и официальная российская делегация, возглавляемая вице-премьером Ю. П. Трутневым.

О практических послефорумных результатах пока говорить рано – все покажет время. Следует лишь подчеркнуть, что многие заседания, встречи и, разумеется, неофициальные переговоры на этом мероприятии носили какой-то нетрадиционно закрытый характер. До сих пор об итогах столь полусекретной работы приходит сравнительно мало детальной информации. А те скудные сведения, которые сегодня ретранслируются, поступают в большинстве своем далеко не из первых уст.

Еще один весьма примечательный факт. В этом году довольно мало внимания Давосскому форуму уделяли российские СМИ. Главные телеканалы и печатные издания старались особо не комментировать результаты работы российской делегации. Кратко проинформировали, немного рассказали, формально отчитались и поставили точку.

Столь пассивное освещение давосских событий трудно себе припомнить. В этом году оно больше походит на замалчивание. Обычно, из года в год, все это проходило с непременным восторгом, с помпой. Репортеры всех телевизионных каналов целыми днями и неделями радостно информировали общество о «грандиозных успехах российской делегации», о «сложившихся равноправных партнерских взаимоотношениях России и Запада», о «стремительно нарастающем влиянии российского бизнеса», о «полной несостоятельности мировой экономики без участия в ней России» и так далее.

Сегодня все происходит иначе. Ветер информационных перемен дует в другую сторону. Его Величество «Телевизор» все больше и больше рассказывает своим постоянным телезрителям о никак непобедимой коррупции, о тяжелой криминогенной ситуации, о ветхом жилье, об обманутых вкладчиках, о подпольных цехах, о бедности, о нищите, о наркомании и гриппе, о событиях на Украине и о войне в Сирии, о нарастающей угрозе международного терроризма. Проблем действительно много, и их перечисление можно продолжать бесконечно долго. И обязательно нужно это делать - замалчивать нельзя. Но где же реальные успехи в социально-экономическом развитии?

До сих пор, к сожалению, не довелось увидеть серьезных аналитических комментариев по давосской теме. В либеральной прессе – почти тишина. Такая же тишина и среди представителей уважаемого патриотического экономического сообщества. Надо надеяться, что разносторонняя тематическая аналитика в самое ближайшее время еще появится.

Единичное исключение составляет пока лишь публицистическая работа профессора МГИМО В. Ю. Катасонова («Давос-2016: что в сухом остатке?»). Сюда же можно отнести и статью Н. Конькова «НедоДавос», контурно обрисовавшего нынешнюю давосскую ситуацию.

Вольные шутки и неуместные эмоции

Для того, чтобы все-таки попытаться понять истинные цели и, соответственно, потенциально возможные результаты визита российских чиновников, банкиров и олигархов на это мероприятие, следует более внимательно посмотреть на их собственные публичные заявления и оценки, импульсивно сделанные по этому поводу. Сразу следует заметить, что в этом году предельно удивила именно излишняя эмоциональность высказываний некоторых представителей российской делегации.

Так, например, один из хорошо известных российских делегатов, банкир, председатель правления ВТБ А. Л. Костин, необычайно обрадовался услышанной в Давосе реплике, что «пора Россию возвращать в «восьмерку», а еще больше обрадовался тому, что «с нас пора снимать санкции». И начал даже это чье-то частное высказывание наивно тиражировать.

Радоваться тут пока рано, и не следует быть таким чрезмерно доверчивым.

Во-первых, «пора» или «не пора» – это будут решать за пределами Российской Федерации.

Во-вторых, возвращение России в «восьмерку» ей практически ничего не дает и ничего для нее принципиально не меняет. Совместные заседания с членами так называемой «Большой семерки» проходили, образно выражаясь, на временном приставном стуле. Затем этот стульчик убрали.

В-третьих, за отмену санкций и за возвращение в «восьмерку», если оно и состоится, придется заплатить. В том числе и акциями приватизируемых предприятий.

И все-таки предположим, что кому-то срочно потребовалось возвращение России в бывшую «восьмерку». Тогда возникает вопрос. Неужели ради этого следовало лететь на швейцарский горный курорт? Разве не было изначально понятно, что для обсуждения таких покаятельных инициатив существует множество других международных институциональных организаций и других совещательных площадок, вполне официальных и гораздо более влиятельных, в том числе открытых и закрытых. Для этого существуют даже межгосударственные специальные коммуникационные каналы. Сколько можно на разного рода симпозиумах и съездах продолжать унизительно проситься в эту бывшую «восьмерку»?

Для желающих любыми путями опять вернуться в этот клуб следует напомнить, что еще в июне 2015 года премьер-министр Канады (страна-участница «Большой семерки») С. Харпер громогласно заявил о непозволительности присоединения России, «пока страной правит Путин». Неужели об этом неприемлемом для России условии А. Л. Костин никогда не слышал?

А сколько можно унизительно умолять снять санкции? Санкции – это инструмент давления. Они вводились не по чьей-то наивной прихоти, но вводились для осуществления и достижения вполне определенных и конкретных целей. Они, санкции, будут действовать до тех пор, пока поставленные Западом цели не будут достигнуты.

Давосским делегатам, наивно полагающим, что «с нас пора снимать санкции», следует обязательно усвоить, что еще в 2014 году на одном из заседаний «Большой семерки» обсуждался вопрос не отмены, а расширения санкций против России.

Правительство и банкиры должны наконец-то понять, что возрождение и интенсивное развитие собственной суверенной экономики – это единственный путь к окончательному решению проблемного и болезненного санкционного вопроса. Если собственная экономика даст устойчивый и долгосрочный рост, то вся Россия забудет про эти санкции. Последние просто перестанут быть актуальными.

Сейчас же получается нечто странное. По телевизору обывателю разъясняем о своевременно подвернувшейся пользе от введенных Западом санкций. Дескать, появился наконец-то импульс для реального импортозамещения и для развития собственного производства. А на «встречах в верхах» постоянно просим, даже иногда настоятельно требуем, чтобы незамедлительно были сняты эти «несправедливые ограничения».

Еще один курьез. Теперь уже другой российский банкир, глава Внешэкономбанка (ВЭБ) В. А. Дмитриев, также находясь, по всей видимости, в излишне эмоциональном состоянии, предложил в Давосе заняться переформатированием человеческого сознания, обратившись с радикальным и оригинальным призывом: «... давайте переформатируем наши мозги...».

Банкир, правда, не пояснил, о чьих конкретно мозгах в данном конкретном случае идет речь. Это высказывание, между прочим, породило потом целую вереницу дополнительных недоумений, размышлений и вопросов. Как переформатировать? Каким образом это сделать? Для чего? Кто должен это делать?

Странно все это выглядит. Тяжело такое воспринимается. Вполне возможно, что человек этот просто не очень удачно пошутил.

Кстати говоря, еще один давосский делегат - А. Л. Кудрин, бывший министр финансов РФ, тоже не забыл высказаться в Давосе на нейрологическую тему: «Если мы включим мозги и спрогнозируем, как мы хотим жить при этих ценах (на нефть – авт.), то мы мобилизуемся и будем работать».

Да уж, невольно приходится наблюдать и такие странности. В одном случае, по Дмитриеву, потребуется полное переформатирование управленческо-мыслительного органа, а в другом, по Кудрину, – потребуется лишь его включение в работу. Кому из них верить?

При этом все разговоры ведутся исключительно о цене рубля и цене на нефть, как будто ничего больше в экономике не существует и не происходит. Вся нравоучительная идеология неолибералов непременно сводится к псевдоспасительной нефтедолларовой доминанте.

Еще один интересный пример. Известный российский предприниматель, руководитель группы компаний «Ренова» В. Ф. Вексельберг, обсуждая перспективы и возможности своего участия, прилюдно рассказал, что в Давосе, по его мнению, «надо уметь из всякого свинства вырезать кусочек ветчины».

Всем участникам и неучастникам нынешнего форума, услышавшим эти слова, стоит теперь только догадываться, о чем так туманно высказывался представитель российского крупного бизнеса. Возможно, что пребывая в условиях еще большего ужесточения антироссийских санкций, он все-таки надеялся и продолжает надеяться на еще более успешное развитие своего бизнеса, в особенности - сырьевого и нефтехимического. Просто взял, да образно и шутливо высказался по этому поводу.

Действительно, срочное привлечение новых финансовых ресурсов - особо острый вопрос для отечественных бизнесменов. «Ветчина» в данном риторическом высказывании - это, скорее всего, некий швейцарский аналог хорошо известной русской «капусты».

Санкции на банкиров и олигархов действительно сильно действуют – источники среднесрочного и долгосрочного западного кредитования перекрыты («общее свинство»). Тяжело им сегодня живется без упомянутой транснациональной «ветчины», вот и приехали они в поисках новых финансовых источников.

Таких эмоциональных курьезов в Давосе было много, и это еще одна отличительная особенность нынешнего международного экономического мероприятия.

А представители высокоразвитых мировых экономик тем временем обсуждали на Давосском форуме ключевые аспекты 4-й промышленной революции – главной темы нынешнего всемирного экономического мероприятия.

О серьезном и конкретном

О главных результатах. На сей счет объективной информации поступает пока не очень много - участники стараются отмалчиваться.

Хорошо известно лишь то, что на однодневной «Русской сессии» обсуждались вопросы, связанные с развитием Дальнего Востока. Глава российской делегации Ю. П. Трутнев, по всей видимости, специально к этому готовился.

Обсуждались возможности совместных усилилий по влиянию на нефтяные цены, а также, как уже говорилось выше, проговаривались вопросы возможной отмены западных санкций. Неолиберальных эмоций было много, а результаты равны нулю.

Возможно, что на встречах закрытого типа обсуждались вопросы предстоящей приватизации государственных пакетов акций российских предприятий. Например, ВТБ и Сбербанка. Не исключено, что в Давосе обсуждались меры по спасению ВЭБа.

Достоверно известно, что в ходе работы Всемирного экономического форума российский банк ВТБ и оператор платежных систем крупной китайской компании Алибаба Групп подписали меморандум о взаимопонимании в сфере интернет-платежей.

Прекрасно, но радоваться все-таки преждевременно.

Во-первых, это всего лишь меморандум.

Во-вторых, данный вариант возможного партнерства, скорее всего, будет способствовать еще более активному продвижению китайских и других зарубежных товаров, вытесняя с российского рынка продукцию отечественных производителей. Очень хотелось бы ошибиться в этих прогнозах.

В-третьих, как уже неоднократно говорилось, сам ВТБ стоит на грани предстоящей приватизации, и этот факт также следует учитывать.

Буквально несколько слов по готовящейся сделке Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) с одним из ведущих мировых портовых операторов из Объединенных Арабских Эмиратов.

Надо понимать, что учредителем РФПИ является Внешэкономбанк (ВЭБ), который сегодня сам нуждается в помощи.

Теперь о самой сути сделки. На основании достигнутого соглашения будет создано совместное предприятие, которое займется развитием внутренней инфраструктуры морских портов и логистических терминалов. Предполагаемый объем инвестиций составит 2 млрд. долларов.

Можно по-разному оценивать этот проект, но необходимо выделить следующее. Сам факт поступления инвестиций – позитивен. В этом нет сомнения. Но все дело в том, что сейчас крайне необходимо сосредоточиться на формировании собственных источников финансирования. Ведь большая часть российской экономики и без того находится сегодня в условиях внешней финансовой и управленческой зависимости, она - не суверенна.

И еще один важный аспект. Упомянутые инвестиции конечно же не пойдут на обустройство «бесплатного гектара земли», предоставляемого на Дальнем Востоке переселенцам. Эти деньги не пойдут на строительство новых детских садов, школ и больниц, на другие социальные нужды. Эти деньги не будут направлены на потребности аграриев и на инфраструктурные преобразования в стремительно вымирающей деревне.

В настоящий момент, как никогда, крайне необходимы прямые инвестиции в отечественную промышленность, находящуюся в плачевном состоянии. Надо срочно восстанавливать материальное производство – вот первостепенная задача. Но ведь и туда эти скромные инвестиции не пойдут.

Данный инвестиционный проект будет обслуживать интересы крупного частного бизнеса, методично работающего на себя и на нынешнюю модель полуколониальной экспортно-сырьевой экономики. Эти инвестиции пойдут на увеличение объемов вывоза из России товаров с низкой добавленной стоимостью, на экспорт сырья и природных богатств, в том числе: рыбы, древесины, угля, металлов, нефтепродуктов, газа, продукции нефтехимии.

Следовательно, все пока остается по-прежнему – «экономика трубы» продолжается. Продолжается и поиск новых зарубежных инвесторов для ее обслуживания. Не все, правда, удается, не все получается, но работа идет активно - с азартом, на эмоциях. И Давосский форум это лишний раз убедительно подтвердил.

1.0x