Исполнилось 175 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского.— величайшего композитора, поэта и мыслителя — подчеркиваем, именно так, хотя об этих сторонах его деятельности царит глубокое молчание— или, быть может, их просто не понимают. Не знают, кто перед ними. Именно не знают, хотя, казалось бы, все крайне просто и лежит почти на поверхности. Наверное, потому, что Мусоргский более чем кто-либо был — и является — частью не столько своего века, но вечной Руси — в самом буквальном смысле этого слова. Это самое простое в нем и в то же время самое загадочное.
Модест Петрович Мусоргский всей душой своей и всем своим трудом в искусстве был обращен к старой, до- раскольной Руси. В то же время как композитор он открыл такие средства музыкального выражения, которые принадлежат уже трагической по своему существу музыке XX столетия в ее самых неожиданных проявлениях. Это соединение глубинной архаики и устремленности в будущее только и может свидетельствовать о принадлежности к традиции — в самом изначальном ее смысле. В Мусоргском — в самой крови его — живет то, что позднее поэт XX века Александр Введенский называл «двуперстным временем».
О крови Мусоргского мы сказали не случайно. Все, что с ним связано, вообще следует понимать буквально.
В «Российской родословной книге» указывается на происхождение рода Мусоргских по отцовской линии от князя Юрия Феодоровича Смоленского, потомка Рюрика в пятнадцатом поколении. Внук Юрия Феодоровича, Роман Васильевич Монастырев по прозвищу «Мусорга», живший в XV столетии, и был родоначальником Мусоргских1. Мать Модеста Петровича, Юлия Ивановна Чирикова, в свою очередь происходила от князей Костровых, тоже прямых потомков Рюрика. В то же время как Мусоргские, так и Костровы еще в начале XVII века ушли в нети и не находились при дворе. Это крайне важно для понимания положения и сущности рода.
По древнему индоевропейскому праву отпрыск царского (королевского) рода, поступая на службу, терял свое первоначальное достоинство. В знаменитом «Круге Земном» Снорри Стурлусона сохранился такой рассказ: «А Хроллауг конунг взошел на курган, на котором конунги обычно сидели. Он велел поставить на нем престол конунга и сел на этот престол. Затем он велел положить подушку на скамейку, на которой обычно сидели ярлы, скатился с сиденья конунга на сиденьеярла и назвался ярлом»2. Ссылаясь на этот древнейший обычай, современный исследователь Юрий Соловьев высказывает предположение:
«Это, возможно, объясняет, почему в России столь многочисленные, но уже служилые Рюриковичи так и не смогли утвердиться на троне после пресечения первой Династии»3.
В то же время — для современного правопонимания это звучит парадоксально — Рюриковичи неслужилые, то есть как раз ушедшие в нети (а о. Павел Флоренский упоминает и о «крестьянах-Рюриковичах»), это право на верховную власть — право крови — сохраняли, в том числе и в последующие века. К таковым относились и братья-князья Ухтомские, Андрей и Алексей (первый — академик АН СССР, а до революции виднейший деятель Единоверия; второй — архиепископ - новомученик, полностью перешедший в своем служении на старый русский обряд). К таковым же относился и Мусоргский. И самое очевидное, характеризующее нашу «темную эпоху», — это то, что все трое не оставили после себя потомства.
О том, что будущий автор «Царя Саула», «Бориса Годунова» и «Хованщины» от юности осознавал, какое наследство нес он в самом себе, свидетельствует его запись, сделанная, когда ему было всего двадцать лет. Побывав в Московском Кремле — сам он родился в Псковской области, а жил в Петербурге, — двадцатилетний Мусоргский записал: «В Архангельском соборе я с уважением осматривал гробницы, между которыми находились такие, перед которыми я стоял с благоговением, такова Иоанна III, Дмитрия Донского и даже Романовых...»4
А в 1874 году, как вспоминает певица Мариинской оперы Ю.Ф. Платонова, в антракте «Бориса Годунова» к ней подошел Великий Князь Константин Николаевич и спросил ее: «И вам нравится эта музыка так, что вы взяли эту оперу в свой бенефис?» «Нравится, ваше высочество», — отвечала я. «Так я вам скажу, что это позор на всю Россию, а не опера!» — крикнул он чуть ли не с пеной у рта, отвернулся и отошел от меня»5.
Перед нами совершенно очевидное противостояние Руси старой, дораскольной, и России петербургской, «новой». Особенно поражают терпимость, спокойствие Мусоргского и яростная ревность Великого Князя.
Увы, все подтвердилось. В годину Смуты из всего Дома Романовых только сам Царь-мученик и его семья сохранили верность Святой Руси. Все остальные и прежде всего Великие Князья так или иначе приняли участие в либеральном заговоре, тем самым потеряв право на престол. Так же, как ранее его потеряли все служилые Рюриковичи. Впрочем, в отличие от последних, Романовы потеряли его с позором, через измену своему Царю и главе своего рода. Путь от семнадцатого века к семнадцатому году завершился.
Обо всем этом говорить в связи с Модестом Петровичем Мусоргским отнюдь не неуместно. Тема Русского Престола — одна из главных в его оперном творчестве. Этого не понимали и не могли понять в большинстве своем находившиеся под сильным влиянием народничества сподвижники композитора, в частности, знаменитый критик В.В. Стасов. В 1873 году, в разгар работы над «Хованщиной», он писал Мусоргскому о желании последнего, наряду со старообрядческим вождем иноком Досифеем — князем Мышецким (не случайно Модест Петрович избрал родовое имя братьев Денисовых, авторов «Поморских ответов»), сделать также и любимую свою героиню — «Марфу-раскольницу» — княжной Сицкой: «Ведь наконец вся опера будет состоять из князей и княгинь, это будет летопись княжеских отродий!! Да что это, наконец, за княжеская опера такая, между тем как мы именно все собирались делать оперу народную».
То, что для Стасова взаимно исключало одно другое, для Мусоргского было столь естественно, сколь и очевидно. Опера «княжеская», которую он задумал, была в такой же степени и народной, чего так желали его друзья-«народники». Дело в том, что разлад между народом и высшим слоем русского общества начался даже не при Петре I, как то утверждали славянофилы, а при его отце, царе Алексее Михайловиче, втором Романове. Начался с церковного раскола, когда древлее Православие стало народной и даже «простонародной» верой, а «государев верх» пошел по пути постепенного сползания сначала к «обновленному», «реформированному» Православию, затем к полулютеранству, а следом за ним и вовсе к безбожию. Те же, кто сохранил смутное мистическое чувство, волю к бессмертию, стали искать выхода в масонстве, розенкрейцерстве, «лжеименном знании». До раскола XVII века весь народ, составлявший одну Церковь, — «от Царя до крестьянина», как писал в опубликованном ранее «Правдой Православия» письме к Тертию Филиппову Иларион Кабанов (Ксенос), — жил одной правдой, пребывал в подлинном единомыслии и единочувствии, и это отражалось даже и в единстве внешнего облика, чему положил конец уже Петр. Но то, чего не понимала обожествлявшая современный ей народ и сделавшая из него идола «передовая интеллигенция» XIX века, к каковой принадлежал и Стасов, о том не просто «теоретически» знал, но подлинной родовой памятью помнил потомок ушедших в нети Рюриковичей.
Ни Стасов, ни Великий Князь Константин Николаевич не понимали и не могли понимать народа, которым один клялся, а другой управлял.
Иное Мусоргский. «В отроческих и юношеских своих годах, а потом и в зрелом возрасте брат Модест всегда относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью и считал русского мужика настоящим человеком», — вспоминал его брат Филарет Петрович6.
А в 1874 году, завершив «Бориса Годунова», Мусоргский записал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере»7. Такое понимание в XVIII—-XIX веках русским обществом было утрачено полностью. Только славянофилы пытались к нему вернуться, но тоже оказались в конечном счете бессильны — обвиняя во всем «европеизацию» Петра I, они споткнулись о раскол, «не заметили» его или не захотели заметить, ибо тогда им пришлось бы менять и свою собственную жизнь...
Старое русское понимание народа и Церкви — в их единстве — выражено в знаменитой иконе XV века «Благословенно воинство Небесного Царя» или «Церковь воинствующая», написанной по указанию Царя Иоанна Васильевича Грозного. Она относится к тому же единому церковно-культурному своду, объединяющему «Стоглав», «Домострой», «Степенную Книгу Царского Родословия», а также Канон Ангелу Грозному Воеводе и стихеры, написанные самим Грозным Царем. Все это — вершина русской культуры, которой она никогда более не достигала, ее действительно «золотой век». Народ вместе с Царем — Царь (а не Патриарх!) на иконе ведет земную часть Церкви воинствующей, охраняемой свыше небесным, ангельским чином, — есть совокупность всех живых, умерших и еще не родившихся, объединенных в единую личность, — вот древнее, дораскольное понимание народа. В XVII веке оно было сломано. Народ стал «простонародьем», а знать (от слова «знатье», «знание») — политически и экономически привилегированным кругом, ориентирующимся на «культурный» Запад.
Мусоргский и близкий к нему круг композиторов, среди которых следует особо выделить Александра Порфирьевича Бородина и Милия Алексеевича Балакирева (интересно, что Балакирев был единоверцем, прихожанином Никольского храма в Петербурге), поднялись против засилья в русском музыкальном репертуаре итальянских образцов, к которым вполне «лояльно» относились «консерваторские» круги (П.И. Чайковский, братья Антон и Николай Рубинштейны и др.). Заметим, что итальянское «бельканто» проникает в Россию с XVIII века — и даже еще с конца XVII — сначала не через светскую музыку, а через реформированное церковное пение. Именно при дворе Елизаветы Петровны возникает особая культура церковных певчих «русского барокко» с исполнением церковных песнопений на итальянский лад, против чего предостерегали Императрицу и Синод даже Восточные Патриархи. Праздничные богослужения сопровождались салютом — например, артиллерийская канонада начиналась на «Свят, Свят, Свят...». Именно тогда, и отнюдь не только в старообрядческой среде, получила хождение поговорка «партесы поют бесы»... Рыба гниет с головы, и если прав о. Павел Флоренский в том, что сердцевина культуры — культ, то можно вынести и соответствующее суждение о русской культуре и XVIII, и XIX веков, которые часто именуют «золотым веком». Забывая о золотом веке подлинном.
Менее однозначно негативным, а скорее, даже просто положительным считала «новая русская школа» (уже упоминавшиеся композиторы, а также Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи) влияние немецкое. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана и особенно Р. Вагнера «Могучая Кучка» видела своими учителями в области композиции, хотя мелодику русские музыканты использовали, вслед за Глинкой, русскую. Что касается Мусоргского, то Вагнер имел для него особое значение, прежде всего как создатель оперы «космического звучания», «оперы-мифа», к которой стремился и сам Мусоргский. Все это не случайно. Возвышенный строй, созерцательность, «священные длинноты» германской музыки не могут не находить отзыва у всех народов европейского Севера, свободных от средиземноморской чувственности и чувствительности. С одним отличием. Германская музыка по преимуществу чисто инструментальная, в основном симфоническая, и даже у Вагнера оркестровые эпизоды в его операх значительно сильнее собственно пения.
В этом и состоит особенность «сумрачного германского гения», не получившего «святоотеческой прививки» — утонченного богословского, византийского, ставшего также и русским, «плетения словес». Русская музыка неразрывно связана со словом, и там, где эта неразрывность соблюдена, она достигает вершин, а «чистый симфонизм» в России, у того же П.И. Чайковского, часто был весьма умозрителен и описателен. Мусоргского упрекали в том, что он пишет мало инструментальной музыки, а если пишет, то не доводит музыкальную мысль до конца. Объясняли такую его манеру якобы недостаточным профессионализмом — почти всю жизнь он служил сначала по военной части, а затем в Государственном контроле, куда его устроил Т.И. Филиппов, да и консерватории не окончил, хотя она тогда только еще создавалась, — но на самом деле это свидетельствовало о его глубинной, врожденной, родовой укорененности именно в русской, славянской, словесной музыкальной культуре, связанной с Православным, более того, Древлеправославным культом, лишенным экстатической пульсации нижней части сердца и сосредоточенным в глубине его вершины. Отсюда — тяга к слову, одолевающему бессловесное смятение. Из культа это переходит и в культуру, хотя в последней может и чрезвычайно далеко уходить «на страну далече» от целомудрия культа. На это обращала внимание тогдашняя критика. В частности, в № 49 «Московских ведомостей» известный тогда Г.А. Ларош писал: «Г-н Мусоргский — либреттист и композитор в одно время; он принадлежит к тем редким личностям, призвание которых одинаково влечет и к слову, и к музыкальному тону. Как реалист новейшей русской чеканки, он и в литературу вносит те же стремления, которыми он питается в музыке: он ищет «правды», и ему кажется, что Пушкин (пригодный для современной оперы по многим недурным частностям) слишком беден этой правдой, что он риторичен, неестествен, что он подлежит исправлениям, дополнениям и сокращениям»8.
Сам создавая либретто своих опер, равно как и стихи для многих песен и романсов («Песни и пляски смерти», правда, написаны на стихи графа А.А. Голенищева-Кутузова, но он долгие годы был своего рода alter ego композитора, и сколько там Кутузова, а сколько самого Мусоргского, сказать трудно), Мусоргский в письме к В.В. Никольскому задавал вопрос — сам себе? — «Если допустить воспроизведение художественным путем человеческого говора со всеми его тончайшими и капризнейшими оттенками, изобразить естественно, как жизнь и склад человека велит, — будет ли это подходить к обоготворению человеческого дара слова? И если возможно самым простым способом, только строго подчиняясь художественному инстинкту в ловле человеческих голосовых интонаций, хватать за сердце, то не следует ли заняться этим? — а если при этом можно схватить и мыслительную способность в тиски, то не подобает ли отдаться такому занятию?»9
Кто такой в этом случае Мусоргский? Композитор? Поэт? Драматург? Или «философ слова», за несколько десятилетий предваривший Мартина Хайдеггера и Алексея Федоровича Лосева? Скорее всего, речь идет о древней «триединой хорее» искусств, сохраненной в «старой памяти» композитора- сотворца, ставшего, по промыслу Божию, выразителем русского национального мифа (как Рихард Вагнер — германского). Не следует понимать миф на «бытовом» уровне, как некий вымысел. «Миф есть бытие личностное, или, точнее, образ бытия личностного, личностная формула, лик личности»ю, — писал А.Ф. Лосев. И далее: миф «не есть догмат, но история»и. Применительно к тому пониманию народа, которое мы встречаем у Мусоргского, сказанное нами получает объяснение. В его музыке — особенно в «Хованщине» — «лик личности» Руси явлен наиболее очевидно — и в то же время сокрыто (как м у Вагнера в «Кольце Нибелунгов» «лик личности» Германии).
Отцы Церкви, а на Руси наиболее последовательно — отцы Стоглавого Собора — жестко осуждали лицедеев, гудцов, сопелников, скоморохов. «Позорищные профессии» — певца, актера, танцора — церковный канон считает препятствием к Причащению Святых Христовых Тайн. Опера — то есть то, чем прежде всего занимался Мусоргский, — безусловно, относится к числу таких областей искусства. Об этом следует говорить ясно и без обиняков. Быть может, именно поэтому композитор — в отличие от далекого от театра Балакирева, глубоко воцерковленного, духовного сына одного из известнейших единоверческих священников XIX в. о. Иоанна Верховского — не вел строго церковной жизни, и на этом не настаивал даже его близкий друг Тертий Иванович Филиппов, с которым Модест Петрович находился в полном единомыслии по вопросам Старообрядчества, Единоверия, «современным церковным вопросам».
Духовно платя за свою «дистанцию», как почти всегда в таких случаях, «русской болезнью», он пребывал как бы «в чине кающихся», или, если говорить на языке федосеевцев, — «не- молящихся». Это было на самом деле честно — в отличие от регулярного ежегодного причащения танцовщиц Императорского балета и всего прочего подобного, чем была полна церковно-придворная жизнь XIX столетия. Только сам Господь, а не мы, является в этих вещах Судией.
Очевидно, однако, что в случае Мусоргского (как и Вагнера) опера теряет характер простого зрелища и из позорища превращается в воззрение. Таков «Борис Годунов». Такова «Хованщина».
Обе великие оперы Мусоргского ориентированы эсхатологически, как и весь «русский миф» (в лосевском понимании этого слова). Не в том, конечно, смысле, что в них присутствуют некие «эсхатологические толкования», а в том, что драма истории предстает в перспективе конца истории. Конец старой Святой Руси — в «Борисе Годунове» это начало конца, а в «Хованщине» сам конец, четко обозначенный стихией огня, — выступает в этих двух «операх-мифах» как про- и праобраз конца всего. И там, и там в средоточии мифа фигура Царя. Если в «Борисе Годунове» это «царь — не царь» (Борис) и самозванец (лжецарь), то в «Хованщине» на самом деле Царь — это уже просто «фигура отсутствия». Имеющие право царствовать — инок Досифей (князь Мышецкий) и Марфа Сицкая (женщина, что исключало наследование престола как по салическому, так и по русскому закону) — царствовать не могут и никогда не будут. Появляющийся в конце на коне Петр — после огня, а точнее, вместе с огнем — безбородая и стриженая пародия на царский лик — заставляет вспомнить об умозрениях бегунского старца Евфимия и в то же время с характерным для Мусоргского «смехом стихий» водит за нос цензуру...
Цензура, однако, неожиданно, как это часто бывает, не ухудшила, а улучшила создание Мусоргского. Дело в том, что цензоры долгое время не пропускали оперу на сцену под предлогом того, что духовное лицо не может быть «сыграно» (что в принципе совершенно правильно, поскольку грех лицедейства в этом случае усугубляется грехом святотатства), а на все замечания друзей и покровителей Мусоргского, да и его самого, что Досифей, дескать, «раскольник», разводили руками. Что, кстати, прекрасно характеризует «консисторскую ситуацию» до снятия клятв — так раскольник все-таки или не раскольник? Тогда Мусоргский дал этому персонажу другое прозвание — Корень. Действительно, среди первых старообрядцев некий Иван Корень был. Но дело, конечно, не в этом. Старовер князь Мышецкий — потомок Рюрика — и есть Корень Руси. Когда дерево срублено, корень остается. А поскольку Корень теперь уже не священноинок, а просто князь и одновременно наставник, то не сберегается ли на час огня тайный «отрок отроков»?
В таком виде опера шла до 1905 года, когда была отменена цензура. Так не благо ли она вообще для истинного искусства?
Работая над «Хованщиной», Мусоргский много сил и времени потратил на изучение знаменного распева, равно как и народных песен, в особенности духовных стихов и иных, бытовавших в старообрядческой среде. Неоценимую помощь оказал ему в этом Тертий Иванович Филиппов, в доме которого он часто бывал в это время. Сам Филиппов был сборщиком огромного свода народных песен, который впоследствии был опубликован. Отрывки из него вошли и в «Хованщину». Более того, длительные беседы Филиппова с Мусоргским по вопросам истории церковного раскола XVII века, старообрядческих согласий и проч. позволяют сказать о Тертии Ивановиче как о фактическом «соавторе» либретто оперы, на что он, конечно, никогда не претендовал.
Знаменным распевом Мусоргский интересовался давно, и следы его заметны и в прочем, не оперном, вокальном творчестве, причем в значительно большей степени, чем стихия «городского романса», захватившая, наряду с итальянскими заимствованиями, того же Чайковского. Даже в таких, на первый взгляд далеких от церковности, в каком-то смысле «гностических» циклах, как «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», мы встречаем те же музыкальные ходы и фразы, что звучат в древних церковных распевах. Человек с глубинной «старой памятью», попавший в темную, «без солнца», эпоху «петербургского пленения», несущую только смерть, хотя порой и «красную смерть», «смерть-возлюбленную», — вот музыкально-поэтический герой этих циклов. Иначе в операх, особенно в «Хованщине».
Работая над «Хованщиной», Мусоргский тщательно изучал как образцы знаменного пения, так и источники по истории событий XVII века и весь огромный свод современной ему старообрядческой литературы. Помогали ему в этом прежде всего Тертий Филиппов (как мы знаем, писатель и знаток не только музыки, но и словесности) и Милий Алексеевич Балакирев, в чьей симфонической поэме «Русь», увы, в наше время забытой (она часто исполнялась только в 40-е — начале 50-х годов XX века), широко использованы переложения старообрядческих распевов. В.В. Стасов записывал: «Мусоргский занялся этой оперой с жаром, изучение им раскольничьих, древнерусских и вообще всяческих исторических источников XVII века — было громадно»^2. А сам Мусоргский пишет в это время Стасову: «...купаюсь в сведениях, голова, как котел, знай, подкладывай в него. Желябужского, Крекшина, гр. Матвеева, Медведева, Щер бальского и Семевского уже высосал, теперь посасываю Ти хонравова, а там и Аввакума — на закуску. На днях нырнул в самую «Гпыбь» и обрел следующую жемчужину (раскольничий скит, повествование Мышецкого>13. В июле 1872 года Модест Петрович подробно изучает «Житие протопопа Аввакума»14. Весь этот перечень можно продолжать.
Пением церковным Мусоргский тоже интересовался очень давно. Впрочем, что ему могли дать хоры тогдашних петербургских храмов, если даже в Единоверии возрождение истинного знаменного пения началось только с начала XX века? В собственно же старообрядческие храмы и беспоповские молельни (где древнее пение было не только истовым, но и сохраняло черты XIV—XV вв.) тогда было не только невозможно даже заходить, но и сами старообрядцы относились к приходящим нетерпимо, не допуская их не только до молитвы, что вполне естественно, но и до «слушания божественного пения». Однако еще в ранней юности, учась в школе гвардейских подпрапорщиков, Мусоргский, «часто посещая законоучителя отца Крупскаго''5, успел благодаря ему глубоко проникнуть в самую суть древнецерковной музыки греческой и католической»16. Здесь интересны две вещи. С одной стороны, характер образования русского духовенства XIX века, знавшего древнее пение «греческое и католическое», но не русское, считавшееся чуть ли не «крамолой». С другой — Мусоргский изучал пение именно «древнецерковное», то есть, унисонное (впрочем, в Греческой Церкви унисонное пение сохранялось и сохраняется по сей день). Если же говорить о римо-католиках, то древнецерковное пение у них — григорианское — также унисонное и в принципе соответствует нашему знаменному. Впрочем, позже, когда Мусоргский ездил по Тверской области, он много беседовал, как сам писал, «с толковыми попами о раскольничьем пении» и хорошо в нем разобрался. Помогли и материалы, предоставленные Тертием Филипповым. Словом, начиная работу над «Хованщиной», он не только понимал — понимал он всегда, — но и знал. Замечательно письмо его к В.В. Стасову перед началом работы над оперой: «А что, если Мусорянин да грянет по Руси-матушке! Ковырять чернозем не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется: страшно, а хорошо!.. Не ведомо мне, что ли, на что отзвук дать? Не чую, где сила кроется, где правда глаза застилает, да, пожалуй, и ноздри... Черноземная сила проявится, когда до самого днища ковырнешь. Ковырнуть чернозем можно орудием состава ему постороннего. И повернули же в конце XVI! Русь-матушку таким орудием, что и не распознала сразу, чем ковыряют, и, как чернозем, раздалась и дыхать стала. Вот и восприняла сердечная разных действительно и тайно статских советников, и не дали ей многострадальной опомниться и подумать: «куда прет?» Сказнили неведущих и смятенных: сила! А приказная изба все живет и сыск тот же, что и за приказом; только время не то: действительно и тайно статские мешают чернозему дыхать. Прошедшее в настоящем — вот моя задача. «Ушли вперед!» — врешь, «там же»! Бумага, книга ушла — мы там же. Пока народ не может проверить воочию, что с ним стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось, — там же».17
«Хованщина» целиком написана самим Мусоргским — не только музыка, но и либретто (хотя по всем вопросам, связанным с расколом и старообрядчеством, в качестве «консультанта» выступал Тертий Иванович Филиппов). Опера эта — или, как сам автор дал ей определение, «народная музыкальная драма» — явление настолько значительное, причем не только в области музыкальной, но и как историософское начертание русской истории, что загадочно погибший накануне «перестройки» художник Юрий Иванович Селиверстов поместил Мусоргского в свою серию портретов под названием «Из русской думы» — вместе с Константином Леонтьевым, Лосевым, Флоренским.
Историософские умозрения композитора — несшие на себе печать подлинного, непосредственного знания, ведения — настолько глубоки, что многие из них, причем далеко не все, становятся понятны только сейчас. Он видел, точнее, слышал трагический ход русской истории, и это проявлялось даже в мелких, вроде бы чисто житейских, эпизодах. Так, где- то в конце шестидесятых годов Модест Петрович в гостях у известного поэта Якова Полонского вдруг начал импровизировать «фортепианную пьесу, изображающую душевное состояние умирающего политического заключенного в Петропавловской крепости на фоне курантов, фальшиво играющих «Коль славен»18. В этой — увы, не сохранившейся импровизации — образ всей петербургско-синодальной истории России XVIII—XIX веков! «Коль славен наш Господь в Сионе» — знаменитый масонский гимн на слова М. Хераскова, написанный при Екатерине II специально для употребления при «работах» лож, затем ставший «вторым» — «параллельным» — государственным гимном Империи. Часы на башнях не только Петропавловской крепости, но и Московского Кремля играли не «Боже, Царя храни!», но именно «Коль славен». Но и идеи, за которые умирали политические заключенные, были рождены той же самой масонско-просвещенческой идеологией французской и американской революций, вдохновлявших авторов знаменитого гимна абстрактному «Единому Богу». Дух апостасии, отступления одновременно витал и над Империей, и над революцией, рождал качественное изменение самого человеческого типа. Композитор предвидел — через век и более — появление современного «общества спектакля», «общества постмодерна». 18 марта 1875 года, после посещения оперетты Оффенбаха, Мусоргский пишет А.А. Голенищеву- Кутузову: «Если не произойдет громкого переворота в складе европейской жизни, буфф (короткая комическая опера, предваряющая современную оперетту. — Прим. ред.) вступит в легальную связь с канканом и задушит nousautres(нас остальных). Способ легкой наживы и, конечно, столь же легкого разорения (биржа) очень родственно уживается со способом легкого сочинительства (буфф) и легкого разврата (канкан). Вот тащимый мной запас впечатлений от буфной публики: биржа+канкан, по преимуществу; ах, какие лица, какие ужасные человеческие оболочки».19 Итог «Просвещения» — «человеческие оболочки», которые появятся уже в «послепросвещенческую эпоху». В нашу с вами. Но что есть способное разбить эти оболочки, «скорлупы»? Что противопоставляет им Мусоргский? Вот еще один отрывок из письма — почти одновременного — к А.А. Голенищеву-Кутузову — о так называемом «Инвалидном концерте» (19 марта 1813 года русские войска заняли Париж; с тех пор устраивались ежегодные концерты в пользу инвалидов): «19 марта — взятие Парижа — инвалидный концерт! — между прочим, FrancsJugesБерлиоза — вполне согласен: нет ничего более свободного, чем война, нет судьи более компетентного, чем победоносный воин (текст в оригинале написан по- французски. — В.К.)20. Только «победоносный воин», по Мусоргскому, и противостоит «человеческим оболочкам» — а ведь эта проблематика уже следующего столетия! Что имеет в виду композитор? Здесь «игра слов»: franc — это и франки как древнее сословие свободных воинов Северной Европы (на тему раннего франкского Средневековья и написана музыка Берлиоза), и свободный, чистый. Заметим, что византийские хроники указывали на происхождение древних русских князей — в частности Вещего Олега — именно «от рода франков». Безместный Рюрикович, «царевич, лишенный наследства». Пишет Мусоргский Голенищеву-Кутузову как раз тогда, когда тот работает над драмой «Царь Василий Шуйский» — о судьбе оболганного (до сих пор!) официозной историографией законного Русского Царя.
Но ведь и сама «Хованщина» посвящена прежде всего судьбам «царевичей, лишенных наследства». Лишенных его окончательно и навсегда как раз во времена действия оперы: заметим, что «стрелецкие бунты» имели место уже после злосчастного собора 1666—1667 годов, когда Царская власть сама отреклась от возложенной на нее миссии «удерживающего», «катехона», а вместе со всей дораскольной русской святостью клятвы и прещения были наложены и на саму идею Третьего Рима, последнего Православного Царства. Все обессмыслилось. Начался скорбный путь, над которым куранты Петропавловской крепости и, что самое страшное, — Кремля, механически «дорезывая время» (Федор Глинка), играют «Коль славен наш Господь в Сионе». Не случайно Мусоргский отказался от первоначальной мысли сделать участниками действия Петра I и Царевну Софью Алексеевну. «А Петра и Софью за сцену — это решено — без них лучше», — пишет композитор в письме к П.С. Стасовой (Мусоргский М П. Письма и документы под ред. А.Н. Римского-Корсакова)21 .
Это «без них лучше» на самом деле тоже оказалось пророческим. Однако «лучше» не стало: в феврале 1917 года Россия начала распадаться по частям. (Только Божий Промысел в его непосредственном проявлении возвел правителей, скрепивших ее «мертвой водой».) Впрочем, и эти правители оказались на короткое время: распад начался вновь. Корни его — в середине XVII века, как раз во времена «Хованщины».
Петр тем не менее появится в самом финале оперы — уже после самосожжения — как чисто механический образ, «фигура отсутствия», «ожившее ничто». В известном смысле это не реальный Петр, в начале следующего века — при всех оговорках — тем не менее вошедший в живое историческое действие и создавший хотя и лишенную горизонтального, Православного измерения, но все же Империю — по типу языческой Римской. Петр из «Хованщины» — преобразовательное изображение еще не явившегося последнего участника исторической трагикомедии. Антихриста, на самом деле. Каковым и считали Петра самосожженцы, бегуны, скрытники. Бодрая музыкальная цитата из «Преображенского марша» здесь не должна смущать. Это пародия — такая же, какой, видимо, была мелодия «Коль славен» в той, несохранившейся импровизации у Полонского. Мусоргский был мастер на такие вещи — вспомним «Картинки с выставки», «Ночь на Лысой горе».
В центре всего действия «Хованщины» — «Марфа-раскольница». Сам композитор говорил, что именно она — сокровенный, тайный образ его души. Вспомним, по первоначальному замыслу, Марфа — из княжеского рода Сицких (Рюриковичей), хотя в дальнейшем под воздействием «демократической» критики Стасова Мусоргский вроде бы от этого отказался. Тем не менее молчание Марфы о ее происхождении в окончательном варианте оперы, равно как и миссия ее в самосожжении «раскольников» в деревянных срубах, как и странное, загадочное «отпевание», которое она тогда устраивает любимому ею князю Андрею Хованскому (хождение Марфы с зеленой свещой), как и знание ею «языка птиц» — в сцене «гадания» князю Голицыну — все это еще более подчеркивает вопрошание — кто же она на самом деле?
«Марфа-раскольница» удивительным образом напоминает центральный персонаж из цикла романсов «Песни и пляски смерти» Мусоргского на слова Арсения Голенищева-Кутузова, где перед нами чередой проходят смерть ребенка, смерть рыцаря, смерть мужика. Смерть-мать, смерть-невеста, смерть-сестра, но это и Марфа из «Хованщины» — одновременно «младешенька» и «окаянная, злая раскольница», как поет она сама о себе. Но она же несет и очистительный огонь в конце всего действия, сопровождая уходящую Русь в пламя «нового зона». Марфа ли имя ее? Или у нее иное, новое имя? Вспомним, кого сопровождает «Марфа-раскольница» в ссылку, гадая ему о будущем? Конечно же, князя Голицына. Но кто такой князь Василий Васильевич Голицын в реальной истории? «Фаворит» царевны Софьи и некоторое время даже ее «соправитель». Иными словами, Марфа выступает как своего рода «Софья наоборот». Вспомним, саму Софью он на сцену не выводит: «так лучше». Но при этом решительно отвергает очередной «добрый совет» В.В. Стасова: тот, ради «оживления действия», советовал «превратить Марфу в любовницу Голицына»22. Трудно себе представить степень непонимания, просто умственной отсталости вождя «демократической критики». Ведь Марфа вообще «не отсюда». Но если Софья, как и Петр, принадлежит к узурпаторам, к тем, кого нет, а следовательно, и имя ее — София — узурпировано, и Софья — не Софья, то кто такая Марфа? Какая истинная реальность стоит за образом «раскольницы с зеленой свещой»?
Не случайна духовная связь Марфы с вождем уходящей в гари Руси — Досифеем-Коренем.
В отношении этого последнего Модесту Петровичу удалось отстоять свой замысел от «властителя дум» Стасова. Досифей-Корень — князь Мышецкий. Мышецкие — прямые потомки Рюрика, причем ушедшие «в нети», а потому имеющие священное право вернуть себе престол. «Царевичи, лишенные наследства». Но «Корень» этот духовный — Мышецкий — инок, подобный священномученику Андрею (князю Ухтомскому), отказывающий себе в праве иметь потомство, кроме духовного. Потому что все кончено. Впрочем, если все-таки, как мы уже писали, не Досифей, а Корень, то кто же может сказать наверняка о «тайном царевиче»?
Тем не менее мы знаем, кто был реальным прототипом Досифея-Кореня: знаменитый Андрей Дионисиевич (Андрей Денисов), князь Мышецкий, автор «Поморских ответов». Но не все помнят, что Андрей Денисов был также и автором многочисленных силлабических виршей (вопреки распространенному мнению, будто бы русская силлабика присуща только «польско-никонианской школе»), а главное — перевода Ars Magna Раймунда Луллия, герметического трактата, ходившего в старообрядческой среде под названием «Книга Раймондулиева». ArsMagna, как и другие средневековые натурфилософские тексты, содержит описание «зеленой земли» или «зеленых лугов», где обитает «недозрелое золото». Одновременно это и «земля Премудрости». Основатель поморского согласия князь Андрей Дионисиевич Мышецкий был таким же «рачителем Премудрости», как и Константин Философ (святой Кирилл), «учитель Словенский», каковому, согласно его житию, в юности явилась его истинная невеста —- Дева София Премудрость Божия.
Зеленый цвет символизирует также и Святой Дух (отсюда символика Пятидесятницы, сопряженная с огнем), и Марфа, появляющаяся перед «огненным крещением» с зеленой свещой, указывает на истинный эсхатологический смысл «Хованщины».
Музыкально в сцене «любовного отпевания», как ее называли, а затем и гари, использован унисонный старообрядческий духовный стих («раскольничья песня», как называет его Мусоргский). Об этой «песне» в письме к Л.И. Кармалиной, приславшей ему ее с Северного Кавказа, от терских казаков- старообрядцев, Модест Петрович пишет: «Сколько в ней страды, сколько безоговорочной готовности на Все невзгодное, что без малейшего страха я дам ее унисоном в Конце «Хованщины», в сцене самосожигания»23.
«Любовное отпевание», безусловно, одно из величайших прозрений Мусоргского в область невидимого. «Кому ни показывал отпевание любовное, глаза пучат, до такой степени это небывалая штука!» — пишет Модест Петрович в своей характерной, скрывающей подлинную суть, грубовато-шутливой манере к В.В. Стасову24. Но именно этот дар подлинного тайнопознания и оказывался тем, что разлучало «царевича,
лишенного наследства» с «человеческими оболочками»: А.А. Голенищев-Кутузов вспоминал, что, когда Мусоргский пошел в искусстве своим путем и даже внешним образом совершенно отдалился — тогда огорчение перешло в гнев, на Мусоргского махнули рукой и признали его «погибшим»25. С кем они имеют дело, на самом деле понимали очень немногие — сам Голенищев-Кутузов, Тертий Иванович Филиппов. В частности, именно Филиппов, когда «Хованщина» была закончена, в 1879 году предложил Мусоргскому организовать его турне по России вместе с певицей Дарьей Леоновой, чем «друзья» композитора из «стасовского кружка» были совершенно искренне возмущены, — такая поездка очевидным образом роняла в глазах общества Модеста Петровича, а организовывал ее именно Филиппов — человек, приверженный Церкви, отец семейства... М.А. Балакирев писал Стасову: «Как ужасно то, что происходит с Модестом. Если бы Вы могли разрушить эту постыдную поездку с Леоновой, то сделали бы доброе дело». Но разгадка всего происшедшего очень проста: между Мусоргским и Леоновой ничего «постыдного» не было, о чем позже свидетельствовал и сам Стасов26. Как и вообще не известно ничего об отношениях Модеста Петровича с женщинами. Разгадка же такого откровенно «вызывающего» поведения очень проста, но знать ее мог только очень хорошо понимавший природу искусства Мусоргского Тертий Иванович: Мусоргский и Леонова исполняли отрывки из «Хованщины» в авторском варианте (голос + клавир). Мусоргский был уже очень болен и вряд ли способен был сам создать полную оркестровку оперы. За дело взялся Н.А. Римский-Корсаков: именно ему принадлежит оркестровка, в большинстве случаев исполняемая в оперных театрах27; однако гармоническое и «Цветное» музыкальное мировосприятие другого музыкального классика почти ни в чем не совпадает с «запредельным трагизмом» Мусоргского, его устремленностью к концу истории и за ее пределы. При всем внешнем совершенстве «Хованщина» в редакции Римского- Корсакова очень сильно отличается от оригинала, и ее следовало бы слушать в варианте клавираусцуга в сопровождении фортепиано и цимбалы — инструментов, за которыми работал сам композитор.
Партия Марфы в исполнении Леоновой, аккомпаниатором которой был Модест Петрович, в наибольшей — пожалуй, единственной, — степени сохраняла именно авторский замысел, который стремился запечатлеть действительно его понимавший Тертий Филиппов.
Но вернемся к «Хованщине». В ней действуют еще два князя. Один из них — прямо претендующий на престол Романовых «стрелецкий батька», «большой» — князь Иван Хованский. Это ему, именно ему поют хор-славу: «Слава лебедю, слава белому!» Его, именно его вызывают, выкликают как «народного царя» стрельцы и их жены, когда начинается на них нападение «петровцев»: «Батя, батя, выйди к нам!» Хор этот можно сравнить с хорами греческих трагедий. Народ ждет истинного царя. «батю». Ждет, ибо знает — считать таковым Петра невозможно. Но этот страшный, слезный вопль повисает в истории без ответа. Ибо «батя» больше не выйдет. Никогда. Да и сам Иван Хованский — такой же «не царь», как и сам Петр. Но в отличие и от Петра — «не царя» по причине отступления рода от правой веры и похуления предков (собор 1666—1667 гг.), Иван Хованский, хранящий веру, «не царь», хотя и князь.
Гедиминовичи — а Хованские именно Гедиминовичи, а не Рюриковичи — взошли на литовский престол вслед за удачливым конюхом Гедиминкой, а затем, когда многие из них перешли на службу Великим князьям, а затем и Царям московским, они стояли на местнической лестнице ниже не только собственно Руси — Рюриковичей, — но и служилых ордынских царевичей — потомков Чингисхана («Морского Царя» в переводе с тюркских языков). «Батя» — не «батя», и народ взывает в пустоту. В этом подлинная «народная драма» «Хованщины», как определил ее сам Мусоргский и как он это понимал.
Второй Гедиминович, о котором мы уже упоминали, — князь Василий Васильевич Голицын. В истории он — один из первых в России либералов-западников, сторонник английской ограниченной монархии и английской же системы постепенного преобразования «тяглового государства» в государство собственников (чем обернулось подобное развитие в самой Англии, где так называемые «огораживания» привели к физическому вымиранию едва ли не трети населения, князь Голицын, как и все русские либералы, не задумывается — им важна «идея»), Голицын народом тяготится, «старая» или новая» вера ему, в общем-то, безразлична, хотя сам он предпочитает скорее доверять языческому гаданию литовские земли были и крещены позже, и язычества в них сохранилось больше (до сего дня), — но в желании как-то ограничить «деспотизм» Петра скорее готов — очень осторожно — поддержать староверов и стрельцов, Хованского и Досифея. Заметим, чем-то подобным было заигрывание кадетов со старообрядцами накануне Февраля, да и сегодня мы часто встречаемся с тем же самым. В подавляющем большинстве своем люди древлего благочестия отвергали и отвергают эту игру: обратим внимание читателя на недавно опубликованную нами в «Правде Православия» переписку Ксеноса с Тертием Филипповым. Голицын чужой народу, он живет в мире своих выдумок и фантазий. Но когда князя везут из Москвы в ссылку, народный хор разражается молитвенным плачем. «Спаси тебя Господь! Помоги тебе Господь!» — на эти слова звучит народное рыдание, столь же запредельно «засмертное», что и в «выкликании» Хованского — «батя, батя...».
Как бы то ни было, «Хованщина» — действительно народная драма. Ее хоровые сцены по-настоящему выявляют то народное «сверхсознание», каковое живет сквозь века, не меняясь, хотя меняются правители и внешние оболочки исторических форм. Еще одна величайшая народная сцена — хор «стрелецких женок», обращенный к Петру и его наместникам. Когда участники стрелецкого бунта побеждены, их жены просят не о помиловании мужей, не плачут о них (как это представлялось в других художественных изображениях эпохи, от Сурикова до Ахматовой). Нет — женщины умоляют «без жалости» казнить их всех — «окаянных пьяниц». Пожалуй, кроме Мусоргского никто не создал столь страшного образа: жены, умоляющие правителя казнить их мужей. Не одна, не две — все жены стрелецкой слободы, множество их... Было ли такое? Скорее, Мусоргский опять слышал на столетие вперед — ведь перед нами образ советской женщины
И еще одно действующее лицо «Хованщины», в связи с которым мы тоже можем сказать: композитор услышал грядущее. Дьяк Приказа Тайных дел Шакповитый, возглавляющий в опере «контрзаговор». Шакловитый пишет донос на Хованских, а затем убивает самого «большого батьку». Казалось бы — что может быть для либерально-интеллигентского сознания хуже Шакловитого? Но образ его в опере почему-то вызывает удивительную симпатию. Знаменитая ария Шакловитого о Руси — «Пропала тьма татарская, промчалась власть боярская, а ты все та же...» — одно из самых задушевных, личных для самого Мусоргского его произведений. Почему это личное отдается шпиону, доносчику, как потом сказали бы, «рыцарю плаща и кинжала»? Нет ли и в этом глубочайшего прозрения будущего? Шакловитый, как мы сегодня бы сказали, — «человек спецслужб». «Бред разведок, ужас чрезвычаек» — так позже напишет о русской истории Максимилиан Волошин. Роль секретных служб, имеющих многовековую историю, в установлении, а затем и свержении Романовых, в борьбе с революцией и одновременно в ее подготовке, планы установления государства всеобщего контроля, которые составил для Александра I, несомненно, связанный с тайными организациями скопец камергер Еленский, спецслужбы против масонов и масоны внутри спецслужб — все это тайны, о существовании которых, несомненно, знал Мусоргский и как представитель древнейшего русского рода, и как художник, видевший и слышавший изнанку видимостей. Шакловитый — «человек судьбы», по выражению одного французского писателя, знающего толк в этих вещах. Не станут ли тайные службы России — со всей их нечеловеческой, внечеловеческой сущностью — в самые последние времена на место «удерживающего», «катехона», последней преграды? Если Марфа — смерть, но она же и София Премудрость Божия — сверхисторическая тайна «Хованщины», то именно Шакловитый — ее тайна историческая.
В 1930 году архиепископ Феофан Полтавский, бывший духовник Царской семьи, передавая «откровение старцев», указывал: «Но до пришествия антихриста Россия еще должна восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и ^железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого. Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству Слова Божия и это бывает»23.
Можно по-разному относиться к этому, как и к другим многочисленным предсказаниям XX века, принимать их или не принимать. Особенно уязвимы они со старообрядческой точки зрения, потому что полагают «точкой крушения» Святой Руси не семнадцатый век, а 1917 год. На самом деле все гораздо страшнее, но здесь и сейчас мы не будем ЩЖ останавливаться на этом. Важно —и, по-видимому, бесспорно — следующее: «Шакловитый» — это то, что будет в России, если не будет Царя. Судя по всему, так все и происходит. И это лучше, чем распад и погибель. Мусоргский еще в девятнадцатом столетии это услышал.
Ибо, как всякий «царевич, лишенный наследства», слышал музыку своего утраченного Царства, Музыку Вечной Руси.
P.S. В начале девяностых годов мне довелось участвовать в предполагавшейся постановке фильма-оперы «Хованщина». Постановка должна была отличаться от обычного оперного зрелища: мы предполагали своего рода возобновление концертов Мусоргского и Леоновой. Это означало отказ от оркестровок и исполнение всей оперы под оригинальный клавир. Партию фортепиано и цимбалы должен был восстановить и исполнить композитор и пианист Иван Соколов, в ролях Марфы и Кореня (мы думали оставить именно так) - Лина Мкртчян и Алексей Петренко. Сбыться этому замыслу было не суждено—грянули финансовые реформы, а затем произошли события, типологически в точности повторившие стрелецкий бунт, — московское восстание октября 1993 г. После этого к замыслу «Хованщины» ни автор этих строк, ни кто-нибудь из его участников не возвращались.
ПРИМЕЧАНИЯ
1См.: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруким, ч. IV. СПб, 1857, с. 18—20; так же. Любимов С.В. Мусоргские, опыт поколенной росписи. Псков, 1916, с. 15.
2 Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980, с. 45.
3 Юрий Соловьев. «Могила Рюрика» и возвращение Государя. Тверь,
2004, с. 20.
4 Цит. по: Орлова А. Труды и дни М.П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. М., 1963, с. 77.
5 Там же, с. 354.
6 Мусоргский М.П. К пятидесятилетию со дня смерти. Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша и Вас. Яковлева. М., 1932, с. 113.
7 Там же, с. 129.
8 Цит. по: Орлова А. Труды и дни... с. 373—374.
9 Мусоргский М.П. Письма и документы. Под ред.
А.Н. Римского-Корсакова. М., 1932, с. 147—148.
10 Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994, с. 73.
11 Там же, с. 192.
12 Стасов В.В. Избранные статьи о М.П. Мусоргском. Под ред.
А.С. Оголевца. М., 1952, с. 123!
13 Мусоргский упоминает следующие источники: «Записки Желябуж
ского», изд. Д. Языковым в 1840 г.; Крекшин П.Н. «Краткое описание славных и достопамятных дел Петра Великого», «Библиотека для чтения», 1849; «Записки графа Андрея Артамоновича Матвеева», сборник Снегирева, 1838; «Записки Медведева» в сборнике Сахарова, 1838; «Правление царевны Софьи» П. Щебаль- ского, М., 1836; Семевский М.И. «Царица Прасковья», ж. «Время», 1861; Тихонравов Н.С. «Боярыня Морозова», «Русский вестник», 1883 (с приложением писем протопопа Аввакума); «Глыбь» (она же «Повесть о Теуте и Гордаде») из сборника Н.С. Тихонравова «Летописи русской литературы и древности» (кн. V, с. 43); Тихонравов Н.С. «Памятники отреченной русской литературы», тт. 1—2, М., 1863. Заметим, что большинство памятников оказалось в списках «отреченных» только после реформ XVII в. и особенно учреждения Петром I Синода (когда иночествующим было запрещено писать и даже держать у себя в кельях книги, перья и бумагу). Большинство памятников, попавших в собрание Тихонравова и датированных XIII—XVI вв., найдено им в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры и Соловецкого монастыря. Среди них «Заветы двенадцати Патриархов», на которых строился фресковый ряд многих храмов того времени, и «Откровение Мефодия Патарского», на которое ссылаются многие летописи. Оно вообще никогда не входило в списки отреченных книг.
14 См.: Орлова А. Труды и дни... с. 256.
15 Протоиерей Кирилл Крупский, преподаватель Закона Божиего в
школе гвардейских подпрапорщиков, которую окончил Мусоргский.
16 Мусоргский М.П. Письма и документы, с. 422.
17Там же, с. 217.
18Со слов Я.П. Полонского записал И.И. Лапшин. См.: Мусоргский М.П. К пятидесятилетию со дня смерти. Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша и Вас. Яковлева. М., 1932, с. 151.
19 Мусоргский М.П. Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову. Комментарии П. Аравина. Ред. и вступит, статья Ю. Келдыша. М.—Л., 1939, с. 40-41.
20Там же, с. 41.
21 Мусоргский М.П. Письма и документы. Под ред. А.Н. Римского-Корсакова. М., 1932, с. 257.
22 См.: Орлова А. Труды и дни М.П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. М., 1963, с. 465.
17 Мусоргский М.П. Письма и документы, с. 306.
18 Там же, с. 260.
19 См.: Орлова А'. Труды и дни... с. 417.
20 См.: там же, с. 180.
21 Существуют также оркестровки французского композитора М. Ра
веля и Дмитрия Шостаковича. Шостакович, считавший себя учеником Мусоргского (чему свидетельством — его оперы «Нос» и «Игроки» по Н.В. Гоголю и особенно «Леди Макбет Мценского уезда» по Н.С. Лескову), стремился к наиболее точной передаче заложенных Мусоргским смыслов, в особенности словесно-интонационного ряда.
22 См.: Концевич Е.Ю. Архиепископ Феофан Полтавский. Личные вос
поминания. «Православная Русь». Джорданвилль. 1974, № 24, с. 7—8. Также. Россия перед Вторым Пришествием. М., 1998, т. II, с. 436.