ЛУКЕРЬЯ И ДЕТИ ("отделение ВЫХОД").
ПЕСНИ СЕЛА ЛИНОВО. Часть 2. Новая встреча ("IZBA records").
Село Линово Путивльского района Сумской области Украины — знаковая точка на фольклорной карте. Московский культурный центр "Дом" — прибежище всего необычного, авангардного, экспериментального. 10 февраля Линово и "Дом" пересеклись в рамках фестиваля "От фольклора до авангарда. Путивльский путь" и празднования 88-го дня рождения народной исполнительницы Лукерьи Андреевны Кошелевой. Сам фестиваль носит сложносочинённое наименование "международный традиционный культурологический некоммерческий" фестиваль искусств и проходил помимо "Дома" в клубе "Арт'Эриа", который год назад в духе меркантильного времени был выставлен из Центрального Дома Работников Искусств и нашёл приют в… крипте Храма Святого Николая на трёх горах. Вновь культура в катакомбах.
Лукерья Кошелева стала легендой уже при жизни. Принадлежит она к небольшому русскому субэтносу "горюны", что проживает в центральной части Сумской области. Есть гипотеза, что это потомки древнего племенного объединения — северян. Или же древние горяне, которые упоминаются в Иоакимовской летописи. Археолог Иван Черняков считает, что к горюнам имеет отношение не кто иной как Змей Горыныч. Но о происхождении пусть спорят историки и этнографы, главное, что горюны свои сохраняют свои обычаи, особенный говор, костюм, быт и многоголосую певческую традицию. Песенная столица горюнов — село Линово. Лукерья Андреевна Кошелева, дочь знаменитой линовской певуньи, Марфы Арефьевны Толстошеевой, создательницы ансамбля народных исполнителей-мастеров. Лукерья — единственная оставшаяся участница этого ансамбля.
Диску "Лукерья и дети" уже немало месяцев, но пластинку, несомненно, стоит отметить и на страницах "Завтра". А вот "Новая встреча" — совсем свежий альбом, выпущенный всего неделю назад.
"Песни села Линово" — это продолжение истории. Первая пластинка с таким названием вышла ещё в 1982 году на "Мелодии". Кошелева исполняет там одну песню. В те же годы и появился на свет фольклорно-этнографический ансамбль "Народный праздник", который занимается горюнами не одно десятилетие, и уже в новом веке, в 2005 году, записавший совместно с Лукерьей Кошелевой диск "Песни села Линово. После долгой разлуки".
На диске "Часть 2. Новая встреча" представлены песни различных жанров: календарные, свадебные, протяжные, а также рассказы Кошелевой о себе и о селе, о том как пахали и праздновали, и как некогда запевал целый род. Сильнейшее впечатление производит номер "Причет", где Лукерья Андреевна говорит о поминовении родных, говорит, поёт и плачет одновременно.
"Лукерья и дети" — это разнообразные альянсы-диалоги Кошелевой с современными музыкантами. Авторы проекта— художник, арт-директор клуба "Арт'Эриа" Нина Кибрик и флейтист и математик Илья Сайтанов ("Лакоча")
На пластинке отметились этно-мэтр Сергей Старостин и исследователи звука из "Оркестра интуитивной музыки", палестинец Басем Аль-Ашкар и Игорь Лисов ("Зелёные рукава"). Из обширного репертуара Лукерьи Андреевны востребованы самые разнообразные песни — от древних "причитаний" до игривых частушек. "Лукерья и дети" — столкновение автохтонных энергий и опытов музыкантов. По мне, наиболее ценные номера "Волки", "По возгорию", "Калинушка", там, где народный космос тотален и бескомпромиссен.
Надо сказать, что с каждой акцией число "детей" у Лукерьи Андреевны только увеличивается. Так, в "Доме" вдохновенно выступили Инна Желанная, Псой Короленко, Сергей Краснопольский. А сам фестиваль в "Доме" превратился в многочасовой марафон, в котором сменяли друг друга музыканты и коллективы. Но с каждым проектом Лукерья Андреевна обязательно выходила к микрофону. С уютными конголезцами из "Кимбата" даже в пляс пустилась.
"Во время пения Лукерья Андреевна уходит вглубь себя и, вместе с тем, растворяется в Природе, общается с Небом и Землей, отдается стихии песни как некоему волхвованию. Напрашивается идея, что род Лукерьи это своеобразный остаточный признак древней певческо-артистической касты, не открытой и не изученной у славян. Вне сценической жизни Лукерья Андреевна излучает необоримое обаяние и пленяет всех окружающих своей мудростью, остроумием, чуткостью, творческой открытостью всему новому, являя собой исчезающий тип настоящей "деревенской аристократии". Конечно, в такой мифологизации Лукерьи Андреевны — избыток экзальтации. И в неоднозначных наименованиях "бабушка всея Руси", "русская Сезария Эвора". Но это по-своему говорит об удивлении и восхищении поклонников. И нельзя сказать, что говорит как-то неадекватно. Рядом с нами живёт и действует по мере сил удивительное, уникальное явление, дай Бог жить и здравствовать Лукерье Кошелевой.