Сообщество «Салон» 00:00 1 октября 2015

Музон

"Рай на земле" — альбом изысканный, взрослый и классный — последнего слова в отношении проектов Сантима, при всём уважении, точно никогда не употреблял. Начиная с величественного "Никитского бульвара" (текст Андрея "Литла" Ханжина) и на все одиннадцать композиций плавно и уверенно разворачивающейся музыки. Альбом интересен и для фанатов Сантима, и открыт для новых слушателей, ибо есть и музыка, и "космология". Плюс это довольно кинематографичный альбом, провоцирующий картины, и именно в чёрно-белом варианте.

САНТИМ И АНГЕЛЫ НА КРАЮ ВСЕЛЕННОЙ. "Рай на земле"

В белом тумане финала укрыты восходы
Изумрудное небо в просветах метели
Не бывает в этой природе хорошей погоды
Странные птицы поют: Текеле-ли

В начале лета шумно-неожиданно случилось разовое воссоединение московского андеграундного культа "Банда четырёх". А осенью так же удивительно вернулся, пусть и ненадолго, ещё один проект Ильи "Сантима" Малашенкова. Всего за четверть века их было несколько: "Гуляй-поле", "Резервация здесь", "Банда четырёх", "Сантим и Затерянные в космосе", "Сантим и Ангелы на краю Вселенной", краткосрочные "Голливудские холмы". А в последние годы вполне хватает одного имени маэстро. Хотя "Рай на земле" - воистину коллективное делание, где авторы песен, музыканты, аранжировщики и звукорежиссёр могут запросто поделить "ответственность".

"Рай на земле" был задуман ещё весной 2009 года, примерно тогда же и пошли первые студийные сессии. Но потом пластинка легла "на полку" — параллельные проекты, основные работы и даже уходы со сцены сделали своё дело. В 2012 году за доводку материала взялся Алексей Экзич и обнаружил значительное количество разного рода "косяков" и недочётов. За три года перезаписывались гитары и вокал, появлялись новые аранжировки, изменялась структура песен. Семь лет, прошедшие с момента написания песен, — срок большой, требующий самокопания, возвращения в то состояние, когда возникали песни. И далеко не всегда тому же Сантиму это было просто сделать. Последние элементы доводки альбома случились уже в 2015-м. Но, как ни странно это может прозвучать: андеграундные творения за счёт отсутствия претензии на массовую сиюминутную славу, порой способны жить долго и решать фундаментальные задачи.

Пожалуй, проект "Сантим и Ангелы на краю Вселенной" изначально носил несколько искусственно-переходный характер. По сравнению с "Бандой" — и изначально, и тем более, после трёхлетней работы, — здесь очевидно больше музыки. И если пост-панковские маршруты знакомы и объяснимы, то околотрип-хоповые ходы необычно-увлекательны. Почти все номера конца нулевых, за исключением старинной "Речки" (ещё из репертуара "Резервации здесь") и "Стаи", звучавшей на концертах "Банды четырех". Пожалуй, тут нет привычных концертных хитов: "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима" или "Дневник Джона Ди" — сложно представить в бурном хоровом фанатском исполнении. Исключением могут быть только манифестальные "Девяностые кончились", которые очень кстати подводят черту, исходя из свежих попыток переиграть восприятие тех лет.

Кстати, если не брать в расчёт порядок песен, то изначальный план подвергся только одной коррекции — из альбома ушла неописуемая композиция "Банька" (текст Высоцкого и музыка Joy Division), при всей привлекательности такой диковинки — к "аттракционам" Сантим, Мишин, Экзич оправданно равнодушны.

"Рай на земле" — альбом изысканный, взрослый и классный — последнего слова в отношении проектов Сантима, при всём уважении, точно никогда не употреблял. Начиная с величественного "Никитского бульвара" (текст Андрея "Литла" Ханжина) и на все одиннадцать композиций плавно и уверенно разворачивающейся музыки. Альбом интересен и для фанатов Сантима, и открыт для новых слушателей, ибо есть и музыка, и "космология". Плюс это довольно кинематографичный альбом, провоцирующий картины, и скорее в чёрно-белом варианте.

Это самодостаточная пластинка, несмотря на значительный ряд аллюзий. В соавторах-собеседниках — Роберт Антон Уилсон, Кнут Гамсун, Эдгар По, экспрессионисты. И у слушателя есть выбор — воспринимать песни как "тягостные эсхатологические мифы", как визионерское отчаяние, или же как эффектные конспирологические сюжеты.

Это сложная, сумрачная, беспокойная, живая вселенная. Эпохи, циклы, миры перемешаны и запросто заглядывают в наше невнятное время. У Сантима и "ангелов" — хладнокровный, немного циничный взгляд на цивилизацию, возникшую после "конца магического мира" и не способную совладать с вызовами, что не решаются в прогрессистской модели. Думаю, это не разочарование радикалов 90-х, но уход от поэтики жеста и апологии разрушения к творческому созерцанию, что может творить свою реальность. Неслучайно стихотворение катакомбного священника-поэта, посвящённое Сантиму, называется "Самый последний романтик".

***

Презентации альбомов «Сантима и ангелов на краю Вселенной», "Ожога".

2 октября - 19.00 Санкт-Петербург - Fish Fabrique Nouvelle (Лиговский проспект, д. 53, м. «Площадь Восстания»)

3 октября 19.00 Москва - «Вермель» (Раушская наб.,4, м. «Новокузнецкая»)

10 октября 20.00 Ростов-на-Дону - «Подземка» (пр. Сельмаш, 3), при участии "Церкви детства"

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x