Сообщество «Салон» 00:00 4 июня 2015

Музон

"Кумушки пьют" — пожалуй, самый тяжёлый альбом "Волги". Одиннадцать номеров — есть чисто народные "За ворота" и собственно "Кумушки пьют" , авторские — "Болози", "Зачарован", но основа — "Голова", "Ржаное жито", "Постылый муж" — традиционна, народное слово и актуальный звук. От изначальной медитативной нойз-электроники группа здесь порой доходит до жёстких гитарных форм. С одной стороны, это почти языческий круговорот страстей, с другой — почти академическое погружение в фольклор, с третьей — пульсирующий русский космос.

VOLGA. "Кумушкипьют" (Asphalt Tango records)

Альбому уже около года, хотя концертная презентация имела место быть в конце 2014-го. А уж саму пластинку я обрёл совсем недавно. Если учитывать, что "Кумушки пьют" готовились в течение семи лет, а протопредставления случались ещё лет пять назад — отставание относительное. Ну, и самое главное — обращаясь ко множеству фундаментальных вещей, музыка "Волги", в которой встречаются Древняя Русь, постиндустриальный мир и вечная Россия, напрочь лишена сиюминутности.

"Волга" — один из наиболее ярких и важных проектов в русской независимой музыке. Существует почти два десятилетия, образовался ещё в 1997 году. По всем приметам "Волга" — супергруппа, то есть коллектив из музыкантов, получивших известность в иных проявлениях. Каждый из участников "Волги" — мощнейшая "боевая единица".

Это певица Анжела Манукян, вокруг её завораживающего голоса разворачивается музыкальная панорама стилей; Алексей Борисов — патриарх отечественной электронной и индустриальной музыки, с именем которого связаны "Ночной Проспект", " F.R.U.I.T.S" и десятки других формаций; Роман Лебедев, участник "золотого" состава "Коррозии металла", известный под именем "Костыль", с девяностых годов он погрузился в мир экспериментальной электроники, создал проект "Идиоритмик"; наконец, это художник и создатель оригинальных инструментов Юрий Балашов, между прочим, автор обложки последнего прижизненного альбома Фрэнка Заппы "Civilization Phaze III".

Правда, последние годы Борисов участвует эпизодически, а "Кумушки поют"— это работа Манукян и Лебедева.

"Волга" — уникальный сплав старорусской песни и электроники — трип-хоп, хаус, амбиент, даб. Тексты песен — аутентичный русский фольклор XII-XIX веков и некоторые удачные опыты самой Анжелы Манукян. В музыкальном отношении группа в целом удачно движется по крутой тропинке между "глухим" андеграундом и синтетическим поп-вариантом world music. Эта "Волга" "течёт" параллельно всем чётким жанрам и определениям. Это не "технический", просчитанный проект. И "эклектика" содержания скорее звучит как нечто цельное и уникальное. Группа соединяет уникальное русское-славянское и универсальное, разнообразные вокальные техники Манукян выводят на рубежи культур.

Лейблы, с которыми работала "Волга", — многочисленны. Начиналось всё, естественно, с "Экзотики", потом был этноориентированный Sketis music, предыдущую пластинку "Помол" выпустил мультикультурный Manas records. Возможно, долгое ожидание пластинки в отечественных точках связано с тем, что нынешний альбом выпустил берлинский лейбл. Кстати, часто используемое латинское написание названия отчасти вынужденно — по ту сторону границы группу ценят едва ли не больше, чем на родине. Так, "Кумушки пьют" по выходу сразу прыгнули на заметное место в World Music Charts Europe. На Руси удел такой музыки — клубы и разнообразные фестивали. Впрочем, с уверенностью можно сказать, что при всём уважении музыкантов к аудитории они осознают ритуальную, обрядовую силу песен, поэтому в качестве слушателей явно подразумеваются стихии.

"Старославянский текст не подразумевает легкость бытия. Он очень мощный, накатистый, он приземляет человека относительно природы. Человек — не царь, не бог. Природа — она главная. И для того, чтобы достучаться до природы, мне мало было каких-то натуральных инструментов", — из интервью Анжелы Манукян ВВС.

"Кумушки пьют" — пожалуй, самый тяжёлый альбом "Волги". Одиннадцать номеров — есть чисто народные "За ворота" и собственно "Кумушки пьют" , авторские — "Болози", "Зачарован", но основа — "Голова", "Ржаное жито", "Постылый муж" — традиционна, народное слово и актуальный звук. От изначальной медитативной нойз-электроники группа здесь порой доходит до жёстких гитарных форм. С одной стороны, это почти языческий круговорот страстей, с другой — почти академическое погружение в фольклор, с третьей — пульсирующий русский космос.

С предыдущим альбомом связывает заново прочитанная композиция "Помол", из самого первого альбома в финал пластинки перенесся ласковый "Соловеюшка", разумеется, заметно изменившись. И некая оголтелость альбома уходит. Неслучайно, соловей, по Костомарову, — вестник майских дней, певец обновления садов.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x