«Год кино» в Ростовской области был объявлен раньше, чем в других регионах РФ. И плавный переход от года литературы к году кино – получился очень органичным. Его объединяет Антон Павлович Чехов, уроженец Таганрога, и, пожалуй, самый экранизируемый в мире русский писатель. А если переводить литературный путь Чехова в кинематографические аналоги – то это долгая дорога от Гайдая к Тарковскому. Причём – понятно, зачем.
Партнёром области и локомотивом по продвижению «Года кино» в области стал фестиваль искусств Bridge of Arts, президент которого, Олег Тактаров, вкладывает очень много сил и личных средств для привлечения в регион иностранных инвесторов. Которые (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить) – начали подтягиваться. В Ростове, при поддержке области, начинается строительство киностудии. А самое главное, Олегу и команде удалось разбудить внутренний потенциал. На пресс-конференции в рамках Bridge of Arts неведомо откуда взявшиеся энтузиасты рассказывали о том, какие студии начали обустраивать сами.
Bridge of Arts, таким образом, принёс свои плоды после проведения в первый же год проведения. Даже его название, адресованное скорее к иностранным гражданам, спустя краткий промежуток времени, кажется уместным и для внутреннего потребления. Оно – стимулирует к выходу из форм, которые раньше определяли нормирование плёнки или возможность стабилизации камеры. Нормативность, может быть, уместная во времена братьев Люмьер, сейчас не просто глуповата, но и попросту смешна. Да и Эйзенштейн ВГИКов не заканчивал, а Тарантино вряд ли знает, где это.
Организаторами фестиваля была проделана огромная работа. Благодаря их усилиям – один из партнёров, сеть кинотеатров «Чарли» несколько дней показывала фильмы, снятые по произведениям Чехова. В Ростове-на-Дону начали проводить предпремьерные показы произведений, прокат которых в России состоится ещё нескоро. За это отдельное спасибо программному директору фестиваля, Анастасии Поляковой, пресс-секретарю Алексею Павловскому и Анастасии Ткачёвой. Ну и конечно - ростовской публике. Право слово, для любого продюсера или режиссёра интереснее проводить показ перед переполненным залом в казачьем краю, чем перед парой зевающих лиц в Первопрестольной.
Мало кто знает, но ростовский Дом Кино был построен сразу после московского. Да и места в области на редкость кинематографичны. Один Таганрог, застроенный малоэтажными постройками, пережившими войну - чего стоит. Дон, впадающий в море, лестница к набережной, сальская степь, мемориальная улица с домами Чехова и Раневской. Даже из вполне современного торгового центра открываются прекрасные виды на город, грех не использовать. Многовато, конечно, наружной рекламы, но при грамотном использовании видов для нужд съёмок – вопрос решаемый, главное – не сбавлять набранные фестивалем обороты.
Фотография Анны Амелиной