Авторский блог Николай Коньков 00:00 26 мая 2016

Момент истины всё ближе

В субботу 21 мая полиция пресекла попытки проведения массовых антиправительственных митингов на территории Казахстана против внесения поправок в Земельный кодекс республики. В тот же день в Апостольском дворце Ватикана состоялась встреча президента Белоруссии с Папой Римским Франциском. Два этих, казалось бы, никак не связанных между собой события на самом деле выступают проявлением одной и той же глубинной тенденции формирования национальных государств на территориях, ранее входивших в "Большую Россию", в "Русский мир" — имперский, а не националистический по своему духу.

В субботу 21 мая полиция пресекла попытки проведения массовых антиправительственных митингов на территории Казахстана против внесения поправок в Земельный кодекс республики. В тот же день в Апостольском дворце Ватикана состоялась встреча президента Белоруссии с Папой Римским Франциском.

Два этих, казалось бы, никак не связанных между собой события на самом деле выступают проявлением одной и той же глубинной тенденции формирования национальных государств на территориях, ранее входивших в "Большую Россию", в "Русский мир" — имперский, а не националистический по своему духу.

Российская Федерация — единственное из государств "постсоветского пространства", которое сохранило черты имперского проекта, не стало национальным государством, не распалось на множество этноконфессиональных "квартир", каждой из которых хозяева современной цивилизации легко могут "перекрыть кислород". Более того, влияние России на такие соседние республики, как Украина, Казахстан и Белоруссия, не позволяло им стать в полной мере национальными государствами и тем самым полностью вписаться в западный проект "однополярного мира", "глобальной империи" во главе с США.

Не случайно именно "елбасы" Назарбаев в Казахстане и "батька" Лукашенко в Белоруссии выступали как одни из инициаторов новой "евроазиатской" интеграции, которая была поддержана Россией после прихода к власти Владимира Путина. Оба они поддерживали тонкий и сложный баланс между "титульным" этносом и русскими, другими национальными меньшинствами. На Украине тоже долгое время пытались не делать различий между "свидомыми" и "москалями", хотя политическое давление власти на украинское общество шло непрерывно и за двадцать с лишним лет "незалежности" привело к "исчезновению" на территории этой страны нескольких миллионов русского населения, в массе своей "переписавшихся" в "украинцы".

Но выбор между полноценной имперской интеграцией и национальными государствами под западным управлением неизбежен. И сегодня этот путь к реинкарнации имперского проекта вступил в "чёрную полосу". В Киеве к власти пришли ультранационалисты, которые развязали гражданскую войну против русскоязычной и русскокультурной Украины, против Русской Православной Церкви.

В Казахстане ультранационалисты уже открыто готовят "цветную революцию" против Нурсултана Назарбаева — единственного из мировых лидеров, который приехал в Москву на празднование 71-й годовщины Великой Победы и стоял на Красной площади рядом с российским президентом.

В Белоруссии Александр Лукашенко ищет пути преодоления кризиса для своей страны на путях сближения с Западом, разрешает местным националистам агитацию за "Белую Русь" как "часть Еуропы" и цивилизационную альтернативу "Руси Московской" — то есть поворачивает на тот путь "национального строительства", который привёл Украину к нынешней катастрофе.

Украина в формате национального государства к другому итогу и не могла прийти: украинцы должны были украинизировать свою страну, но натолкнулись на русское восстание. Если Казахстан станет проводить такую же политику по "казахизации" всего населения республики — в том числе и русского населения, — он тоже может натолкнуться на русское восстание. Назарбаеву все эти годы удавалось сдерживать экстремистские настроения и среди казахов, и среди русских, но "момент истины" здесь тоже приближается, и если выбор между интеграцией и национализацией не сделает сам "елбасы", сколько бы лет жизни и власти все мы ему ни желали, это неизбежно сделают его преемники.

То же самое касается и Александра Лукашенко, причём в его случае ситуация усугубляется тем, что Белоруссия рассматривается "коллективным Западом" как единственная "дыра" в "санитарном кордоне", который должен отделить Россию от Европы. И здесь смена "западными партнёрами" традиционного "кнута" против "последнего диктатора Европы" на "пряник" может оказаться в итоге не менее драматической.

Россия же пока наблюдает за этими дилеммами своих ближайших соседей и союзников с необъяснимо олимпийским спокойствием. Между тем "момент истины" всё ближе…

1.0x