18:30 21 октября 2014 Культура

Модные критики вымогают деньги у молодых художников

В последнее время молодым художникам всё чаще навязчиво предлагают заплатить за то, чтобы их имена и работы появились в журналах, каталогах и на выставках
Фото: ссылка

В последнее время молодым художникам всё чаще навязчиво предлагают заплатить за то, чтобы их имена и работы появились в журналах, каталогах и на выставках.

«Каждый божий день я получаю электронные письма с предложением не упустить свой шанс», — приводит слова 29-летнего скульптора Джерри Блэкмана The Art Newspaper. Недавно ему пришло письмо от имени редактора журнала Artvoices Терренса Сандерса, и Блэкмана уверяли, что он может «с огромной скидкой — $3,5 тыс.!» появиться на обложке издания. «Это уникальная возможность поможет вам в полной мере заявить о себе и своем творчестве» — и как дополнительный аргумент рядом красовалась «обычная цена», $5 тыс. Молодой скульптор полагает, что «если хочешь, чтобы к тебе относились серьезно, такие вещи, как правило, приносят больше вреда, чем пользы, или по крайней мере тратят твое время».

Однако многие деятели искусства не отказываются от возможности преобрести популярность искусственным путем. Например художница из Луизианы Кэрол Хэллок, не жалеет о решении купить статью в Artvoices. «Мои клиенты были только рады узнать, что обо мне пишут в журналах и газетных статьях. Знаете, большинство художников вынуждены заявлять о себе сами: сам себя не похвалишь — никто не похвалит», — уверена она. По словам Хэллок, у нее есть контракты с галереями, но саморекламу пока никто не отменял.

Главный редактор сайта Art Lovers New York Нэнси Смит признается, что порой в обмен на освещение на своем ресурсе принимает денежное вознаграждение или произведение искусства. «Я пишу в основном о двух типах. Либо о суперстильных художниках, которые действительно меня покорили, либо о достаточно сообразительных, чтобы отблагодарить меня за мою работу», — говорит она. Смит также собирает взнос с некоторых галерей, желающих, чтобы написали об их выставках. Дилеры средней руки вроде Freight + Volume счастливы платить около $300 за ее услуги, но вот большие галереи «и слышать не хотят» о подобных предложениях. «„Что, платить за публикации?“ — обычно возмущаются они. "Вот так, потихоньку, можно и кануть в безвестность", — уверена Смит.

Как пишет The Art Newspaper, чтобы получить разворот или быть упомянутым в некоторых солидных художественных каталогах и изданиях, таких как Blink и International Contemporary Masters, нужно и вовсе выложить тысячи долларов. А иногда организаторы художественных мероприятий взимают с художников мзду, чтобы работы тех появились на стендах, как это было, например, на новой арт-ярмарке New Material Art Fair в Майами, запущенной в 2013 году. Ее учредители, однако, утверждают, что целью, наоборот, было стимулировать участников, а не заработать на них деньги. «Коммерческий успех может [...] заглушить порыв к эксперименту, ведь в основе творчества — риск и готовность порой отказаться от признания», говорится на сайте ярмарки.

Нью-йоркский арт-дилер Элизабет Денни рассказывает, что не обращает внимания на «творческие конкурсы, каталоги художников или журналы, где можно заказать материалы»: «Такого рода тексты обычно пишутся анонимно, их достоверность трудно проверить, поэтому я не принимаю их в расчет». Более настойчивые и последовательные критики проплаченных статей считают, что «джинса» подставляет под удар начинающих и пока не набравшихся ни житейского, ни творческого опыта художников. «Это чистейшей воды разводка, — говорит декан Йельской школы искусств Роберт Сторр. — Они беззастенчиво и жестоко эксплуатируют наивных и амбициозных юнцов, это настоящие вампиры культурной индустрии».

Предложение получить минуту славы в обмен на круглую сумму многие считают циничным выманиванием денег, но кое-кто говорит, что готов платить за «присутствие» в современном арт-мире, который становится все более конкурентным. Похоже рыночные отношения не чужды и миру прекрасного, а современных художников всё труднее отличить от пресловутых бизнесменов. К счастью ли, но это проблема не только нашего времени.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Б. Пастернак

1.0x