Сообщество «Салон» 00:00 3 сентября 2015

Много "измов" в одном флаконе

К сожалению, работы во "Флаконе" не имели никакого отношения к современному искусству (только если, вооружившись буквализмом, не заявить, что их, дескать, создали наши современники) и с военно-патриотической линией соприкасались как-то неплотно, косвенно. Скорее, всех их объединяла тема: место действия — Россия. Возможно, также факт отсутствия в работах издевательств и чернухи в условиях современной отечественной художественной среды автоматически сделал их патриотическими.

Однажды в школе мне выдалось поучаствовать в конкурсе чтецов. Причиной тому послужил не какой-либо особый талант, связанный с выразительной декламацией или актёрским мастерством, а банальная способность запоминать строки. Предложение свалилось на меня внезапно и носило императивный характер. Конкурс должен был строиться вокруг военно-патриотической тематики и, подойдя к вопросу серьёзно, я выбрал произведение Константина Симонова: "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины", а затем выучил всё, что успел за единственную остававшуюся ночь. В итоге выиграла сцена бала из "Евгения Онегина". Во время строк "Летают ножки милых дам" чтица забавно складывала ладони, изображая то ли птицу, то ли бабочку, когда главному герою выдалось взлететь по мраморным ступеням, стрелой промчавшись мимо швейцара, шагам воображаемого человека вторили её пальцы. И так далее. Конечно, стихи Пушкина бессмертны, но по сей день мне так и не удалось отследить параллели между сценой бала из "Онегина", войной и патриотизмом.

Под конец лета Министерство образования и науки РФ в рамках проекта "АРТ квадрат" в связи с празднованием 70-летия Победы провело фестиваль "Славься, Отечество!", выбрав для него довольно значимую московскую площадку — дизайн-завод "Флакон". Задача мероприятия состояла в том, чтобы продемонстрировать отношение участников к родной стране через современное искусство. Работы молодых людей принимались в течение нескольких месяцев, затем производился отбор, и те из них, которые, по мнению организаторов, соответствовали задумке и формату фестиваля, 26 августа были представлены зрителям. Стоит сказать, что в начале июня со схожей задачей вполне успешно справилась выставка "Победа как новый эпос", но в ней были задействованы уже состоявшиеся художники, не первый год возделывающие ниву современного искусства. К тому же организаторы, главным из которых стала Крокин галерея, тщательно отбирали контент, в итоге это положительно сказалось на общем результате. "Победа как новый эпос" действительно была наполнена современным искусством без глумления и десакрализации.

Публичная часть фестиваля "Славься, Отечество!" длилась два дня. Когда эта статья уйдёт в печать, от действа во "Флаконе" не останется ни единого следа. Многие авторы фестивальных работ прибыли в столицу из других городов России. Для всех участников организаторы подготовили культурную программу, детали которой, правда, неизвестны. Она должна была начаться после 28 августа и продолжалась два или три дня.

Выставка разместилась на площадке "Флакона" под названием "Кафедра", которая представляет собой двухуровневый зал общей площадью порядка трёхсот квадратных метров с большим количеством складных стульев, невысокой дощатой сценой и мощной аудиосистемой. Основная часть работ, которых было удручающе мало, уместились на втором уровне зала, при этом экспонаты удалось расставить вдоль стен, почти не задействовав центральное пространство, где встал одинокий стол, уставленный цветными тарелками. Если верить организаторам, то поучаствовать в фестивале изъявили желание порядка трёх тысяч человек. В итоге во "Флакон" попало не более сотни работ. И, глядя на них, складывалось впечатление, что большинство экспонатов было взято с выставок, приуроченных к промежуточным экзаменам в художественных школах или, в лучших случаях, в профильных ВУЗах. Как выяснилось позже, такое предположение фактически соответствовало истине.

К сожалению, работы во "Флаконе" не имели никакого отношения к современному искусству (только если, вооружившись буквализмом, не заявить, что их, дескать, создали наши современники) и с военно-патриотической линией соприкасались как-то неплотно, косвенно. Скорее, всех их объединяла тема: место действия — Россия. Возможно, также факт отсутствия в работах издевательств и чернухи в условиях современной отечественной художественной среды автоматически сделал их патриотическими.

Удручает тяга всех молодых участников фестиваля к конформизму. Самые смелые из них решились лишь на попытки изобразить нечто в стиле абстракционистов начала ХХ века. Казалось бы, молодость — пора безрассудства, экспериментов и чудачества, пора выдумывать новые, пусть порою сумасбродные или даже абсурдные формы, время удивлять и шокировать. Но нет. Молодые художники фестиваля "Славься, Отечество!" старались прикрыться удобными и привычными художественными формами прошлых поколений и эпох.

Во второй день фестиваля произошло событие, которое можно приравнять к перформансу. В стан ещё неоперившихся молодых художников пожаловал приглашённый организаторами фестиваля эпатажный и не лишённый обаяния Никас Сафронов. Когда он пожаловал в зал и взял в руки микрофон, все стихли. Молодые люди глядели на него, как на святого. Он начал с того, что пригласил всех собравшихся на собственную выставку и даже назвал точный адрес её проведения, затем продолжил: "Когда я был в вашем возрасте, я мечтал стать Леонардо да Винчи. Цели должны быть высокими и благородными". Затем Никас Сафронов открывал молодым людям тайны коммерции: "Я научился продавать картины, когда занимался фарцовкой — спекулировал джинсами. Это было в восьмидесятые годы, я продал одну выставку, получив около трёх тысяч рублей, поехал в Польшу, там купил товар, вернулся и реализовал его. Повторяя эту процедуру в течение полугода, мне удалось накопить весьма значительную сумму. Хватило на квартиру. Картины можно продавать как и любой другой товар. Надо словами убедить зрителя и искусство в том, что это произведение достойно внимания". На вопрос, что такое патриотизм, Сафронов ответил: "Нельзя сказать, что если вы уехали за границу, то вы не патриоты. За границей патриотом оставаться даже сложнее. Это, как в Японии — когда японец уезжает из страны более чем на три месяца, он уже многое теряет". Потом большой художник оценивал работы молодых, не упуская ни единого шанса найти в них недостатки и подколоть автора. Разбор полётов сопровождался постоянными приглашениями на персональную выставку, где, по словам Никаса Сафронова, можно взглянуть на то, как работают базовые художественные законы.

В конце стоит упомянуть про "антикризисную стену", которую возвели на улице за зданием "Кафедры". Эта "стена" была выстроена из пенопласта. На ней участники фестиваля баллончиками написали различные слова, которые должны были олицетворять негативные проявления окружающей их действительности. Среди слов были: кризис, санкции, экзистенциализм, лень, цены, аппатия (с двумя "п"), депрессия, война. В конце второго дня молодые люди вооружились топорами и принялись рубить пенопласт, попутно покрываясь его крошками, похожими на снег. К действию присоединился и Никас Сафронов. Вместе они разрушили "Антикризисную стену".

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x