Авторский блог Дмитрий Бельтов 15:02 19 ноября 2013

Министр нашего времени

Назначение на пост министра обороны в период, непосредственно предшествующий парламентским и президентским выборам, означал, что Анатолий Сердюков получил высочайший кредит доверия от первого лица государства. А зная тщательность, с которой Владимир Путин подходит к подбору и расстановке кадров в силовом блоке, можно с уверенностью сказать, что назначение Сердюкова носило не спонтанный характер, а являлось детально продуманным и выверенным решением Кремля.

Назначение

15 февраля 2007 года президент РФ Владимир Путин провел важные кадровые перестановки в высших эшелонах власти. Новым министром обороны России стал Анатолий Сердюков. Президент охарактеризовал его как "человека гражданского, но тем не менее способного решить эти задачи в силу своих знаний в сфере экономики, в сфере финансов". Завершая выступление перед военачальниками, Путин сказал: "Очень вас прошу, чтобы эти решения не только поддержали формально, но и чтобы, как говорится, помогли всем сердцем новому министру обороны выполнять те задачи, которые перед ним поставлены".

В то время отклики на эту новость сильно разнились. Многие были рады свежему воздуху и переменам, которые, как им казалось, ворвутся в казармы вместе с новым министром. Заголовки СМИ пестрели обсуждениями обещанных изменений в минобороне в предвкушении чуть ли не петровских реформ (в чём-то они оказались правы). Звучали такие фразы, как «гражданский министр обороны обладает одним замечательным качеством – у него нет закадычных друзей-суворовцев, однокурсников по училищу, сослуживцев и однокашников по академии. Следовательно, он не приведет свою команду в Минобороны». Однако были люди, и таких надо сказать было отнюдь не мало, кто смотрел на ситуацию более критично, трезво оценивая и саму фигуру Сердюкова и его связи во властных структурах. Назначение на пост министра обороны в период, непосредственно предшествующий парламентским и президентским выборам, означал, что Анатолий Сердюков получил высочайший кредит доверия от первого лица государства. А зная тщательность, с которой Владимир Путин подходит к подбору и расстановке кадров в силовом блоке, можно с уверенностью сказать, что назначение Сердюкова носило не спонтанный характер, а являлось детально продуманным и выверенным решением Кремля.

Реформы

Если бы не последующие широкоизвестные события, имя Анатолия Сердюкова, должно быть, осталось бы в памяти народа связанным исключительно со странными переменами в подотчётном ему министерестве. С его именем связан запуск кардинальной реформы Вооружённых Сил Российской Федерации, придание им «нового облика». Катализатором, ускорившим принятие решения о реформе, можно считать военный конфликт с Грузией в августе 2008 года. Опыт участия российских Вооружённых Сил в конфликте выявил массу проблем, связанных как с недостатками системы управления войсками, так и с устаревшим вооружением, снаряжением и средствами связи.

Основными направлениями реформы, опуская момент с новой формой, стали:

Военно-административная реформа: Вместо шести военных округов созданы четыре оперативно-стратегических командования: «Запад», «Восток», «Центр» и «Юг» (Западный военный округ, Южный военный округ, Центральный военный округ и Восточный военный округ), в подчинение которых передаются основные группировки всех видов Вооружённых сил и родов войск;

Реорганизация и сокращение органов центрального военного управления со значительным сокращением роли командований видами Вооружённых сил и родами войск. Существенное сокращение численности Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе сокращение численности офицерских должностей;

Реформа системы военного образования, предполагающая укрупнение и трансформацию 65 военных учебных заведений в десять системных военных вузов; создание военных учебно-научных центров, реализующих образовательные программы различных уровней, профилей и специальностей;

Реорганизация системы резерва и системы подготовки резервистов;

Перевод Сухопутных войск на бригадную основу с упразднением дивизионного и полкового звена. Ликвидация скадрованных соединений Сухопутных войск и превращение всех соединений в силы постоянной готовности;

Реорганизация Военно-воздушных сил и ПВО с упразднением армий, корпусов, дивизий и авиационных полков и переход на систему авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны;

Гуманизация условий прохождения службы по призыву (легализация пользования мобильными телефонами, переход на 5-дневную рабочую неделю, расширение взаимодействия с гражданскими организациями);

Перевод на аутсорсинг (обслуживание гражданскими организациями) системы обеспечения и обслуживания ВС России;

Запуск программы перевооружения. Оснащение Вооружённых Сил России новейшими образцами вооружения и военной техники, в том числе зарубежного производства. На эти цели планировалось потратить 19 трлн рублей ($613 млрд) в период 2011—2020 гг.

Предпоследний пункт, пожалуй, заслуживает отдельного замечания, ведь за долго до скандала по поводу деятельности «Оборонсервиса» на страницах «Завтра» одним из авторов было проведено своё расследование, разоблачающее многомилионные махинации Анатолия Эдуардовича и друзей. Подробнее об этом здесь http://zavtra.ru/content/view/serdyukovschina/.

Расследование

В октябре 2012г. российское Министерство обороны оказалось в центре громкого скандала. Следственный комитет возбудил сразу несколько уголовных дел о мошенничестве с землями и акциями подконтрольного ведомству ОАО «Оборонсервис». По версии следствия чиновники министерства продавали наиболее ликвидные и престижные объекты, занижая цены в несколько раз. Предварительный ущерб, по данным СК, составил почти 7 млрд руб. В ходе следственных действий по данному делу были изъяты деньги и ценности на сумму более 1 млрд руб. А сам Сердюков ради «объективного расследования» этого дела 6 ноября был отправлен в отставку.

В рамках расследования уголовных дел вокруг Минобороны были арестованы экс-глава департамента имущественных отношений военного ведомства Евгения Васильева, гендиректор Центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова, ее супруг, бывший гендиректор ОАО «Окружной материальный склад Московского округа ВВС и ПВО» Максим Закутайло, а также гендиректор ОАО «Славянка» Александр Елькин и главбух этого общества – Юлия Ротанова. 28 ноября под стражу взяли и третьего фигуранта дела «Славянки» – директора ЗАО «Безопасность и связь» Андрея Луганского. Е.Васильевой, считающуюся близкой соратницей и подругой экс-министра, были предъявлены обвинения по статье «мошенничество в особо крупном размере».

Что же касается самого А.Сердюкова, его роль в деле «Оборонсервиса» неизвестна. По данным участников расследования, допрос бывшего министра, проходящего свидетелем по делу, на период октября-ноября 2012 года даже не входил в планы следствия, поскольку предъявить ему было нечего. По сведениям некоторых источников, о роли А.Сердюкова в хищениях тогда не заявила ни одна из арестованных и обвиненных в мошенничестве подруг.

В итоге: главным фигурантом по делу ОАО «Славянка» стал бывший гендиректор общества Александр Елькин. Экс-министр обороны Анатолий Сердюков в уголовном деле не фигурируетю Изначально следователи считали уголовное преследование экс-министра по делу «Славянки» вероятным. Однако впоследствии самым высокопоставленным чиновником министерства обороны в деле стал начальник хозуправления ведомства Николай Рябых. Елькин же, согласно материалам уголовного дела, являлся лидером ОПГ.

По версии следствия, фигуранты основного дела о хищениях в Минобороны – дела «Оборонсервиса», в первую очередь Евгения Васильева, вводили Сердюкова в заблуждение, принося на подпись ту или иную директиву. Вина же экс-министра заключается лишь в том, что он не доглядел за своими подчиненными.

Критика

Скорость и радикальность проводимых при Сердюкове в Вооружённых Силах России преобразований вызвали массу крайне противоречивых оценок его деятельности в качестве министра со стороны экспертов, средств массовой информации и военнослужащих.

Сразу после отставки А. Э. Сердюкова председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев назвал его «эффективным министром обороны», осуществлявшим масштабное реформирование Вооружённых сил, хотя и сопровождавшееся ошибками. По мнению премьера, Сердюков доказал свой профессионализм в ходе «операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года».

22 мая 2013 года, выступая в Госдуме РФ, новый министр обороны С.Шойгу отметил наиболее грубые ошибки Сердюкова на посту главы ведомства. Среди них — закрытие ряда военных вузов и сокращение приёма абитуриентов в оставшиеся вузы, что создало острый дефицит военных специалистов в войсках и на флоте; разрушение системы военной медицины, провал оборонного заказа, несвоевременное, с опозданием заключение контрактов с предприятиями военно-промышленного комплекса, из-за чего изделия с долгим технологическим циклом производства не успевали выпустить. Приведённые Шойгу цифры доклада аудитора Счётной палаты В.Богомолова по аудиту бюджета Вооружённых Сил депутаты назвали «убийственными». Дерутат Анатолий Локоть счёл, что по итогам доклада Шойгу появились юридические основания предъявить Сердюкову уголовное обвинение в развале Вооружённых Сил РФ.

Оппоненты в экспертной среде ставят Сердюкову в вину сугубо менеджерский подход к вопросам, непосредственно затрагивающим безопасность и обороноспособность страны, попытки коммерциализации вооружённых сил, а также неуважительное отношение к офицерскому корпусу, в целом его реформы называют «резкими и непродуманными». Главными пунктами критики в адрес Сердюкова стали сокращение армии, уничтожение корпуса прапорщиков и мичманов без создания разумной его альтернативы, отказ от закупки отечественного вооружения в пользу иностранных образцов, задержки в размещении государственного оборонного заказа, активная распродажа государственной собственности. Альтернативную службу при Сердюкове по всей России проходили лишь чуть более 1 тыс. человек.

29 июля 2013 г. вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин возложил на Сердюкова ответственность за развал системы приёмки вооружений, из-за чего происходила поставка некачественных комплектующих на предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Любовь фельдмебеля

Говоря о причинах отставки Сердюкова с поста министра обороны, вспоминается, что среди прочих, основной много наблюдателей называло женскую. Осенью 2012-го нередко можно было встретить статью начинающуюся примерно так: «Скандал в Министерстве обороны, откуда на этой неделе с треском вышибли бывшего министра Анатолия Сердюкова, связан, по официальной версии, с крупными мошенничествами при продаже армейской недвижимости. Однако в кремлёвских коридорах обсуждают совсем другую причину: Сердюков поплатился за любовную связь со своей коллегой Евгенией Васильевой. По слухам, Васильева беременна от своего шефа. Ради неё экс–министр захотел развестись с женой. Это очень не понравилось тестю Сердюкова – другу Путина и бывшему главе правительства Виктору Зубкову. Он осерчал на любвеобильного зятя-нахала и нашёл способ ему отомстить...»

То есть, министра обороны сместила с поста его собственная жена, дочь бывшего премьер-министра, нынешнего председателя совета директоров "Газпрома" и специального представителя президента РФ по формированию газовой ОПЕК Виктора Зубкова. Юлия Зубкова не простила супругу черной неблагодарности и хождения "налево". Вот такие версии блуждали и блуждают. Ведь именно после женитьбы на Юлии Зубковой карьера Сердюкова пошла резко в гору: в 2001 году он возглавил управление Министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, затем возглавил аналогичное управление по Москве, следующим шагом в карьере стала должность руководителя Федеральной налоговой службы России. А в 2007 году Сердюков стал министром обороны страны, что стало шоком даже для видавших виды аппаратчиков. Однако в мае 2012 г. Зубкова подала на развод.

Тем временем на днях на заседании в Мосгорсуде стало известно, что главная любовь экс-министра и основная фигурантка дела о хищениях в Минобороны Евгения Васильева устроилась юристом в адвокатскую контору «Гриднев и партнеры», известной, в частности, тем, что один из партнеров фирмы, Дмитрий Харитонов, защищает интересы семьи Сергея Магнитского.

Обвиняемая сказала, что оценивает свою деятельность в Минобороны положительно: «Ничего, кроме пользы государству, она не принесла». Здорово повезло «Гридневу и партнерам» с сотрудником!

Среди дел, которыми занимался основатель Московской коллегии адвокатов «Гриднев и партнеры» Тимофей Гриднев, значится процесс против Платона Лебедева. В 2001 году Гриднев стал защитником председателя совета директоров группы «МЕНАТЕП». Ему не удалось добиться освобождения Лебедева под подписку о невыезде или залог, но он вместе с другими адвокатами смог убедить суд объединить дела Лебедева, Михаила Ходорковского и бывшего главы АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова в единое производство.

Новая жизнь старого министра

Как известно, бывший министр обороны стал руководителем Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения (ФИИЦМ), и числясь на новой должности с 1 ноября, уже приступил к исполнению своих обязанностей.

Многих волнует вопрос, почему же, при всей той шумихе, что существует в общественности вокруг тучной фигуры экс-министра, он так и остался не наказан.

История о том, как военное ведомство строило за свой счет дорогу к базе «Житное», была последним эпизодом, по которому экс-министр мог стать обвиняемым. Бытует мнение, что российские правоохранительные органы при желании могут посадить любого. «Был бы человек, а статья найдется», – гласит горькая народная поговорка. Впрочем, иногда, если человек, о котором идет речь, обладает достаточно высоким положением, то ситуация меняется на прямо противоположную.

Не так давно стало известно, что из базового уголовного дела о хищениях в Минобороны может «выпасть» последний эпизод, по которому бывший глава военного ведомства Анатолий Сердюков мог бы пойти в качества обвиняемого. Упомянутым эпизодом являлась скандальная история элитной базы отдыха «Житное», расположенной в Астраханской области. Пару лет назад дорогу к ней строило за свой счет Министерство обороны. База принадлежит мужу родной сестры экс-министра, Валерию Пузикову, который решил спасти родственника от уголовного преследования и безвозмездно отдал Министерству обороны комплекс стоимостью в 150 миллионов рублей. Таким образом, теперь, по мнению некоторых экспертов, в деле о «благоустройстве» военным ведомством частной собственности не осталось состава преступления.

Не стоит также забывать, что у Сердюкова, при всей его бесконечной дальности от таких коллег, как Язов, Жуков, Гречко, Устинов и прочих, есть ведь одно достоинство, которое в современной реальности значит больше всех профессиональных умений: он – «человек Путина». И сам Владимир Владимирович, хотя ни разу явно не обозначил эту приближенность ни в годы «руления» Сердюкова, ни тем более после, тем не менее каждый раз, высказываясь о Сердюкове, дает предельно прозрачные сигналы: не вашего это, граждане, ума дело, разберемся сами.

1.0x