Сообщество «Салон» 00:00 26 февраля 2015

Мануфактуры ХХI века

Вопрос, что перед нами: искусство или ремесленничество остаётся открытым, но в случае "Handmade in Germany" усреднённое мнение зрителей, по всей видимости, должно склониться к первому варианту. В отточенных линиях керамики, в деталях звёздочек велосипедов, в блеске лезвий складных ножей ощущается самоотречение, с которым работали создатели этих предметов. Весь ХХ век тысячи деятелей искусства всеми силами старались расширить его грани. И теперь они, наверное, стали достаточно широкими, чтобы охватить штучную продукцию, отдающую традициями Bauhaus.

Полон диковинами район Новослободской. Здесь и огромный крытый китайский рынок, названный "Дружбой", здесь и РГГУ, здесь иностранные банки, между которыми ездят трамваи — истинные хозяева местной транспортной сети, здесь несчётное число престижнейших жилых домов самых разных годов постройки. У самого Садового кольца, довольно далеко от метро, расположена старинная усадьба "дом Остермана". В ней базируется Музей декоративно-прикладного искусства. И сейчас, во времена странной февральской оттепели, которая очень сильно похожа на настоящую весну, туда пожаловала кочующая экспозиция "Handmade in Germany", которая задержится в Москве совсем ненадолго — до 1 марта.

Передвижная выставка "Handmade in Germany" отправилась в турне 20 сентября 2014 года и в планах организаторов значатся остановки в пятнадцати городах мира. Экспозиция уже успела посетить Санкт-Петербург. После Москвы выставке предстоит двигаться на восток — в Азию, оттуда через океан в Америку, а потом на Средний Восток и через месяцы, а, быть может, годы, все экспонаты вновь вернутся домой — в Европу. В инвентаре выставки находится продукция более сотни современных немецких производителей. Нюанс в том, что эти товары создаются вручную. Иногда компании, представленные в рамках "Handmade in Germany" могут состоять из одного-единственного человека, к примеру, мастера-гончара, который является сам себе и директором, и главным рабочим, и бухгалтером, и даже менеджером по продажам.

Выставка "Handmade in Germany" организована центром Directorenhaus, где занимаются галерейной деятельностью, проводят художественные, ремесленнические и дизайнерские выставки. Перед нами воплощённая мечта малого бизнеса: штучные, люксовые товары, которые всегда находят потребителя по причине своего высочайшего качества и эксклюзивности. Те, кто создают эти вещи, работают над ними как художники над произведениями искусства. Это пример успешной трансформации свободного полёта дизайнерской и художественной мысли в предметы, которые могут быть применены в повседневном быту.

В день открытия выставки в первом зале, встречающем гостей, выступал струнный квартет, исполнявший ненавязчивые музыкальные произведения, лишённые ярко выраженной эмоциональной окраски. Такая музыка вполне подошла бы для ресторана. В данном же случае там проходила дегустация немецких продуктов. Да, как минимум треть компаний на выставке "Handmade in Germany" занимается производством продуктов питания. Это варенья, печенья, конфеты, готовые завтраки, соки, холодные чаи, вина, виски, джины, водки, коньяки. На столах, застеленных белыми скатертями, стояли стаканы, рюмки и бутылки, подносы с кондитерскими изделиями. Нетрудно догадаться, что первый зал всё время был битком набит народом. Кроме непосредственной дегустации, здесь можно было оценить искусство упаковки. Мюсли лежали штабелями в коричневых картонных коробках, маркированных словами "The Berlin Musli Book", коробочки поменьше называются "The Berlin Musli Pad", а те злаковые завтраки, которые пакуются в прозрачный полиэтилен, были тщательно формованы, чтобы стать кирпичиками с ровными гранями. Водка залита в небольшие жестяные канистры, соки и холодные чаи — в бутылочки с длинными узкими горлышками, которые легко можно представить покрытыми конденсатом в холодильнике, установленном посреди жаркого туристического центра в его годовой пик посещаемости.

Если посетителям удавалось отойти от дегустационного стола, они попадали в главные залы выставки. У входа их ожидали часы. Там были роскошные хронографы из драгоценных металлов, рядом с ними выставлялись часы повышенной прочности, и, конечно, на бархатных подушечках лежали разобранные часовые механизмы. С часами соседствовала лодочная мастерская, предоставившая носовую часть лодки в разрезе, которую можно было потрогать. За ширмой из бумажных ленточек была выставлена коллекция керамической посуды, поверхность которой формируется как раз с помощью туго скрученных полосок бумаги. Не обошлось и без ножей из дамасской стали с рукоятями из дерева, полудрагоценных камней, металлов. А дальше можно было увидеть ещё больше фарфора, кафель, паркет, аксессуары для ванной комнаты из меди, письменные принадлежности, блокноты ручной выделки и даже блестящие в лучах софитов аккордеоны.

В главном коридоре выставки были представлены гипсовые слепки с великих произведений искусства, выполненные Мастерской слепков Государственных музеев Берлина. Эта контора была основана ещё в 1818 году, и сейчас в её коллекции находится более семи тысяч слепков и отливок. Кто знает, возможно, именно у них в начале ХХ века была заказана часть экспонатов для Пушкинского музея. В этом же коридоре висело несколько произведений иллюстратора Мартина Хааке, который за пятнадцать лет деятельности успел посотрудничать с такими изданиями, как "New-York Times", "Penguin books" и "Playboy".

Германия прославилась своими механизмами. На выставке "Handmade in Germany", повешенные на специальные крепления (которые так же являются экспонатами) показаны высокотехнологичные велосипеды. На полке стоит, но не звучит бутиковый усилитель для домашней аудиосистемы с отдельными органами управления на каждый канал. Так как выставка не подразумевает продажу экспонатов, цена не указана, но в данном случае очевидно, что этот усилитель с лёгкостью можно было бы обменять на весьма недешёвый автомобиль.

В восемь вечера на небольшую сцену вышли марионетки, которыми управляли мастера. Одна зарисовка была классической для кукольного представления — марионетка исполняла танец. Другая повествовала о вороне и бутылке вина, которую птица опрокинула, чтобы подставить клюв под струю. В финале ворона уснула на столе.

История мануфактур исчисляется столетиями. Вопрос, что перед нами: искусство или ремесленничество остаётся открытым, но в случае "Handmade in Germany" усреднённое мнение зрителей, по всей видимости, должно склониться к первому варианту. В отточенных линиях керамики, в деталях звёздочек велосипедов, в блеске лезвий складных ножей ощущается самоотречение, с которым работали создатели этих предметов. Весь ХХ век тысячи деятелей искусства всеми силами старались расширить его грани. И теперь они, наверное, стали достаточно широкими, чтобы охватить штучную продукцию, отдающую традициями Bauhaus.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x