Авторский блог Георгий Осипов 10:44 4 декабря 2013

Крюк и Ростик

Мы уже отмечали, как глубоко в обыденные сферы проникают оккультные мотивы. Официант цитирует посудомойкам «Огненный ангел», пьющая вдова кличет дворового пса Воландом. И это в конце меркантильных семидесятых!

Впечатления человека с небогатым событиями прошлым напоминают дневник старой девы, вожделеющей четырнадцатилетнего пажа – страсть, ревность, полеты фантазии, чреватые катастрофой при посадке.

Сплин и идеал. Конвульсии воображения, попытки разукрасить и развить скудные подробности самых примитивных обстоятельств и встреч.

Мелочность реальных эпизодов дополняется врезками из фильмов и книг, все неприятное удаляется в каменные мешки подсознания. И все это в одной голове, с лицом, вклеенным в паспорт.

Мне лично был знаком человек, чьим сильнейшим потрясением была двойная порция пельменей, съеденная его напарником в привокзальной столовой, когда они приехали в Москву за покупками, полагая, что к Олимпиаде на столичные прилавки будет выброшен дефицит. Он так и умер с этой историей на устах.

Приблатнённый эстет Демешко, по прозвищу, естественно, Демон, приволок меня на репетицию необычного, по его мнению, состава. Ребята принципиально играли большей частью только свой материал.

Автор текстов сидел в первом ряду, совсем как наши именитые поэты на конкурсе «Песня-73», рядом не хватало разве что Пахмутовой с Добронравовым.

Его прозвали «Овсянниковым» из-за сходства с телеобозревателем, время от времени показывающим то «Битлз», то «Свит», то что-нибудь еще.

Крюк пишет тексты, а Ростик кладет их на музыку. Школьное power trio. Школьная готика примерно такого типа:

В этом замке привиденья

Начинают выступать

И хозяевам владенья

Не дают спокойно спать…

Сами того не ведая, они занимались этим параллельно с набиравшей силу «новой волной британского металла».

В коротких клешиках, нескладные и смешные, но не отталкивающие. Точнее, их вид и звучание не вызывали ни восхищения, ни неприязни. За ними было просто интересно наблюдать со стороны, а интерес, как правило, пробуждает взаимную симпатию без сближения.

Мы уже отмечали, как глубоко в обыденные сферы проникают оккультные мотивы. Официант цитирует посудомойкам «Огненный ангел», пьющая вдова кличет дворового пса Воландом. И это в конце меркантильных семидесятых!

Школьник, вымоливший у родителей брюки клеш, сталкивался с двумя проблемами. Во-первых, этот фасон выходил из моды, во-вторых – брюки быстро становились коротки, потому что ребенок продолжал расти. А короткий клеш превращал малолетнего денди в клоуна, особенно в сочетании с грубоватыми, отечественного производства башмаками на платформе.

Такими вещами не щеголяют, их донашивают.

Плюс цвет материи, из которой были пошиты эти штаны: голубой, салатный или малиновый! К сожалению, стабильно плохие, натянутые отношения с Англией закрывали нашим модникам дорогу в шоу Бенни Хилла.

Впрочем, короткого клеша не стеснялись и дяди постарше. Вблизи пивных бочек слонялись потрепанные усатые двойники Bay City Rollers, хотя этот «бойз бэнд» у нас недолюбливали за «голубизну».

Итак – несмотря на господство стиля панк (о чем было сказано даже в телефильме «31-е июня») на фронтмене Ростике были именно такие шкары, из которых он минимум два года как вырос.

Надобно отметить особый тип наших, да и зарубежных граждан, на которых любая надетая вещь сидела коротковато. Причем это касалось не только парней, но и девушек.

Девушки на той репетиции не присутствовали. Помимо автора текстов и нас с Демоном в актовом зале не было ни души. То есть подтвердить, что данное событие имело место быть, в общем-то, некому.

Что особенно импонировало, это бескомпромиссный подход к репертуару – только собственные композиции.

Отыграть такую программу на школьном вечере или, тем более, на танцплощадке было бы подвигом.

Какой бы эффект ни произвели тексты Крюка про «обитателей владения», аудитория все равно будет требовать от ансамбля популярные на тот момент шлягеры Антонова и Тухманова, не говоря уже про обязательную пару-тройку фирменных вещей.

А эталоном близости к «фирме» в ту пору служили «Квин», «Пинк Флойд» и «Супермакс», доведшие помпезность до абсурдного уровня наших партийных хоралов и эпопей.

Но школьное power trio звучало и выглядело как восхитительная помесь Блек Саббата с Шокинг Блу почти десятилетней давности.

– Кто эти замечательные люди, и почему я раньше про них не знал? – спросил я с энтузиазмом у Демона уже на улице.

– Крюк энд Ростик, – просто ответил флегматичный и подколотый Демон без восторга, но и без насмешки. Дескать, поживем – увидим, что из них получится.

Идеализация задатков и выявление пустяковых изъянов неуместны там, где речь идёт в сущности о полудетях.

Суть не в оригинальности, а в качестве исполнения – таков закон мейнстрима.

Среди аутсайдеров суть не в качестве исполнения, а именно в оригинальности – самый яркий тому пример незабвенный Костя Беляев.

Крюк и Ростик подарили нам с приятелем час неподдельного волшебства в месте никак не обозначенном на карте культурных достопримечательностей и паранормальных явлений.

Если бы этот материал записали и выпустили отдельным диском, цены б ему не было.

Guarda e passa! – посмотрел и проходи, не прислушиваясь, не уделив должного внимания… Сколько диковинных существ, неповторимых в своей простоте и незавершенности проворонили мы, оставив их загибаться в коридорах мирской богадельни без рекламы, без интервью и щедрых похвал!

Заглядывая в калейдоскоп тускнеющих воспоминаний, чувствуешь себя средневековым скитальцем, чьим россказням и зарисовкам можно только верить.

И палач, как всегда, завидует жертве, чьи гримасы он будет повторять в закрытом клубе для избранных, где никто не знает друг друга по имени и где важен только пароль: Крюк и Ростик, кольцо и якорь…

1.0x