Авторский блог Исраэль Шамир 18:09 8 февраля 2014

Когда хотят, могут

Одна из задач Олимпиады, как это стало ясно сейчас – это переформатировать представление о России.

Открытие Олимпиады увидели три миллиарда человек. По пять баксов на человека – недорого, если хочешь показать новую-старую Россию миру и самой себе. Кто не видел открытия – не увидел самое гигантское шоу нашего времени, а может - всех времен и народов, потрясающее по размаху и высшему качеству задумки и исполнения. А кто увидел – разгадал загадку русского характера. Русские не любят тщательно и аккуратно заниматься рутиной. Им интереснее сделать что-нибудь потрясающее, и в это они вложат всю душу. Когда хотят – могут. Но не всегда хотят. Творческий характер, не мещанский, не обывательский. Если уж русские что-то делают – получается нечто потрясающее, и так вышло с открытием Олимпиады.

Должен признаться, меня Олимпиада ни разу не интересовала, я не понимал, зачем она нужна, почему столько о ней шуму и разговоров. Но увидел открытие – и понял. Такого никто никогда не делал – построить город для одного грандиозного представления, и так, что явно игра стоила свеч. Русская Олимпиада – из разряда таких исторических феноменов, как Версаль и пирамиды. Надолго запомнится в людской памяти.

Одна из задач Олимпиады, как это стало ясно сейчас – это переформатировать представление о России. О России были на Западе разные идеи, но обычно нелестные. Для кого – Гулаг, для кого - улыбчивый мужик в ушанке и с гаечным ключом верхом на спутнике в открытом космосе в комедии Мэла Брукса «Космические яйца». А если в новое время – то «новые русские», страна мафии, диктатор Путин на фоне той же отсталости. Такие мифы запросто не сломишь. Я думаю, после Олимпиады исчезнет само понятие совка, отсталой России. Кто употребит – его просто не поймут.

Зимняя Олимпиада – главная для страны, лежащей так далеко на севере, где идет снег, где нередки морозы, где люди смогли создать цивилизацию в труднейших условиях. Тяжелые климатические условия – определяющий фактор России, создавший невероятную стойкость ее обитателей.

Замечательный темп был задан – ни разу не возникали длинноты, казалось бы, неизбежные в такой продолжительной постановке на открытом воздухе. Быстро шли команды одна за другой, быстро сменялись фрагменты, но ни разу не возникало ощущение перебора, суеты, поспешности или промедления.

Россия была представлена как удивительная, великая держава Льва Толстого и Малевича, Чайковского и Дягилева, страна искусств, дерзания, пафоса строительства, любви к детям. Россия получилась очень русской, но не толстопятой и посконной, а стойной и воздушной – Наташа Ростова на вертолете Сикорского. Обошлись без матрешек и лаптей, но сохранили Кижи и Василия Блаженного. Очень сильным и необычным был фрагмент авангарда и раннего советского строительства.

Константин Эрнст проявил себя, как гениальный продюсер. Ему удалось полностью гармонизировать русскую историю, сгладить переход от царского к советскому периоду – об этом мечтали Проханов и Кожинов, поздние русские государственники. Глазами Эрнста мы увидели историю России – единой, без надлома, а это потрясающее достижение. Многие блогеры отметили, что пост-советский период не был представлен. Если что-то дали нам последние двадцать лет, чтобы не списать их как глухое безвременье – так именно эту гармонию России, которую мы увидели на открытии Олимпиады.

Думаю, что для нас, жителей России, это чтение русской истории и русской судьбы тоже окажется новым и необычным. Хорошо, что в этом чтении нашлось место для разных людей и народов России, и что сохранилась русская доминанта, которая редко звучала в советские времена. Хорошо, что ушла позднесоветская пошлятина «голубого вагона», и вернулась «Весна священная» Стравинского. Жаль, что не было Ленина, такого же великого преобразователя России, как и Петр Великий. Но главное - наконец-то Россия не спорила сама с собой.

Хорош был президент Путин. Одна короткая фраза открытия, без речей, без пафоса – а ведь Олимпиада – целиком его идея. Не побоюсь слова, до нельзя загаженного Гельманом и иже с ним – Путин проявил себя как великий художник-акционист. Только что акции у него – гигантского размаха, как Олимпиада, или чудовищной дерзости, как полет со стерхами. Такими акционистами были и Петр Великий, и французский король Людовик Святой, построивший Кесарию на палестинском берегу.

Западные газеты гаденько скривили рот. Британия лидирует в антирусской теме. Лево-либеральный «Гардиан» почти всю статью об открытии посвятил напрочь отсутствовавшей гендерной тематике – но что ожидать от газеты, в которой Люк Хардинг, автор «Мафиозного государства», ведет русскую тему. Не удалось им на гейской теме сорвать открытие. Но не думайте, что либералы – против, а реакционеры – за. Правая британская газета «Дэйли Мэйл» заметно превзошла «Гардиан», сравнив Путина с Гитлером, Сочи с потемкинскими деревнями. Статья про Олимпиаду в этой мало уважаемой, но многотиражной газете полна такой злобы и желчи, что напоминает пародии Льва Щаранского. Глаза ищут «кровавую гэбню» - и находят полный набор. Самый кровожадный режим на планете, самый богатый человек на свете, он и Литвиненко убил и Сирию не сдал…

Не было на открытии некоторых западных лидеров – но они были бы и неуместны. Впереди – не разрядка, но обостренная борьба за место под солнцем, откуда Россия была вытолкнута двадцать пять лет назад. Очень вовремя прозвучали слова Виктории Нуланд – fuck EC – этот своевременный слив нейтрализовал противников, но ненадолго, судя по заказным статьям в западной прессе.

Что ж, сейчас начинается новый период – России, которая вернулась. Она будет другой, к ней будут относиться по-другому, и мы все должны стараться быть ее достойными.

1.0x