Авторский блог Юрий Сошин 09:22 19 августа 2014

Кавказское яблоко

Возврат к прямым методам госрегулирования в области сельхозпроизводства – мера вынужденная, но в настоящих условиях, абсолютно необходимая. Только государство может поставить экономику Кавказа в правовые рамки. «Невидимая рука рынка» в условиях этого региона только душит честного крестьянина.

Сердце любого южного города – базар. Именно там центр жизни. Общественной и экономической. Пару лет назад довелось мне путешествовать по Северному Кавказу. Покупая на рынках дары этой земли, постоянно приходилось слышать: « Вы из Москвы? Скажите, почему вы там кушаете заграничные яблоки, а наши, - вот посмотрите какие замечательные, - мы тут продать не можем?». Ответить на такие вопросы я, увы, не мог.

Недавно был запрещен ввоз сельхозпродукции из Европы, и у российских крестьян появился уникальный шанс заменить импортное продовольствие отечественным. Яблоко с Северного Кавказа может сменить польское.

Почему такая замена не было возможна раньше?

Если говорить об экономических причинах непопадания кавказских плодов на широкий российский рынок, то надо отметить следующее.

Производство продовольствия в регионе растет из года в год. Но, в подавляющем большинстве, за счет зерна и мяса. То есть того, что производится крупными агрохолдингами. Фрукты, овощи, бахчевые, частично виноград, - все то, что производит в основном мелкий и средний производитель, - показывают намного меньший рост производства. Этот сегмент продукции в общероссийском масштабе в значительной мере заполнялся импортом.

Зарубежный фермер пребывает в намного более выигрышном положении, нежели российский. Он защищен. Работает по долгосрочному договору с конкретным оптовым закупщиком. С началом сезона получает целевые кредиты на весь спектр затрат: закупку саженцев и семян, горючее, химобработку, наем сезонных работников. Цены на сбываемую продукцию известны заранее, всегда можно рассчитать предполагаемый объем прибыли. Фермер застрахован от любых неожиданностей. В том числе и от демпингового обвала цен.

На Западе не имеют представление о биче российского крестьянина: «маятнике цен». Последний возникает от рыночного дисбаланса: спрос на конкретный товар в одном году, приводят к перепроизводству и обвальному падению цен на него в следующем.

Фермер в России, на Северном Кавказе в частности, практически всегда имеет проблемы с реализацией продукции. Он может только мечтать о договорах на оптовые поставки, да еще заключаемые в начале сезона. Оптовый закупщик, если таковой и есть, появляется лишь в сезон сбора, действует хищнически, ориентируясь на получение максимальной прибыли в данный конкретный момент.

«Закон джунглей» в сфере кавказского и общероссийского овощефруктового дела приводит к тому, что выращивание продукции ведется мелкими, порой микроскопическими, на уровне личного подсобного хозяйства, производителями. Крупных поставщиков такой продукции мало. В сфере сбыта царит анархия, реализация ведется через «Его величество Базар».

Промежуточное звено в цепи «производитель – продавец-потребитель» так же представлено мелкими предпринимателями. Они, как правило, физически не могут работать с большими объемами товара. Схемы постоянных поставок, круглогодичные склады, долгосрочные договоры – им это неведомо.

Производителю и посреднику-закупщику кавказских плодоовощей почти невозможно выстроится в хозяйственные схемы крупных российских компаний-реализаторов. Последним выгоднее работать именно с поставщиками импорта, у которых все спланировано, отлажено и полностью предсказуемо.

Отдельно надо сказать о переработанных «дарах земли». На прилавках российских магазинов в большинстве своем стоят зарубежные стеклянные и жестяные банки. Определенное количество овощных консервов вырабатывается на отечественных заводах, но по качеству и ассортименту они явно уступают импорту.

Но если о российских консервированных овощах еще можно вести речь, то о фруктах-ягодах сказать нечего. Тут почти полное засилье зарубежных изделий. С ними российский консервщик связываться не желает.

Для переработки ягод-фруктов необходимо создавать сеть заготовки, систему оперативной транспортировки, перенастраивать производственные линии под разные виды сырья, - это для отечественного переработчика слишком хлопотное дело.

Однако зарубежные производители с капризным сырьем не брезгуют работать. Перерабатывают фрукты и ягоды на мини-заводах в «шаговой доступности» от садов. Работают предприятия круглогодично, получая загодя заготовленное сырье со складов-холодильников.

Все это можно создать на Северном Кавказе. Но кто вложится в такие проекты? Быстрой окупаемости консервный мини-завод не гарантирует. Долгосрочные вложения в этом регионе очень рискованны, особенно, если дело идет о «малой экономике».

В деле выведения сельхозпроизводства на сопоставимый с Европой уровень малый бизнес многого «потянуть» просто не может. В условиях Северного Кавказа недостаток капитализации, при отсутствии внятных схем кредитования губит на корню экономическое развитие. Для выполнения крупных, масштабных проектов необходим иной уровень планирования и инвестиций, нежели тот который может позволить малый и средний бизнес.

Нужны серьезно разработанные программы приоритета, целевые кредиты под конкретные проекты, система контроля над их использованием. Только тогда появятся склады-рефрежираторы, специализированные транспортные центры, перерабатывающие предприятия современного уровня.

Но самое главное: кавказскому крестьянину и бизнесмену нужна эффективная правовая защита.

Не секрет что в северокавказском регионе «правовое поле» – понятие весьма условное. В регионе крайне низок уровень защищенности предпринимательства. Невозможно реализовывать долгосрочные бизнес-проекты при угрозе рэкета и рейдерства. В том числе властного, чиновничье-правоохранительского. Правовая дикость толкает северокавказский регион в экономическую архаику. Убивают в зародыше любую инвестиционную стратегию.

При засилье «теневых схем» хозяйствования и коррупции риски долгосрочного ведения бизнеса для мелкого и среднего кавказского производителя становятся настолько велики, что только мелкое, хаотичное предпринимательство способно выживать в «экономических джунглях».

Впрочем, не все так грустно. В отдельных северокавказских республиках реально пытаются помочь крестьянину и бизнесмену. Так в Кабардино-Балкарии произошел «садоводческий взрыв». Вся республика покрылась яблоневыми садами. Производство фруктов оказалось для местных крестьян прибыльным делом, а местные власти смогли эффективно им помочь. Поддержали создание плодопитомников, создали систему агрономического консультирования. В результате буквально за 3-4 года производство фруктов резко выросло. Республика каждую осень завалена вкусными, - не в пример польским, - яблоками и грушами. Но вот проблемы сбыта урожая, вывоза его в другие российские регионы решить КБР всё же не удается.

Удачный пример Кабардино-Балкарии показал, что эффективное возрождение сельхозпроизводства возможно только при патерналистской политике местных властей. В той же Польше поддержка садоводства и овощеводства - серьезнейшее государственное дело. Комплексные программы приоритета польские власти давно разработали для всех уровней связанного с сельхозпроизводством бизнеса. В частности для транспортных копаний перевозящих продукцию. Логистика там отлажена до мелочей. Кто мешает польский опыт перенимать у нас? Хотя бы на уровне простого копирования?

Возврат к прямым методам госрегулирования в области сельхозпроизводства – мера вынужденная, но в настоящих условиях, абсолютно необходимая. Только государство может поставить экономику Кавказа в правовые рамки. «Невидимая рука рынка» в условиях этого региона только душит честного крестьянина.

Но господдержка в условиях пораженного коррупцией кавказского региона - понятие весьма условное. Как показал многолетний горький опыт «программ поддержки экономики» финансовые инъекции зачастую не приносят экономического эффекта. В лучшем случае их результатам является имитация такового. Яблочный пример КБР исключение из общего правила. Чтобы получить реальный эффект, нужно выделяемые средства использовать вне сложившихся властно-коррупционных схем. Программы господдержки и госрегулирования на Северном Кавказе должны быть, как минимум, под контролем надсубъектных региональных структур, уровня ЮФО, СКФО или выше. Программы отдельных республик и краев должны быть частными по отношению к ним. Только так можно защитится от показухи, имитации активности или банального «распила».

Если говорить о конкретных действиях, то вполне можно создать в регионах-потребителях сельхозпродуктов центры поддержки производителям с мест. К примеру, создать базы хранения плодоовощной продукции вблизи Москвы и других мегаполисов с прямым подчинением кавказским административным субъектам. Торговые сети могут быть дополнены в крупных городах северокавказскими фирменными магазинами. Пример уже есть: сеть магазинов «Белорусские продукты» работает по всей России. Почему бы в Москве не открыть «Дары Кавказа»? Чтобы такие магазины открылись нужно лишь тщательно изучить белорусский опыт и скопировать его.

Пример Белоруссии последних двадцати лет показал истинность очень нелюбимого либералами положения: «Эффективное сельскохозяйственное производство невозможно без координирующей и организующей роли государства». Участие государства должно быть при этом: от косвенного стимулирования частного фермера и бизнесмена до непосредственного участия в производстве.

Уже есть положительные примеры. В Чеченской республике вполне успешно действуют госхозы. А в центре России, в Оленинском районе Тверской области возглавляемым известным политиком и блоггером Олегом Дубовым, есть большой опыт возрождения молочного производства через создание муниципальных сельхозпредприятий. Опыт оленинских молочников необходимо перенимать по всей стране, в том числе и в кавказских республиках.

Там необходимо массово создавать государственные учреждения (пример КБР есть) для поддержки мелкого сельхозпроизводства. Такие как плодопитомники. Семенные станции. Центры репродукции племенного скота. Пункты агрономического консультирования. Крайне необходимо создать систему получения сельчанами кредитов. Дать им возможность брать сельхозтехнику в лизинг.

Жизненно необходимо на Северном Кавказе воссоздать единую систему мелиорации и водопользования. А так же, - в самые кратчайшие сроки, - убрать всех «кормящихся» с автотрасс ведущих в центр страны. Сделать так чтобы выращенный кавказцами урожай мог свободно доставляться по всей России.

1.0x