Авторский блог Александр Супалов 20:49 11 декабря 2014

Как выводить пятна "цветной революции"

Так называемые "цветные революции" кажутся некоторым наблюдателям абсолютно неотразимым супер-оружем отдельных агрессивных кругов Запада. К счастью, это далеко не так. Данная статья описывает проверенный рецепт противодействия и иллюстрирует его на ряде примеров успешной борьбы с этой заразой.

В последнее время кромешный ужас стран, вступивших на путь явной или неявной конфронтации с США, вызывают зловещие и кажущиеся непобедимыми технологии т.н. "цветных революций". Систематизация этих технологий приписываются американскому "учёному" Джину Шарпу, написавшему на эту тему одну весьма нудную диссертацию и не одну не менее нудную толстую книгу.

Настала пора проанализировать эту заразу и предложить методы борьбы с ней, основанные на достаточно обширном и успешном мировом опыте от Тяньаньмэня до Гонконга. Данная статья намечает необходимые условия и алгоритм действия властей, необходимые для выведения этого пятна с высокой степенью вероятия.

По складывающейся традиции, не будем тянуть кота за хвост и приведём основные тезисы статьи сразу:

1. Необходимым условием успеха в борьбе с "цветной заразой" является относительная гармония между народом и властью, а также единство, твёрдость, и решительность представителей режима. Эти факторы надо понимать не как слагаемые, а как множители, т.е., недостаток гармонии при необходимости вполне восполняется избыточной твёрдостью.

2. При первых признаках возникновения очага возгорания "цветной революции" власти должны вспомнить логику разжигания костра, и применять в комплексе известные контрмеры, как то:
а. Недопущение скопления "горючих материалов" в одном месте
б. Если это невозможно, регулярная поливка их "водичкой" для предотвращения самовозгорания
в. Незамедлительное устранение подачи финансового и идеологического "бензинчика" как изнутри, так и извне
г. Запрет на "помахивание картонками" через СМИ и информационные сетевые службы
д. Решительное "разметание очага", как только он начинает обретать собственную динамику
е. Длительная изоляция зачинщиков от общества, отнюдь без создания из них "мучеников режима"

Эти меры иллюстрируются на полудюжине практических примеров успешной борьбы властей с подобными проблемами почти во всех частях света.

История вопроса

На самом деле, конечно, изобретателем "цветных" технологий является не Шарп, а незабвенный борец за свободу индийского народа Махатма Ганди, на по-детски чистой совести которого - не один миллион погибших в этнических чистках и локальных конфликтах соотечественников. Он был прозван Уинстоном Черчиллем - нет, не только "полуголым факиром", ибо в этом определении не было ничего, кроме английского снобизма - он был им охарактеризован как "самый мерзкий из всех известных мне подонков" и "японский шпион" (цитирую по памяти из работы "Вторая мировая война", так что не ручаюсь за дословную правильность).

Почему же блистательный Сэр Уинстон был так немилостив к светозарному Махатме? Дело в том, что вся технология переворота, разработанная и успешно применённая на практике Ганди, а затем систематизированная и развитая в теории Шарпом, отвратительна своим крайним лицемерием. Имея в виду свержение существующего режима, она целит не в сам строй, поскольку это было бы опасно: с подобного рода проблемами любая власть умеет бороться по-свойски. Нет, вместо этого технология переворота целит в человеческие чувства отдельных представителей режима. Именно там она находит, одним из множества способов, прореху в кольчуге для того, чтобы всадить в неё смертоносный клинок. В результате гибнут не только представители режима, но и сам режим, потерявший опору в расчувствовавшемся не ко времени аппарате власти.

Общая инструкция по выведению пятен

Как показала практика, этой подлой технологии можно противостоять. На наших глазах это сделали Россия, Белоруссия, Турция, Китай (последний - дважды). Значительно длиннее список жертв: достаточно вспомнить Грузию, Украину, страны т.н. "арабской весны", да и сам СССР. Что же отделяет страну, способную справиться с попыткой "бархатной" смены режима от страны, которая кажется обречённой уже в тот момент, когда попадает под этот коварный удар?

Прежде всего, технология переворота не работает, когда в стране наблюдаются покой и гармония между властью и народом. При этом стоит отметить, что материальное благополучие большинства не является непременной предпосылкой такого состояния. Заменой материальному благополучия может служить доминирующая философия, религия, а также - как это ни парадоксально - нищета народных масс. Как известно, бунты не устраиваются голодными людьми - у них на это попросту нету сил. Бунты учиняют сытые люди, которых не покормили дня два.

Тем не менее, поскольку таких стран на Земле - единицы, это - скорее исключительная ситуация, и имеет смысл посмотреть на страны, где власть и хотя бы часть населения недолюбливают или даже ненавидят друг друга. Единственным лекарством от "цветной чумы" в подобных условиях является единая, твёрдая, и решительная власть. Именно твёрдость власти и её способность, если понадобиться, пойти на крайние меры, включая беспощадное и массовое насилие над инсургентами, может предотвратить ненужные колебания и иллюзию успеха, столь необходимую "протестующим".

При этом надо рассматривать эти два фактора - гармонию и твёрдость - не как слагаемые, но как множители. Избыток гармонии позволяет власти не быть излишне твёрдой, ибо довольный правителем народ трудно подвигнуть на бунт. Аналогично, деспотически беспощадная власть может не особенно заботиться о гармонии, ибо она может при нужде беспрепятственно перекидать в зиндан не только всех зачинщиков, но и всех их родственников и знакомых до третьего колена включительно.

Естественно, общества со зверской диктатурой бесчеловечных ублюдков так же редки, как и гармоничный рай на Земле. Посему всякой власти необходимо находить правильный баланс между гармонией и твёрдостью. В конечном счёте, любой процесс революционного возмущения народа, в простоте называемого бунтом, напоминает разжигание огня: если дров положено слишком много, или если они сырые, костёр так просто не разжечь. Надо или плеснуть на него бензинчиком, или помахать картонкой, или - и это самое правильное - начинать с малого количества сухих дров нужного размера, и наращивать подачу горючих материалов по мере разрастания строго локализованного очага реакции, соблюдая баланс горючего и окислителя. Бензинчик и картонка при этом, естественно, тоже не помешают.

По аналогии с этим описанием, что же может сделать власть для того, чтобы предотвратить превращение малой искры во всепожирающий пожар? Правильно: не накапливать дрова в одном месте, регулярно поливать их водичкой, вовремя прерывать подачу бензинчика, не давать всяким доброхотам помахивать картонками, а в случае возникновения очага возгорания - смело и решительно или разметать его, или прекратить подачу кислорода, или навалить туда столько дров, чтоб он сам погас.

Самое же главное при этом - не создавать мучеников идеи. Нет у инсургентов мечты более заветной, чем отправиться в Валхалу, ну или хотя бы на Колыму. Не надо им давать такой возможности, а если это паче чаяния произойдёт - не надо об этом говорить и тем более не надо давать говорить другим. Так оно потихоньку само собой и забудется.

Давайте рассмотрим упомянутые выше недавние примеры успешного подавления "цветных революций", расположив их в хронологическом порядке и обращая особое внимание на стандартные и нестандартные моменты в действии властей. Итак…

События на площади Небесного Спокойствия (г. Пекин, Китай, 1989 г.)

Студенты, требуя всякой демократической фигни, заняли ни много ни мало, а центральную площадь Пекина в середине-конце апреля 1989 г. По легенде, они скорбели о безвременной смерти бывшего Ген. Сек. КПК Ху Яобана, отметившегося до своей отставки нелестными высказываниями по поводу Великого Кормчего и его соратников.

Демонстрации перекинулись на несколько других крупных городов страны, чему несомненно способствовала подрывная деятельность не только внешних, но и внутренних "доброхотов". В конце мая власти осознали серьёзность положения и перешли от увещеваний к постепенному подавлению бунта. Сторонники покойного Ху Яобана были вычищены из рядом компартии и хоз. органов с истинно китайской тщательностью. Естественно, что после этого жёстко контролируемая властями пресса уже не давала никому особенно "помахивать картонкой". Введя военное положение в Пекине 20 мая (это ограничило поставку "дров и бензинчика"), власти 4 июня решительными действиями верных войск безжалостно разогнали протестующих (или, в нашей терминологии, "разметали очаг возгорания") и позаботились об изоляции от общества оставшихся в живых. Тем не менее, в результате всяких досадных накладок, значительной части недовольных удалось удрать за рубеж, в основном - в Гонконг. Этот непростительный либерализм аукнулся Китаю несколько десятилетий спустя (см. ниже).

При этом надо иметь в виду, что по некоторым данным, как неимоверное усилие воли на политическом уровне, так и поиск верных войск был вовсе не простым делом даже для проверенных китайских товарищей. Показательно, например, что ещё 3 июня войска пытались покончить с бунтом, не применяя оружие, но были отброшены. В этой ситуации руководству Китая пришлось проявить исключительную государственную мудрость и незамедлительно перейти к решительным действиям. В результате Китай остался целым и в нём постепенно расцвела самая мощная в мире экономика.

События на площади Независимости (г. Минск, Белоруссия, 2010 г.)

Деятели т.н. "оппозиции", требуя всякой демократической фигни, использовали подготовку к (пере)выборам на пост президента Белоруссии для постепенной организации массовых беспорядков на главной площади страны, кульминировавших в попытке захвата власти 19 ноября 2010 г.

Мужественные белорусские товарищи по указанию убедительно выигравшего на выборах президента Лукашенко отключили на время зловредные сетевые службы типа "Твиттера" и "ЖЖ" (тем самым устраняя "картонку") и решительными действиями сил защиты правопорядка подавили волнения в корне (разметав тем самым "очаг возгорания"). Самые шумные участники волнений были изолированы от общества и подвергнуты судебному преследованию.

В результате в Белоруссии продолжает цвести планово-рыночная экономика и незнакомые люди по-прежнему здороваются друг с другом на автобусных остановках. По уровню жизни население Белоруссии уже обогнало само себя в советские времена. Особенно примечательно в этой истории то, что, кроме дружественной, но в целом индифферентной России, Белоруссия окружена странами, не особенно ценящими её территориальную целостность (Литва, Польша, Украина). Таким образом, борьба с волнениями в Минске должна была по необходимости включать в себя существенную контр-разведывательную компоненту.

События на Болотной площади (г. Москва, Россия, 2012 г.)

В богоспасаемом Отечестве были ясно видны все признаки того же набившего оскомину сценария: шумные манифестации, требующие всякой демократической фигни; белые ленточки, должные сплотить ряды недовольных; лихорадочная активность "доброхотов", по некоторым сведениям закупавших участников оптом и в розницу; и поистинне неимоверное "помахивание картонками" как в СМИ, так и в информационной сети.

В отличие от ранее рассмотренных дел, в данном случае довольно трудно выявить одно-единственное место и день, когда события достигли кульминации: митинги и шествия проходили в разное время и в разных городах страны. Тем не менее, условно можно считать пиком "движения" т.н. "Марш миллионов", состоявшийся 6 мая 2012 г. в г. Москве. В нём приняли участие от 10 до 200 тысяч человек (в зависимости от того, кого спросишь - полицию или телеканал "Дождь").

В результате решительных действий сил правопорядка волнения были подавлены, а главные зачинщики хотя бы на время изолированы от общества. На основании данных наблюдения и других мероприятий было сформировано т.н. "Болотное дело", которое тянется то сих пор. Его продолжительность и очевидная мучительность для подсудимых привела к созданию поговорок типа "Путин быстро хватает и медленно судит". В этом изречении есть огромный смысл: в процессе неспешного судебного разбирательства не только выясняются все обстоятельства финансирования "движения протеста", но и происходят удивительные метаморфозы с его участниками. А общество тем временем тихо остывает, глядя на их трансформацию из пламенных вождей в запуганных и зачастую готовых к сотрудничеству с властями обывателей.

Приходится признать, что действия российских товарищей в данном случае не отличались китайской жёсткостью или белорусской решительностью. Возможно, это диктуется как размазанным, нечётким характером протестов, так и обширностью страны и известной аморфностью и двуличием власти. Тут очень даже есть над чем поработать. Из основных недостатков можно перечислить:

1. Отсутствие чётко выраженной локализации ситуации на достаточно ранней стадии развития протестов.
2. Допущение практически беспрепятственного оппозиционного вещания в СМИ и информационной сети.
3. Непривлечение к ответственности главных зачинщиков и идеологов беспорядков.

События на площади Таксим (г. Стамбул, Турция, 2013 г.)

Принципиально другой подход к проблеме продемонстрировали традиционно жёсткие власти Турции, которым понадобилось всего два месяцы, чтобы подавить выступления недовольных, требовавших всяческой демократической фигни, в данном случае связанной с запланированной вырубкой парка Гези.

Не вдаваясь в подробности действий стражей правопорядка, которые не жалели дубинок, водомётов и гранат со слезоточивым газом, надо особенно ответить разумную позицию властей по отношению к сетевой службе "Твиттер", которая использовалась демонстрантами для организации протестов. Эта служба была на время просто запрещена на территории Турции административным решением в верхах, и понадобилось некоторое время, пока законность запрета была опротестована в высшем судебном органе страны. За это время протесты, потерявшие оперативное средство управления и подвергшиеся кроме того противодействию полиции, были практически подавлены. Этот примечательный приём надо иметь в виду, когда "картонки" начинают приносить непомерный вред.

События в Гонконге (г. Гонконг, Китай, 2014 г.)

Самым свежим примером успешного подавления "цветных" поползновений являются действия опять же китайских товарищей. Как и в прошлый раз, всё началось со студентов, которые стали требовать всякой демократической фигни, красочно помахивая зонтиками. На этот раз это была самая знатная фигня из всех перечисленных: студенты протестовали в основном против права Китая на предварительный отбор кандидатов в управляющие Гонконга, свободные и демократические выборы которого пройдут аж в 2017 г.

Пользуясь творчески переосмысленным опытом событий на площади Небесного Спокойствия (см. выше), китайские товарищи сначала в упор не замечали протестующих, несмотря на то, что их безответственные действия заблокировали важные транспортные артерии города и не раз приводили к акциям контр-протеста во стороны местных жителей, обеспокоенных падением своих доходов от туризма и торговли, да и просто неудобством от соседства с шумной молодёжной вольницей. Тем самым у протестующих была вырвана из под ног широкая база в народе, поначалу, возможно, и не особенно возражавшем против этого безобразия.

Предложив лидерам студентов диалог, власти несколько раз умело и строго их осаживали, постепенно сведя на нет их начальное кажущееся моральное превосходство и несомненный юношеский задор. Это, конечно, был вариант "водички на брёвна". Кроме того, китайские товарищи чётко пресекли попытки внешних "доброхотов" вмешаться в развитие событий. Например, власти запретили въезд в страну самочинной делегации британских парламентариев, направившихся в Гонконг для проведения какого-то там "независимого расследования". Аналогично, они не выпустили зачинщиков беспорядков из Гонконга, используя простое административное ограничение: для поездок в Китай жители Гонконга всё ещё должны получать что-то типа визы. Тем самым была предотвращена опасность возникновения смычки между гонконгскими и континентальными "оппозиционерами" и их добровольными помощниками, а также возможность получения инсургентами чемоданов с деньгами и инструкций по их применению.

Врагам Китая не удалось даже особенно "помахать картонкой". Конечно, в этом сильно помогли как мудро введённая заранее фильтрация злокозненных сообщений в китайском сегменте мировой информационной сети, так и полностью контролируемая государством система СМИ.

Наконец, когда костёр стал угасать, отчасти под воздействием предсказуемо наступивших в ноябре холодов, власти перешли к решительным действиям. Примечательно, что в каждом конкретном случае они аккуратно заручились судебными предписаниями, требующими устранить препятствия для деловой активности. Эти предписания были получены конкретными предприятиями, работа которых была нарушена в результате блокады улиц - например, автобусной компанией и т.д.

Пока один за другим ликвидируются палаточные городки протестующих, зачинщикам не остаётся ничего лучшего, как помахивать пресловутыми зонтиками и демонстративно голодать. Будем надеяться, что в результате они не станут "мучениками режима", а вернуться к учёбе и работе, но останутся на заметке компетентных органов на вечные времена.

Ссылки

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/События_на_площади_Тяньаньмэнь_(1989)
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Президентские_выборы_в_Белоруссии_(2010)
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Протестное_движение_в_России_(2011—2013)
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Болотное_дело
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Волнения_в_Турции_(2013)
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Протесты_в_Гонконге_в_2014_году

1.0x