Авторский блог Игорь Бойков 13:02 18 апреля 2013

К русскому будущему

Сказать о том, что используя художественные средства, можно добиваться вполне осязаемых общественно-политических целей – вроде бы, сказать банальность. Однако в сегодняшней России эта простая истина истолковывается многими участниками политических процессов весьма своеобразно

Сказать о том, что используя художественные средства, можно добиваться вполне осязаемых общественно-политических целей – вроде бы, сказать банальность. Однако в сегодняшней России эта простая истина истолковывается многими участниками политических процессов весьма своеобразно. Пройдитесь по белоленточным сайтам, загляните в блоги наших “креативщиков” или их странички в социальных сетях – и наткнётесь почти на одни лишь демотиваторы, карикатуры, зубоскальские баннеры и прочие ужасно “креативные” результаты их творческих потуг. Демотивировать, то есть изничтожать ценности, отбивая у окружающих охоту едва ли не к любой деятельности во благо страны, они обожают. И, судя по всему, видят в этом одну из своих главных жизненных задач.

Ладно, с авторами демотиваторов и их мотивами всё понятно. Для того, чтобы глумливо хихикать по любому поводу, много ума не требуется. А вот как насчёт мотивации в нашем сегодняшнем обществе? Да к тому же в творческой форме?

Фотовыставка “Город Солнца. Архитектура коммунизма”, открытая в Санкт-Петербурге представителями местной ячейки движения “Суть времени”, является отличным ответом всем тем, кто годами уныло вещает нам про деградацию и культурный упадок в Советском Союзе. Творения ведущих отечественных архитекторов 70-80-х годов, запечатлённые на представленных публике фотографиях, без сомнения, несут в себе немалое мобилизующее начало. Любому нормальному человеку, посетившему данную фотовыставку, наверняка тоже захочется сделать что-нибудь такое, чтобы наша современная жизнь не выглядела уж столь безрадостно и отвратно. Пусть не собственноручно спроектировать и выстроить оригинальное здание, но хотя бы защитить от запустения и сноса те, что ещё остаются. А если они уже снесены, то сберечь память о них – чтобы затем, после окончания русского лихолетья, архитекторы воссоздавали по этим культурным артефактам облик наших городов, делая их неповторимыми и уникальными.

Дома творчества и научно-исследовательские институты, стадионы и оздоровительные лагеря, кинотеатры и дворцы культуры, административные учреждения и концертные залы, запечатлённые на представленных фотографиях – всё это столь разительно контрастирует с тем, что мы вынужденно созерцаем вокруг себя сегодня, что название выставки – “Город Солнца” – выглядит более чем концептуально. Нисколько не впадая в идеализацию советской эпохи, нельзя не признать: в культурном, эстетическом, нравственном отношении она действительно выглядит светлой и солнечной в сравнении с тем, что пришло ей на смену. Советский красный проект звал людей ввысь, а не вниз, как это делает проект нынешний – антисоветский.

Неповторимый архитектурный стиль, неподражаемая эстетика, воплощённый в камне и металле дух подлинного творческого развития, прорыва к научным знаниям – вот тот предельно наглядный образ будущего, которое могло у нас быть, окажись мы все двадцать с лишним лет назад чуточку принципиальнее и умнее. Помните, как перестройщики в своё время страстно измывались над самим словосочетанием “светлое будущее”? С каким упорством его затаптывали в грязь, сколько оно приняло на себя всевозможных злобствований и поношений? Они были с нами вполне откровенны, они бравировали своей ненавистью к русским свершениям. Думали ли те, кто тогда в повседневной жизни бездумно воспроизводил издевательства, льющиеся потоком со страниц какого-нибудь “Огонька”, что отрекаясь от будущего в советской стране, они обрекают себя на будущее иного, прямо противоположенного характера? В котором для большинства из них не будет и намёка на какой-либо просвет.

Наше несостоявшееся будущее, представленное в “Архитектуре коммунизма”, выглядит как зашифрованное сакральное послание высокоразвитой цивилизации своим одичавшим потомкам. Но мы обязательно расшифруем его код.

Настоятельно рекомендую посетить сию выставку всем, кто неравнодушен к судьбе страны. Слово “коммунизм”, присутствующее в её названии, не должно смущать. Изображения архитектурных сооружений, открывающиеся перед взором посетителей, невольно пробуждают чувство гордости вне зависимости от идеологических предпочтений. Мы ни на секунду не должны забывать о том, что нам есть, чем гордится: у нас были и остаются замечательные учёные и творцы. Мы – русские – можем и должны творить.

А те, кто пытается уверить в обратном - просто жалкие, ущербные люди.

На фото:

- НИИ технической кибернетики и робототехники. Ленинград, 1973-1987.

- Президиум Академии наук СССР. Москва, 1968-1982.

Выставка «Город солнца. Архитектура коммунизма» открыта по 12 мая ежедневно (кроме среды) с 11:00 до 18:00

Петропавловская крепость, выставочный комплекс «Потерна и каземат Государева бастиона»

Вход свободный.

1.0x