Авторский блог Александр Проханов 00:00 12 сентября 2012

Изборский клуб

<p>&#160;Изборск, что под Псковом. Город-крепость. Город-витязь. Город-мученик. Здесь тысяча сто пятьдесят лет назад зародилась Первая русская Империя. Здесь состоялось великолепное празднество, народное ликование. Здесь, у Священного Холма, владыка Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский освятил часовню Державной Божьей Матери. И здесь же состоялось учредительное заседание Изборского клуба, который собрал за "круглым столом" видных мыслителей, исповедующих патриотический "символ веры". Цель этого собрания — разработать идеологические основы сегодняшнего Государства Российского, которому вновь, как не раз бывало в русской истории, угрожают смертельные опасности. Множество идей и суждений, высказанных на клубе, дают представление о контурах этой идеологии. Вот суть этих идеологических размышлений, представленных инициаторами Изборского клуба.&#160;</p>

Российское государство в очередной раз подвергается смертельной угрозе, исходящей из либеральных центров: как внутри российского общества, так и за его пределами. Работает всё та же смертоносная идеологическая и информационная "машина", которая истребила все устои и ценности "белой", романовской империи, а затем уничтожила все базовые опоры "красной", советской империи, после чего обе империи пали, превратив великие евразийские пространства в хаос враждующих народов, верований и культур, в поле кровавых схваток. Эта либеральная "машина" построена с помощью антропологов и историков, социальных психологов и знатоков "теории хаоса", экономистов и мастеров информационных войн. Она дробит фундаментальные принципы, на которых строится евразийское союзное государство. Подавляет глубинные коды народного сознания, помогающие народу одерживать победы и продлевать его существование в истории. Эта стенобитная "машина" бьёт в православную церковь, как духовную основу народа, препятствует оборонному и военному строительству, делая Россию безоружной в пору нарастающих военных конфликтов. Сеет раздор в религиозное согласие главных российских конфессий. Не позволяет преодолеть раскол исторических русских эпох. Продлевает губительную русскую смуту, демонизируя российского лидера и все институты власти.

Участники интеллектуального "Изборского клуба", объединенные народно-патриотическими убеждениями, формулируют свои представления о смыслах русской истории, миссии Российского государства, глубинных основах народного самосознания.

Тысячелетняя история русской государственности — это истории нескольких евразийских империй, которые зарождались, достигали невиданного расцвета и обрушивались в "черную дыру", из которой, казалось, не было возврата. Но государство вновь возрождалось, в ином облачении, с иным историческим центром, и вновь повторялись взлёт и расцвет с последующим падением в пропасть. Эта цикличность, смерть государства и победа над смертью придают русской истории пасхальный характер, в котором русская цивилизация неизбежно воскресает.

Первая империя — Киевско-Новгородская. Вторая империя — Московское царство. Третья империя — Романовская. Четвертая империя — Советская. Нынешнее Государство Российское, несмотря на потерю великих окраин, носит имперский характер. Геополитика евразийского континента вновь собирает насильственно отторгнутые пространства. Об этом свидетельствует обнародованный Путиным "евразийский проект". Грядущая евразийская империя будет империей особого типа, без колоний и метро- полий, где все народы станут имперскообразу- ющими, будут нести свою долю ответственности за сбережение и развитие империи. Каждый составляющий империю народ будет бесценным и незаменимым. Структурой этой полифонической империи может стать структура, подобная Союзному государству России и Беларуси.

Русскому сознанию присущи представления об идеальном бытии, царстве справедливости и добра. В нём живет мечта о "царствии небесном", о возможности построения "рая на земле". Народные сказки, церковные проповеди, вся русская культура и философия, "красный смысл" советского государства провозглашают справедливость высшим принципом человеческого бытия. Псковский старец Филофей, автор теории "Москва — Третий Рим", возлагал на русское государство миссию сберегать православие как источник этих "райских смыслов". Сегодня православная церковь является драгоценной составляющей русской государственности, привносит в земную жизнь божественные энергии, наполняя ими семью, гарнизон, государственный институт. Именно эти божественные энергии придают России пасхальный характер, делают ее бессмертной.

Православие и ислам, проповедующие божественную справедливость, станут основой евразийской идеологии, сделают Евразийский Союз привлекательным для всех, входящих в него народов.

Линия русской истории разорвана в нескольких местах. Волновод, по которому катится историческая энергия из древности в наши дни, рассечен. Происходят утечки драгоценной исторической субстанции, столь необходимой для взращивания кристалла сегодняшнего государства. Особенно трагичен разрыв между Третьей и Четвертой империями, между Романовским царством и Советским государством. По-прежнему общество расколото, идёт распря между "красными" и белыми", отсутствует согласие, столь необходимое для модернизации и развития. Обе империи погибли под ударами либеральной "машины", и либералы препятствуют согласию и гражданскому миру, в которых так нуждается непрочное государство. Соединение двух исторических времен, стратегическое примирение "красных" и "белых" перед лицом либеральной угрозы — это огромная мировоззренческая задача истинных государственников. Такое примирение возможно в свете мистической русской Победы 1945 года, где "красный" строй получил молитвенную поддержку всех Святомучеников, погибших в годы церковных гонений, а оружие "красной Победы" стало святым русским оружием. Грядущая русская Победа требует единства "красных" и "белых". Требует создание государства, в котором, как сказал В.В. Путин, будет возможно жить "красным" комиссарам и "белым" офицерам.

Извечное противостояние России и Запада, череда непрерывных нашествий на Русь объясняются не только геополитическими противоречиями, не только охотой за русскими пространствами и русскими ресурсами. Русское мессианское сознание, основанное на учении о "рае земном", на идеальном бытии, на православной мечте о божественной справедливости, — всё это вызывает мировоззренческое отрицание России, атаки на её веру, культуру, исторические коды. Военные вторжения в Россию — следствие этой нетерпимости и глубинной враждебности. Поэтому тема русского оружия — священная для России тема. Русское оружие защищает не только города, территории, несметные богатства недр. Оно защищает весь религиозный и культурный уклад России, все русские земные и небесные святыни. Восстановление оборонно-промышленного комплекса России, разрушенного либералами, является не только технологической задачей, но и религиозной миссией. России едва ли нужна скоропалительная политическая реформа, но ей нужны оборонные заводы и алтари.

Потеря исторического времени, которое пережила Россия после разрушения "красной" империи, стратегическое отставание от "либерального" Запада требует от России рывка в развитии. Этот рывок предполагает "мобилизационный проект", позволяющий сконцентрировать все ресурсы нации для сбережения суверенитета и сохранения народа. Такой "мобилиза- ционный проект" требует усиления централизма, ослабления врагов развития, опоры на "гвардию развития", раскрытия в народе всех творческих и героических потенциалов. 

Венцом идеологии нового Русского государства становится Философия Русской Победы, учение о ее неизбежности, в котором рациональный исторический опыт сочетается с религиозным представлением о Русском Чуде. Учение о Русской Победе объединяет все предшествующие размышления о сути русской истории и русской судьбы. Становится содержанием и смыслом в деятельности лидера и всех граждан.

Изборск, 8 сентября 2012 года

1.0x