Авторский блог Екатерина Ненашева 09:00 10 июня 2013

История России в бронзе

В Москве открылась фотовыставка работ Салавата Щербакова

Салават Александрович Щербаков внес в историю современной скульптуры многовесный вклад - он является автором самых известных и монументальных произведений не только в Москве, но и во всем мире. Памятник Сергею Королеву на ВДНХ, Петру Столыпину у Дома Правительства, Францу Антону фон Герстнеру в Петербурге, монумент Победы Красной армии над нацистской Германией в Израиле - продолжать список выдающихся работ этого автора можно бесконечно. У москвичей появилась уникальная возможность увидеть все произведения Щербакова в одно время и в одном месте- в Музее Современной истории России открылась фотовыставка скульптур знаменитого мастера...

Грозные и величественные, мужественные и воинствующие, экспрессивные и драматичные- все герои Щербакова - определенный знак, символ в системе координат своего времени. Работы скульптора- это история страны, да и пожалуй, всего мира. Стиль Салавата Щербакова- отточенность линий и строгость формы, реалистический монументализм, произведения которого становятся органической частью окружающего пространства, неотделимой от городской инфраструктуры. Особенно выразительные работы малой формы- памятники генералу А.Лебедю, К. Станиславскому, И. Смоктуновскому, которые установлены на Новодевичьем кладбище. Для образов Салавата Щербакова особенно характерна композиционная целостность- скульптор раскрывает своих героев за счет дополнительных деталей, будь то относительно небольшого размера памятник Елизавете Алексеевне в Баден- Бадене, где в руках императрица держит книгу, в которой вылиты пушкинские строки, или же знаменитый памятник Столыпину, орнамент на костюме которого продуман до мельчайших подробностей . Салават Щербаков по заказу неправительственных фондов изготовил одну из самых больших в мире скульптур Христа, её высота достигает 36 метров. По задумке, она должна быть установлена в Дамаске, однако гражданская война помешала воплощению этого проекта.

Архитектурный фотограф- профессия своеобразная. Искусство передавать искусство требует широкого взгляда и что особенно важно- художественного вкуса.

Работа со статикой - одна из самых сложных, успешный снимок может получиться только тогда, когда мастер способен созерцать, расставлять необходимые акценты и примечать самые незначительные элементы. Фотограф Алексей Народницкий снимает архитектурные объекты для российского и зарубежного глянца, он автор и участник многих выставок в Москве и по всей стране. С Щербаковым Народницкий работает давно - это не первый их совместный проект. Для фотовыставки Народницкий сделал черно-белые фотографии. «Черно- белые снимки воспринимаются как снимки, сделанные уже давно,- говорит фотограф,- даже если памятник поставлен совсем недавно, хоть год назад, появляется ощущение, что у него уже долгая история».

Запечатлел Народницкий самые знаковые работы скульптора- памятник Столыпину,, Сергею Королеву, Александру III. Творческая связь между фотографом и мастером невероятно важна, считает Народницикй. Например, Щербакова ему удается понять без особых сложностей: «Важно сопоставить образ и саму работу. Смотришь на Столыпина- в нем есть какая-то державность. И Салават Александрович ее в полной мере в скульптуре передал.» Задача архитектурного фотографа сегодня- в наилучшем варианте отобразить произведение, чтобы оно осталось в памяти, ведь, как говорит Народницкий: «Сегодня это как бы есть, а завтра этого уже может и не быть». «Для того чтобы понять автора, необходимо много анализа и практики. Ведь у каждой работы есть свой замысел».

Атмосфера на выставке была по- семейному теплой - Салавата Александровича пришли поздравить многочисленные друзья и коллеги с маленькими детишками, которые не давали фотографам скучать и активно позировали на камеру. Не обошлось и без «интеллигентного паразитизма»- некоторые из пришедших еще до открытия экспозиции и выступления авторов прильнули к банкетному столу, мешая зрителям рассматривать снимки, висевшие прямо над ним. Но, наверное, без таких перформансов и немыслима культура сегодняшних российских вернисажей...

1.0x