Авторский блог Вячеслав Кочнов 13:36 26 октября 2014

И Русь одна, и битва - за Господа Христа!

«Радонежская оратория» Владиславы Малаховской на текст поэмы Евгения Лукина, исполнения которой так долго ждали, наконец-таки прозвучала в Большом зале С-Пб-Филармонии в воскресенье 19 октября. На афише вечера в первом отделении была указана «Демественная литургия» Гречанинова, а во втором собственно «Радонежская оратория» с посвящением – к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

«Радонежская оратория» Владиславы Малаховской на текст поэмы Евгения Лукина, исполнения которой так долго ждали, наконец-таки прозвучала в Большом зале С-Пб-Филармонии в воскресенье 19 октября. На афише вечера в первом отделении была указана «Демественная литургия» Гречанинова, а во втором собственно «Радонежская оратория» с посвящением – к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Когда слушатели собрались в зал, в программке можно было обнаружить уже обратный порядок. Малаховская, как современный композитор, была переставлена в первое отделение, Гречанинов оказался во втором. Смысл этой перестановки вполне ясен постоянным посетителям филармонических залов. Это такая хитрость, неведомо кем изобретенная, заключающаяся в том, что, чтобы слушатель не разбегался после первого отделения, в котором прозвучала, к примеру, симфония Бетховена, в ужасе перед отделением вторым, в котором, скажем, будет премьера 75-й симфонии композитора Элефантского, Элефантского ставят в первое отделение, и мышеловка оказывается захлопнутой. Придя вкусить Бетховена, бедный меломан вынужден выслушивать в первом отделении безвкусные диссонансы и дикие синкопы модного симфониста Элефантского, выданного, как в добрые застойные времена, в нагрузку, и только, всласть отмучившись, после антракта, он получает своего Бетховена.

Народ поначалу ловился на эту хитрость, но потом приучился к ней и не даёт больше себя обманывать. Решение проблемы до смешного просто: народ приходит в антракте, аккурат к началу второго отделения, и весь компот.

Но в этот вечер произошла и вторая метаморфоза: Гречанинова вопреки программке вернули в первое отделение, а Малаховскую с большим риском для нее, как для современного композитора, отправили обратно во второе.

К тому же, к первому отделению не подоспел… оркестр! Что, впрочем, не помешало экстра-классному Петербургскому камерному хору под управлением его основателя и бессменного художественного руководителя Николая Корнева гипнотически погрузить зал в литургическую атмосферу православного храма. Не хватало, пожалуй, лишь ароматов ладана и свечек, но Гречанинов был отменный.

После антракта, когда прозвенел третий звонок, к счастью и радости Владиславы Малаховской и её поклонников, публики в зале разве что не прибавилось. Стало ясно, что все, кто пришел на этот концерт, шли целенаправленно на «Радонежскую ораторию». И публики было немало – заполнилось где-то три четверти зала бывшего Дворянского собрания. Для такой специфической программы в воскресенье вечером, начало в 20.00, это очень неплохо. Особенно если учесть огромную конкуренцию филармонических залов в городе.

Оркестр (СПбГАСО) объявился, за пульт встал именитый Аркадий Штейнлухт, заменивший заболевшего Петера Феранеца, и мистерия началась.

Надо отметить, что хотя музыка Владиславы Малаховской на протяжении двух десятков лет периодически исполняется в различных залах Петербурга, и даже иной раз в Большом театре в Москве, рискну предположить, что не менее половины слушателей знакомились с её творчеством чуть ли не впервые.

Но это совершенно не помешало восприятию очень цельного и очень, как оказалось, доступного – в хорошем смысле этого слова – музыкально-поэтического произведения. Каждую из семи частей Оратории («Литургия», «Благословение», «Святая обитель», «Явление Богородицы», «Великий князь Дмитрий», «Куликовская битва», «Эпилог: Меч и Крест») предваряло небольшое вступление в прозе, вводящее слушателя в курс исторических событий. Читал известный мастер своего дела Николай Буров.

Дойдя до этого места, необходимо сказать пару слов об авторе поэмы и её содержании. Поэт Евгений Лукин (1956 г.р.) хорошо известен в Петербурге, в том числе и как прозаик, эссеист, переводчик, специалист по древнерусской литературе. Его перу принадлежат стихотворные переложения древнерусских песен «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», а также ряд оригинальных поэм, посвященных духовным подвижникам Русской земли. Центральная в Оратории тема Куликовской битвы ему близка и понятна, потому что сам он участник боевых действий на Кавказе в 1996 году.

Семь эпизодов «Радонежской оратории» – семь образов из жития преподобного Сергия Радонежского, начиная от пребывания его в материнской утробе и заканчивая встречей с Дмитрием Донским после Куликовской битвы.

Комментировать музыку – занятие неблагодарное, лучше услышать; а пересказ поэмы – бессмысленное, лучше прочитать.

Суммируя полученные впечатления, я бы сказал, что произведение в целом оказалось очень цельным и афористично-ясным, по форме и, по сути, более всего напомнившем Кантату Прокофьева «Александр Невский». Было ощущение общего воодушевления оркестра, хора и солистов, уловивших единый музыкально-поэтический смысл и дух Оратории. Первый блин не вышел комом. В музыке, с одной стороны, оказалось много народного мелоса, с другой – она совершенно оригинальна и исключительно изобразительна.

Драматически великолепны были два дуэта (до и после Куликовской битвы) «героического» тенора прп.Сергия (Дамир Закиров) и мощного баса Дмитрия Донского (Глеб Перязев), и было ещё много чисто музыкальных красот.

За пропеваемым текстом можно было следить по программке. Лично мне в глаза бросилось несколько удивительных смысловых совпадений с сегодняшним днем. В четвертой сцене пляска бесов на амвоне, что является прямой цитатой из жития прп. Сергия, рифмуется с печально известными бесовскими плясками панк-девиц на амвоне Храма Христа Спасителя. Ария из пятой сцены, когда князь Дмитрий призывал: «Вставай, Ярославль и Углич! Вставай, Кострома и Ростов!/Реют бранные стяги святые/И к великому Дону ведут», – мне напомнила недавний сюжет о похоронах российского десантника-добровольца из Костромы, ушедшего защищать Россию на Дон – в Донецк. Ну а когда Пересвет отвечает Челубею: «За тобою – хан,/ Запад и Восток,/ За тобой сто стран,/ А за мною – Бог» – как тут не подумать о санкциях «ста стран» против нашей сегодняшней России.

В торжественном «Эпилоге» музыка Владиславы Малаховской чем-то напоминает мощные финалы симфоний Брукнера с триумфальным грохотом медных духовых, а Евгений Лукин создает чеканные строфы, заставляющие вспомнить русских классиков Серебряного века:

Как свет сойдется клином,

Так волею небес

В служении едином

Сойдутся меч и крест.

Одну приемлю меру,

О ней одной молюсь:

Кто защищает веру,

Тот защищает Русь.

Одна у нас молитва,

Одна у нас мечта,

И Русь одна, и битва

За Господа Христа.

Эти строфы, воспевающие «симфонию властей» – единство Креста и Меча, сегодня гораздо актуальнее, чем думают многие наши беспечные соотечественники. России и православной вере объявлена война, и новой Куликовской битвы нам не избежать.

И в преддверии этой битвы мощная духоподъемная «Радонежская Оратория» Малаховской-Лукина должна звучать по всем городам и весям Руси, укрепляя дух и души православных людей.

P.S. Следующее исполнение «Радонежской оратории» должно состояться в Москве в начале ноября в Храме Христа Спасителя.

1.0x