Сообщество «Форум» 19:41 20 мая 2016

Блажен тот лев, которого съест человек...

дополнение к статье «Иисус и Платон», и к комментариям к ней

«Так вот, создай образ зверя, многоликого и многоголового. Эти лики – домашних и диких зверей – расположены у него кругом, он может их изменять и производить все это из самого себя... И еще создай образ льва и образ человека, причем первый будет намного большим, а второй будет уступать ему по величине... Хоть здесь и три образа, но ты объедини их так, чтобы они крепко срослись друг с другом... Теперь придай им снаружи, вокруг, единый облик – облик человека, так чтобы все это выглядело как одно живое существо, иначе говоря, как человек, по крайней мере для того, кто не в состоянии рассмотреть, что находится там, внутри, и видит только внешнюю оболочку...

В ответ тому, кто утверждает, будто такому человеку полезно творить несправедливость, а действовать по справедливости невыгодно, мы скажем, что тем самым, собственно говоря, утверждается, будто полезно откармливать многоликого зверя, делать мощным и его, и льва, и все, что ко льву относится, а человека морить голодом, ослаблять, чтобы те могли тащить его куда им вздумается, и он не был бы в состоянии приучить их к взаимной дружбе, а вынужден был бы предоставить им грызться между собой, драться и пожирать друг друга...

В свою очередь тот, кто признает полезность справедливости, тем самым утверждает, что нужно делать и говорить все то, при помощи чего внутренний человек сумеет совладать с тем [составным] человеком и как хозяин возьмет на себя попечение об этой многоголовой твари,b взращивая и облагораживая то, что в ней есть кроткого, и препятствуя развитию ее диких свойств. Он заключит союз со львом и сообща с ним будет заботиться обо всех частях, заставляя их быть дружными между собою и с ним самим. Вот как бы он их растил».

Платон, «Государство»

Фм 7. Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.

1-ое посл. Петра 5, 8. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол бродит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

Фп 40. Существуют животные, которые подчиняются человеку, как, например, теленок, осел и другие подобного рода. Существуют иные, которые не подчиняются и живут одни в пустыне. Человек пашет в поле с помощью животных, которые подчиняются. И благодаря этому он питается с животными и с теми, которые подчиняются, и с теми, которые не подчиняются. Подобным образом человек совершенный пашет с помощью сил, которые (ему) подчиняются, все вещи приготовляет для их бытия. Ибо благодаря этому все место держится: и' хорошее, и плохое, и правое, и левое. Дух святой заботится обо всем и управляет [всеми] силами, [теми], которые подчиняются, и теми, которые не подчиняются, и единственными. Ибо он [собирает] их, он скрывает их, чтобы [они получили, если он] захочет [силу].

Фп 58. Господство человека не открыто, но скрыто. Поэтому он - господин над животными, которые сильнее его, которые велики в том, что открыто, и в том, что скрыто, и это - он, который дает им пропитание. Но если человек отделяется от них, они убивают друг друга, они кусают друг друга. И они пожирали друг друга, ибо не находили пищи. Но теперь они нашли пищу, ибо человек возделал землю.

Фп 37. То, что есть у Отца, принадлежит Сыну, и Сыну, пока он мал, не доверяют того, что принадлежит ему. Когда он становится человеком, его Отец дает ему все то, что принадлежит ему.

Фп 113. Человек соединяется с человеком, лошадь соединяется с лошадью, осел соединяется с ослом. Роды соединяются с такими же родами. Подобным образом Дух соединяется с Духом, и Логос сочетается с Логосом, [и Свет] сочетается [со Светом. Если ты] станешь человеком, [человек] возлюбит [тебя]. Если ты станешь (Духом), Дух соединится с тобой. Если ты станешь Логосом, Логос соединится с тобой. Если [ты] станешь Светом, Свет будет сочетаться с тобой. Если ты станешь теми, которые принадлежат вышине, те, которые принадлежат вышине, будут покоиться на тебе. Если ты станешь лошадью, или ослом, или теленком, или собакой, или овцой, или любым другим животным, тем, кто внешний и внизу, - ты не сможешь быть любим ни человеком, ни Духом, ни Логосом, ни Светом, ни теми, которые принадлежат вышине, ни теми, которые принадлежат внутреннему. Они не будут покоиться в тебе, и ты не имеешь части в них.

После того, как "человек съест льва", дикие звери уже не могут причинить человеку вред. Для иллюстрации этой части речения Фм 7 ("человек съевший льва") можно привести следующие примеры:

«Когда же наступило время игр и Феклу привели на арену, огромная львица вместо того, чтобы разорвать ее, стала ласкаться к девушке и до последнего дыхания обороняла ее от других зверей».

Деяния Павла

28. «Когда же устроен был бой со зверями, предали ее львице лютой; и царица Трифена провожала ее.

И села Фекла на место возвышенное, львица же прилегла к ногам ее, и весь народ дивился тому...

33. Фекла же, из руки Трифениной взятая, была совлечена одежд своих и препоясана поясом, только прикрывавшим срам ее, и так брошена на ристалище.

И выпустили на нее львов и медведей; и лютая львица, подбежав, к ногам ее прилегла, и толпа жен возопияла громко. И выбежала на нее медведица; но львица кинулась навстречу и растерзала медведицу. Затем лев, приученный терзать людей, что принадлежал Александру, выбежал на нее; и тогда львица, соплетшись со львом тем в борьбе, испустила дух вместе с ним».

Деяния Павла и Феклы

«Лишившись своей защитницы, Фекла, призывая имя Христово, бросилась в устроенный на арене и кишащий тюленями водоем, но, к изумлению зрителей, те тотчас же всплыли замертво. Не причинили Фекле вреда и запущенные в водоем другие, более страшные звери. Не удалось и разорвать ее надвое, привязав к быкам - от раскаленных прутьев, которыми понукали животных, загорелись веревки».

Деяния Павла

«... И возопияли жены громче прежнего, видя, что и львица, защитница Феклина, погибла.

34. После того выпущены были на нее звери многие; она же стояла, простерши руки свои в молитве.
Когда же окончила она молитву свою, обернулась она у увидела водоем, полный воды многой, и сказала:
- Ныне пора мне омыться.
И вверглась она в воду, рекши:
- Во имя Иисуса Христа, крещусь в последний мой день!
Видя это, жены и весь народ стали вопиять с плачем:
- Не ввергайся в воду ту!
Сам игемон прослезился, что такую красоту, и тюлени пожрут.
Она же вверглась в воду, призвав имя Иисуса Христа; и тюлени, ослепленные блистанием огня молнийного, замертво всплыли.
И был вокруг нее как бы облак пламенный, так что ни звери ее не касались, ни нагота ее видима не была.

35. Когда же пустили в водоем иных зверей, лютее прежних, возопияли жены и принялись кидать кто листья, кто нард, кто касию, кто амом, так что благовоний было премного. А все звери, пущенные в водоем, словно дремой были обуяны и Феклы не трогали.
И сказал Александр игемону:
- Есть у меня быки весьма грозные; привяжем звероборицу к ним.
С отвращением ответствовал игемон:
- Делай как желаешь.
И привязали ее за ноги между быков, быкам же принялись подкладывать к мужскому их естеству железа раскаленные, чтобы они сильнее взбесились и умертвили ее. И вот быки прянули, однако жар от желез пережег веревки, и встала Фекла, словно бы и не вязали ее…

37. И призвал игемон Феклу к себе из среды зверей, и вопросил ее:
- Кто ты? И что это совершается над тобою, что ни единый из зверей до тебя не коснулся?
Она же отвечала:
- Я есмь раба Бога Живого: совершающееся же надо мною есть милость Бога о Сыне Его, и Его ради ни единый из зверей не коснулся до меня. Ибо Он один - спасения предел и жизни бессмертной полнота; обуреваемым соделывается в Нем прибежище, скорбящим - облегчение, безнадежным - покров, и, чтобы сказать все в едином слове, если не уверуешь в Него, жить не будешь, но умрешь вовеки».

Деяния Павла и Феклы

1.0x