Авторский блог Анатолий  Волков 00:00 5 марта 2015

"Грибница" шоу-бизнеса

За пределами "пост-советского пространства" наши "шоу-звёзды" практически неконкурентоспособны — немногие и недолгие исключения типа "Тату" только подтверждают общее правило. Потому что эта "грибница" приспособлена паразитировать только на этом обществе. Поэтому "выход" за пределы России, если не считать кое-чью недвижимость-яхты-счета "за бугром", у отечественного шоу-бизнеса практически нулевой. Хотя, казалось бы, твори — не хочу. С "медовых опят" сегодня сняты не только чрезмерные "совковые", а вообще все формальные ограничения — полное царство свободы, мечта любого либерала в действии. Никаких "литовок" и цензуры, никаких налоговых и имущественных деклараций, все гонорары практически на 100 процентов чёрные, весь набор прислуги, от райдеров и визажистов до журналистов и сиделок с собачками-кошками, а главное — никаких законов, регулирующих эту территорию…

Вечером 27 февраля волею судеб я оказался у спорткомплекса "Олимпийский", где под брендом "Агаты Кристи" давали свой второй "ностальгический концерт" братья Глеб и Вадим Самойловы. И не просто давали концерт — их поклонникам, купившим билеты, в специально поставленных палатках выдавались памятные браслеты. В подарок. Такая "благотворительность" лично мне показалась немного странной, а сами браслеты — чем-то напоминающими личные жетоны военнослужащих.

"Предчувствия его не обманули" — на концерте музыканты передали привет, по одним сведениям, Володину, по другим — Володину и Путину, после чего спели песню "Когда придут забирать на небо…". Немного представляя себе, в силу профессиональной деятельности, "кто куда ходит", могу сказать, что наверху нашей "властной вертикали", похоже, разгорается война не на жизнь, а на смерть. Произошедшее в тот же вечер убийство — буквально у стен Кремля — Бориса Немцова полностью соответствует такому предположению. Поскольку роль в этой войне "звёзд" шоу-бизнеса сродни роли спецназа, полагаю, некоторые соображения на эту тему будут интересны читателям "Завтра".

Когда Андрей Макаревич отправляется с концертами в зону "антитеррористической операции", а по сути — гражданской войны, которую укронацисты объявили жителям Донбасса, не принявшим государственный переворот в Киеве, когда рэпер Noize MC оборачивает себя на сцене желто-голубым флагом, когда в той же "украинской" гамме летом 2014 года, когда на Донбассе уже взрывались снаряды и лилась кровь, публично щеголяют Алла Пугачёва, Тимур Родригес, Сергей Зверев и многие другие медиа-персонажи, когда Земфира начинает петь с эстрады своим поклонникам песни "Океана Эльзы", а разного рода Ксении Собчак, Дмитрии Быковы всем этим восхищаются, — с чем мы имеем дело? С проявлениями свободы творчества и свободы личности или с неким феноменом совершенно иной природы?

Знаете, какое самое большое живое существо на Земле? Нет, это не 50-метровый голубой кит и не 60-метровый ископаемый динозавр амфицелия. Всё они, оказывается, — сущие козявки по сравнению с грибом Armillariaostoyae (медовый опёнок), растущим в национальном парке Malheur (штат Орегон, США). Грибница этого организма занимает площадь почти в 90 гектаров, её возраст оценивается в две с половиной тысячи лет, а вес — в несколько сотен тонн. Генетические исследования множества медовых опят — небольших грибочков, собранных на данном участке, подтвердили их абсолютную идентичность, то есть принадлежность к одному и тому же организму.

Наблюдая весьма предсказуемую и едино­образную реакцию многих наших "звёзд эстрады" на знаковые события в политической и социальной жизни России и мире, поневоле задумаешься: а не являются ли все они "медовыми опятами", то есть "плодовыми телами" одной и той же "грибницы", известной под названием "шоу-бизнес"? Или, вернее, скрывающейся под этим названием?

17 мая 1991 года, уже в самом конце перестройки, Сергей Курёхин и Сергей Шолохов выдали в телеэфире "Пятого колеса" сразу ставший знаменитым "прогон" на тему "Ленин-гриб", в котором "неопровержимо доказывалось", что руководитель Великой октябрьской социалистической революции и создатель Союза Советских Социалистических Республик не только питался галлюциногенными грибами, но и, вследствие такой диеты, сам превратился в гриб (а потому, надо понимать, и остаётся "вечно живым" в специально устроенном для этого мавзолее). Курёхин знал об отечественном шоу-бизнесе если не всё, то почти всё, а уж чувствовал его досконально, едва ли не в формах предчувствия. И, полагаю, спроецировал эти свои ощущения в сферу идеологии и политики, поскольку именно это было тогда "можно и нужно"…

И не стоит думать, что советская "шоу-грибница" была полностью изолирована от "шоу-грибницы" глобальной — наоборот, связи в сфере "культуры, искусства и спорта" развивались и крепли независимо от формальной политической конъюнктуры. Гастроли, кинофестивали, олимпиады, чемпионаты мира и Европы, хоккейные "суперсерии" с канадскими "профи", "оскары" и "нобелевки" — все флаги были в гости к нам.

Слава, толпы поклонников, богатство, свобода, привилегии — "медовые опята" шоу-бизнеса, которого тогда в СССР, как и секса, на поверхности вроде бы не существовало, тем временем глубинно формировали новый социальный идеал, становились его носителями и распространителями.

В известной шутке "застойных времен": "Кто такой Леонид Ильич Брежнев? Второстепенный бюрократ эпохи Аллы Пугачёвой…" — была лишь доля шутки. По влиянию на умы людей, особенно — на умы молодежи, выступления генерального секретаря ЦК КПСС выступлениям "примадонны" советской эстрады явно уступали, и чем дальше — тем катастрофичнее. Всё, что таким образом отчуждалось от "красного проекта", присваивалось — можно даже сказать "переваривалось" — через посредство "грибницы" шоу-бизнеса альтернативным "проектом", который можно назвать "радужным". Поскольку его главной ценностью была свобода потреблять, а символом — разумеется, американский доллар, графически изображающий ветхозаветного змея на дереве…

Художественный талант? Способности? Да, их наличие было необходимым, но далеко не обязательным условием для успеха на этом поприще. "Плодовыми телами" по мере прорастания "грибницы" во все сферы общества становились только те, кто отвечал всем её требованиям. Даже мало того — был готов отвечать любым. Ведь идеальный актер всегда должен быть готов ко всему, к любому сценарию, к любым правилам игры, к любому их изменению: хоть публичный половой акт, хоть поедание экскрементов, хоть убийство, — не правда ли? Но при необходимости уметь так же достоверно изображать и героизм, и любовь, и милосердие, и прочие человеческие добродетели — через запятую. В результате — не остается ничего истинного, образуется "вселенская смазь", та самая "мутная вода", в которой и добывается нужный организаторам процесса улов…

Ну, и, конечно же, — связи, связи, связи. Связи разные важны, связи разные нужны: родственные, любовные, деловые. Кстати, близкий друг той же Земфиры и лидер "Океана Эльзы" Святослав Вакарчук — сын бывшего министра образования и науки Украины, а до того — ректора Львовского университета Ивана Вакарчука. И примеров такого рода можно привести не один и не два — десятки, сотни. Так что откуда и куда тянутся нити "грибницы" шоу-бизнеса — дело во многом подземное, тайное. Но это и наука, и образование, и масс-медиа, и политика, и спецслужбы, и что угодно еще…

Многие "звёзды" со стажем часто и охотно говорят о своих страданиях при советской власти: мол, того им не разрешали, туда не пускали, этого не давали… Причём очевидно, что уровень запросов страждущих был и остаётся запредельно высоким, но "ведь они этого достойны"? И ведь за рубежом равные им по статусу исполнители получают во много раз, даже на порядки, больше, не так ли? А здесь что?..

А здесь вот что. Увы, но за пределами "пост-советского пространства" наши "шоу-звёзды" практически неконкурентоспособны — немногие и недолгие исключения типа "Тату" только подтверждают общее правило. Потому что эта "грибница" приспособлена паразитировать только на этом обществе. Поэтому "выход" за пределы России, если не считать кое-чью недвижимость-яхты-счета "за бугром", у отечественного шоу-бизнеса практически нулевой.

Хотя, казалось бы, твори — не хочу. С "медовых опят" сегодня сняты не только чрезмерные "совковые", а вообще все формальные ограничения — полное царство свободы, мечта любого либерала в действии. Никаких "литовок" и цензуры, никаких налоговых и имущественных деклараций, все гонорары практически на 100 процентов чёрные, весь набор прислуги, от райдеров и визажистов до журналистов и сиделок с собачками-кошками, а главное — никаких законов, регулирующих эту территорию…

Да, законов там нет. Или они не действуют. Зато их заменяет жесточайшая система понятий и авторитетов, если разобраться, намного превосходящая аналоги криминального мира. И, чтобы "вписаться" в неё, человеку нужно пожертвовать очень и очень многим (кстати, отсюда во многом — и наркотики, и алкоголь, и прочие девиации, то есть отклонения от социальной нормы). Или уже заранее быть таким, "рукопожатным" для этой системы.

Казалось бы, всё это — личные проблемы того или иного претендента на статус "звезды", то есть "медового опёнка". Однако нельзя отрицать, что в данной проблеме присутствует и государственное, и общественное измерения. Потому что любой "порто-франко", выдаваемый за "царство свободы", неминуемо используется для контрабанды и прочего криминала.

Я имею в виду даже не "форс-мажорные" инциденты наподобие теракта в "Норд-Осте". Тогда, напомню, "воины джихада" использовали в качестве одной из своих баз помещения, принадлежавшие тогдашнему "гражданскому мужу" Кристины Орбакайте и, соответственно, "гражданскому зятю" Аллы Пугачёвой, чеченскому бизнесмену Руслану Байсарову — разумеется, без всякого ведома последнего, но "вывеску" террористы выбрали с полным знанием дела: кто ж из "силовиков" сунется на территорию "царства свободы"?

Я имею в виду вопрос о том, насколько "свободным" от общества и государства, в котором он существует, может быть этот "творческий оффшор"? В любом государстве Запада: хоть в США, хоть в Германии, хоть во Франции, хоть где угодно еще, — всё, связанное с публичными выступлениями, тем более коммерческого характера, достаточно жестко нормировано разного рода и уровня правовыми актами. Будь ты хоть трижды "звездой", но если ты на людях вышел за предписанные рамки — будешь отвечать за нарушение не только ты, но и та продюсерская компания или те физические лица, которые организовали твоё выступление. И это, знаете, дисциплинирует. Очень дисциплинирует.

Конечно, возразят оппоненты, нам до Запада далеко. И очень далеко. У нас всё — отсталое и неправовое. Но традиционные отношения Запада и России, на мой взгляд, полностью описываются давним стихотворением Маяковского.

"Лошадь сказала, взглянув на верблюда:

"Какая гигантская лошадь-ублюдок!"

Верблюд же вскричал: "Да лошадь разве ты?

Ты просто-напросто верблюд недоразвитый!"

И знал лишь бог седобородый,

что это — животные разной породы".

Наверное, с научной точки зрения правильнее было бы сказать не "разной породы", а "разного рода", но ведь из стиха, как из песни — слова не выкинешь.

Так вот, если Россия такая отсталая и неправовая, и это плохо до нетерпимости и отвращения к собственной стране, — то, может быть, воздыхателям о "правовом государстве" из числа отечественных "шоу-звезд" нужно пойти навстречу и предложить им "начать с себя"? То есть законодательно урегулировать данную сферу деятельности и превратить нынешнюю смертельно ядовитую "грибницу" шоу-бизнеса в нечто, более культивируемое, безопасное для государства и общества, а также менее зависимое от влияния извне, в том числе — влияния финансового?

Разумеется, я понимаю: пока вавилонская башня из "баксов" продолжает стоять, никакие штрафы здесь не заставят отказаться от премий, грантов, контрактов и прочей "зелени" оттуда. Сколько рублём ни бей, доллар всё равно больше. Но хоть какая-то ответственность всё лучше, чем никакой. А то телевидение подтянули в правовое поле, "неправительственные" и "некоммерческие" организации — подтянули, а на эстрады по городам и весям продолжают выходить "медовые опята", "самовыражаться" в стиле Pussy Riot, а потом концов не найти — правовой вакуум?

Конечно, общественное сознание России травмировано данной ситуацией. Добровольческие группы даже составили "черные списки", в которых фигурирует уже не один десяток фамилий "промайданных" шоу-звёзд, звёздочек и прочей грибной пыли. Но ведь составление и публикация таких списков, во-первых, усиливает конфликтный потенциал внутри российского общества, а во-вторых — направлено только на "плодовые тела", а "грибницы" шоу-бизнеса не касается вообще.

"Товарищи ученые, доценты с кандидатами", "товарищи политики, министры с депутатами", по-вашему, это правильно и хорошо? Или неправильно и нехорошо, но мелко и не заслуживает внимания? Или вы боитесь, что все эти "медовые опята" вместе с их грибницей, словно птицы, снимутся со здешних березняков и улетят в эмиграцию, откуда будут вещать, хохмить, петь и плясать против России? И останемся мы во тьме кромешной, без единой "звезды"?

Да вряд ли! Это здесь они — "звёзды", а "там"… Кому они "там" нужны? Да еще в таком количестве? Для чего? Ведь Россия сегодня — вовсе не мировая сверхдержава, на роль которой претендовал Советский Союз. Но и не полностью колония Запада, пораженная "грибницей". Украинский кризис за последний год продемонстрировал это ярко и наглядно. Достаточно посмотреть на другой "чёрный список": тех российских артистов, которым "закрыли" дорогу в "нэзалэжную" и на Запад из-за их гражданской позиции по Крыму и Донбассу. Там значатся и Иосиф Кобзон, и Валерия, и многие другие известные фигуры. Но "медовых опят" на поверхности уже намного больше. И будет всё больше и больше, если ничего не предпринимать.

В заключение — еще один факт. Тоже — из жизни грибов. Существуют грибы, которые не просто паразитируют на организме-хозяине, но и управляют его поведением. Так, пораженные грибом кордицепс муравьи-древоточцы покидают колонию, забираются на листья растений на высоте 25-30 см и закрепляются там, впиваясь челюстями в центральную жилку листа — тем самым обеспечивается наилучшее положение для вызревания плодового тела и распространения спор кордицепса. Есть еще и китайский (тибетский) кордицепс, который поражает уже не муравьев, а гусениц, превращая их в "ярцагумбу" — высокоценимый местной медициной препарат, который считается чуть ли не панацеей от всех болезней и эликсиром молодости одновременно.

Так вот, очень не хочется, чтобы "медовые опята", "кордицепсы" и прочие плодовые тела "грибницы" шоу-бизнеса, в конце концов, превратили нашу страну в "ярцагумбу" для продления молодости и излечения болячек у американской статуи Свободы, скажем так.

На фото: Алла Пугачёва в платье цветов украинского флага и с Максимом Галкиным в Юрма- ле. Июль 2014 года. На Донбассе уже рвутся бомбы и гибнут люди

1.0x