Авторский блог Александр Елисеев 10:55 6 августа 2014

Две души Германии

немецко-американские "войны"

Отношения между двумя крупнейшими западными странами противоречивы. То вспыхнет очередной скандал вокруг американского шпионажа, а то появятся публикации типа той, которая на днях появилась в британской The Telegraph. Издание утверждает, что Германия сегодня занимает место Великобритании в американской иерархии союзников. И произошло это, по его данным The Telegraph, после того, как канцлер Ангела Меркель стала горячим поборником санкций против России. После этого поворота такими же поборниками стали Италия и Франция, ранее испытывавшие серьезные колебания.

А ведь еще недавно СМИ вовсю обсуждали некий «тайный сговор» между Меркель и Владимиром Путиным. Его результатом якобы стал некий «секретный договор», по которому Москва должна прекратить поддержку ополченцев Донбасса в обмен на признание Западом «аннексии» Крыма. Кроме того, РФ взяла бы обязательство пересмотреть цены на газ и заплатить 1 млрд. долларов компенсации Украине. Впрочем, и Украина также должна была бы выполнить свои обязательства – отказаться от членства в НАТО и предоставить широкую автономию Донбассу.

Понятно, что руководство Германии решительно отвергло все слухи о «тайном сговоре». Но кому-то же понадобилось их распространение, и этот кто-то вбрасывал «дезу», действуя по принципу «дыма без огня не бывает». «Особая позиция» Германии по восточному вопросу известна, хоть и не проявлена полностью. В США на неё указывают и оправдывают ей свои неблаговидные действия в отношении «союзника» - такие, как прослушка лидеров страны и активная шпионская деятельность. К примеру, политический обозреватель The Daily Beast Джеймс Керчик написал, как приговорил - следить за немцами необходимо именно в связи с особой близостью Берлина и Москвы.

Кстати, по поводу НАТО. Совсем недавно германская Deutsche Welle сообщила о том, что Берлин решительно выступает против расширения Альянса на восток - таков ответ кабинета министров на запрос партии «зелёных». Власти страны продолжают исходить из того, что «долгосрочное размещение значительного количества войск» в странах Восточной Европы необязательно. При этом, отказ от размещения войск Альянса в Восточной Европе «согласуется с Основополагающим актом Россия-НАТО». В качестве альтернативы расширению предлагается создать такие условия, которые позволят оперативно перебрасывать войска НАТО в случае необходимости. Обращает особое внимание следующая цитата: «Правительство и далее ставит своей целью партнерское сотрудничество с Россией».

Ранее приводилась информация, согласно которой страны-члены НАТО могут рассмотреть возможность постоянного размещения воинских контингентов в Восточной Европе. И связывалось это с обострением ситуации на Украине. Пока же войска НАТО присутствуют на востоке Европе в условиях краткосрочной ротации. Это еще одно проявление серьезных противоречий между США и Германией.

Да, Германия присоединяется к санкциям, но вынужденно. И если Германия и впрямь стала «наяривать» в этом, то из следующих соображений - если какие-то подвижки неизбежны, то их нужно попытаться возглавить и направить в нужную сторону.

Действительно, санкции могут нанести серьезный удар по германскому бизнесу. Уже сейчас Федеральное объединение торгово-промышленных палат Германии (DIHK) сообщило о существенном снижении объемов немецкого экспорта в Россию. А всего, по его данным, экспортные поставки в РФ в этом году могут сократиться на 17 % (6 млрд. евро). Немецкие компании в российских столицах (Москве и Санкт-Петербурге) серьезно обеспокоены. Они ожидают, что российские фирмы просто-напросто прекратят работу с клиентами. Глава DIHK Фолькер Трайер констатировал – российско-германские экономические отношения «в данный момент серьезно затруднены». И в первую очередь это касается такой важнейшей сферы, как машиностроение. Данное «затруднение» может стоить Германии 25 тысяч рабочих мест, и это только начало. К тому же, немцы серьезно опасаются, что смогут проиграть конкурентную борьбу за российский рынок азиатским странам - Японии, Южной Корее и Китаю.

Впрочем, ущерб от санкций (нынешний, а особенно грядущий) отлично осознают во всем Евросоюзе, товарооборот которого с РФ в прошлом году составил 288 миллиардов долларов. Предприниматели уже недвусмысленно выразили своё отношение к санкциям. Ассоциация европейского бизнеса, представляющая 600 компаний, заявила: «АЕБ считает, что бизнес способствует росту экономики и создает рабочие места, а также является мостом между странами ЕС, Россией и Украиной. Учитывая объем торговли между Россией и ЕС, Россией и Украиной, АЕБ считает, что новые санкции повредят не только российской экономике, но и затронут экономический рост ЕС и Украины».

В Европе ожидают, что скоро появятся списки оборудования, запрещённого к продаже. Пока еще остаются в силу прежние договора о поставках оружия и военной техники, но вот заключать новые уже будет нельзя. (При этом, некоторые страны открыто обозначают свою особую позицию. Так Финляндия заявила, что Россия, занимающая третье место в списке партнёров, по-прежнему останется «добрым соседом».)

К очень серьезным убыткам приготовились в Австрии. Разрыв контрактов может стоить ей обрушения экспорта аж на 20 %. Санкции чреваты и существенным ударом для туристического бизнеса. К слову, это касается и других европейских стран, многие из которых гораздо популярнее среди российских туристов, чем Австрия.

Ожидание серьезного экономического ущерба от политических санкций совпадает с сильным раздражением по поводу заокеанского «старшего брата». Центр Pew провёл опрос, согласно которому с 2009 года уровень одобрения США опустился на 13 пунктов. В настоящий момент всего лишь 51% немцев воспринимают Америку положительно. А 90% считают неприемлемой слежку за лидерами стран. И этот показатель значительно выше показателя, который дали соответствующие опросы в других странах (в том числе, и в России). Наглядно новейшая американофобия проявилась на недавно прошедшем Чемпионате мира по футболу. Тогда немецкие болельщики скандировали «NSA, NSA!» (National Security Agency, то есть Агентство национальной безопасности США).

Маслица в огонь подлило сообщение о том, что ЦРУ завербовало немецкого разведчика. Это снова взбудоражило всю Германию. Как выяснилось, он передавал американцам разведданные в течение двух лет и получил за это 35 тысяч долларов. Серьезно подозревают, что в министерстве обороны Германии может работать ещё один американский шпион. Ответ немцев был достаточно жёстким – они выслали из страны главу бюро ЦРУ в Берлине. Предприняты серьезные меры предосторожности. При этом, на руководство страны резко наехала оппозиция. Так Партия «Союз-90» («зеленые») заявила о намерении подать иск против немецкого правительства. Это будет сделано, если власти продолжат упорствовать в отказе заслушать бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности Эдварда Сноудена. «Зеленые» требуют его выступления в качестве свидетеля в комитете бундестага. Что ж, думается, Сноудену будет, о чём рассказать германским парламентариям, да и всей Германии.

Конечно, США попытались нормализовать отношения. Так, глава администрации Белого дома Дэвид Макдоноу провел встречу с главой администрации Меркель и главой немецкой разведки. В течение четырех часов они обсуждали новые правила сбора разведданных и обмена информацией. Но правила-то можно устанавливать какие угодно, а вот будут ли они соблюдаться, это большой вопрос.

Ещё больший вопрос - попытается ли Германия всерьез, если не избавиться от американского влияния, то хотя бы ослабить его? Хотя бы в области шпионажа, который наносит страшный удар не только по национальной безопасности, но и по национальной гордости? «С попытками освободить немецкие спецслужбы от американской агентуры дело ещё сложнее, - отмечает Андрей Сидорчик в статье с характерным названием «Европейские индейцы. Зачем американская разведка шпионит за Германией?». - Разведка BND создавалась в начале 1950-х годов бывшим нацистским генералом Рейнхардом Геленом под контролем спецслужб США. Попытки выйти из-под американского влияния в ВND начались лишь в последнем десятилетии XX века и, как показали последние события, особым успехом не увенчались. Насколько эффективной в такой ситуации окажется борьба немецких разведчиков с американскими агентами, неясно. Вполне возможно, что она ограничится лишь громкими заявлениями. Судя по всему, в Германии постепенно вырисовывается кризис в отношениях власти и общества: граждане, не готовые мириться с бесцеремонностью США, требуют серьёзной корректировки отношений двух стран, а немецкие политики на данном этапе к радикальным шагам не готовы. Впрочем, если США и дальше будут видеть в ФРГ не независимую страну, а племя индейцев, загнанное в резервацию, нынешние немецко-американские противоречия могут оказаться только цветочками». («АиФ»)

Всё дело в том, что положение Германии весьма двойственно. С одной стороны – это мощнейшая европейская держава, чье экономическое положение весьма устойчиво даже и в нынешние, весьма непростые, мягко говоря, времена. Можно даже сказать, что Германия пытается трансформировать ЕС в нечто вроде нового Рейха - http://zavtra.ru/content/view/evropa-protiv-germanii). С другой же стороны, Запад относится к Германию как к должнику, памятуя о её нацистском прошлом. Вот что пишет доктор исторических наук Валентин Фалин, бывший заведующим Международным отделом ЦК КПСС (в самом конце существования Советского Союза): «Немцы по сию пору серьёзно опутаны обязательствами перед Соединёнными Штатами и Европой; то есть практически продолжают платить репарации. 40% бюджета современной Европы состоит из немецкого в него вклада. Если сравнить те репарации, которые немцы должны были заплатить по версальским договорам, они в пересчёте на сегодняшний курс окажутся в два-три раза меньше, чем те средства, которые Германия уже реально вложила в финансирование натовских структур. Шрёдер пытался привести эти выплаты Германии в соответствие с выплатами Франции и других стран НАТО, которые вносят свои доли в определённом проценте от своего внутреннего валового продукта. Но ему сказали: «Нет. Оставляем всё по-старому!» Особенно активны в соблюдении этого статус-кво были англичане, которые считают необходимым и дальше доить немецкую корову. А ведь даже воинский контингент Германии после её объединения меньше французского». («Вторая мировая началась не в 39-м» // Фонтанка. Ру)

Германия, вообще, «не совсем своя» для Европы. Во многом даже и «совсем чужая». Когда было нужно, мировая плутократия использовала её в качестве тарана, призванного раскачать международную ситуацию. И она же рассматривала её как потенциальную угрозу столетиями выстраиваемому «мировому порядку». Германия всегда являлась неким генератором революционных учений и течений, изначально направленных против устоявшегося в Европе порядка. Протестантская реформация против католического Рима, марксизм против капитализма, национал-социализм против партийно-парламентской демократии, ницшеанство против мещанско-бюргерской морали – всё это очень показательно. Конечно, это самое «всё» потом было использовано Западом, да и не только им. Но факт есть факт - Германия постоянно рождала бунтарские «прецеденты». Нет, «бунтарство» имело место быть и в других европейских странах. Однако, в Германии оно просто зашкаливало.

Во время второй мировой войны западные демократии вынашивали в отношении «чуждой» Германии весьма зловещие планы – её планировались разделить на несколько образований. А министр финансов США Генри Моргентау предложил превратить Германию в малонаселенную и аграрную страну, полностью лишенную хоть какой-то промышленности. Страна должна была подвергнуться полнейшей децентрализации. Предусматривалось уничтожение большой части немцев, остальные же подлежали стерилизации.

Помешал этим «гуманистическим» планам демократов «кровожадный» Сталин. Он, в принципе, стоял за единую и нейтральную Германию, но западные демократии с этим были не согласны. Более того, они вынуждены были пойти на создание сильной Западной Германии – как орудие геополитического давления на СССР. Однако, хотя необходимость противостояния с Союзом и потребовала бросить ресурсы на подъём экономики ФРГ, о её всё равно держали на поводке. Например, отказывали в собственном Генштабе. Сейчас же Германия тянет на себе ЕС, то есть её сделали этакой, как правильно заметил Фалин, дойной коровой, заставив решать множество общеевропейских проблем.

Чуждость Германии, во многом, обусловлена исторически. Будучи западной страной, она имеет мощный восточный, славянско-скифский компонент. «Само понятие «Германии» как самостоятельной этнокультурной области стало использоваться в античной литературе только в римские времена, а в середине I тыс. до н. э. считалось, что Скифия простирается «от Ирана до Кельтики», причем граница проходит где-то в Южной Прибалтике (по Гекатею Милетскому), - отмечают Н. Васильева и Ю. Петухов. - Если учесть, что античная «Кельтика» начиналась в бассейне Рейна и простиралась до побережья Атлантики, очевидно, что западные границы скифского влияния проходили примерно по Эльбе и включали территорию современной Восточной Германии (клады скифских вещей обнаружены именно здесь)». («Евразийская империя скифов»)

Эльба – это мощный рубеж и ориентир. До той Эльбы доходила Скифия (основу которой составляли праславяне-сколоты), позже до неё (тогдашне название - Лаба) доходила Славия, на западе которой обитали поморско-полабские славяне (бодричи, лютичи и др.), уничтоженные и ассимилированные германством. Мистика истории - в 1945 году именно здесь встретились русско-советская и западная цивилизация, в лице её англосаксонского авангарда (гитлеровская Германия таковым авангардом стать не смогла). Тогда Восточная Германия вошла в орбиту влияния СССР-России, прямой наследницы скифов. Как видим, на протяжении более чем двух тысячелетий повторяется одна и та же закономерность. Объяснить это одним «рациональным» невозможно. Германство всегда пыталось вместить в себя разные этнополитические образования славян, исходя из сугубо западного экспансионизма. Когда-то это удавалось, когда-то нет. А когда-то славяне и германцы сосуществовали в рамках одного этнополитического образования. Таким образованием была, например, Лужицкая культура, существовавшая еще до нашей эры. Готы, которых многие категорически относят к германцам, изначально являлись славяно-фракийским этнополитическим образованием (геты – это именно фракийцы) и там лишь со временем стал доминировать германский элемент. Славяне этих позднейших готов разгромили, а сам элемент поглотили. Зато немцем удалось поглотить поморско-полабских славян, проживавших до Эльбы (Лабы), где как уже было отмечено и встретились две цивилизации - романо-германская и русско-славянская.

Ну, поглотить-то они поглотили, но сами при этом прониклись мощным славянским влиянием. Посмотреть это даже можно по фамилиям - Лосов, Белов и т. д. И не случайно возникновение, что социалистическое немецкое государство возникло именно на востоке Германии, на землях ассимилированных славян, хотя само влияние идёт еще со скифских, лужицких времен.

В Германии борются как бы две души – западная и восточная. Первая склоняется к США, к евро-атлантизму, к «новому мировому порядку». Вторая – к союзу двух великих континентальных стран, которым еще только предстоит найти свою, национальную альтернативу безродному капитализму.

1.0x