7 июля 2015

БОЛЕЛЬЩИК

Россиян не интересует футбол
Фото: ссылка
БОЛЕЛЬЩИК - страстный любитель спортивных зрелищ, поклонник какой-либо спортивной команды, остро переживающий её успехи и неудачи; тот, кто проявляет участие, заинтересованность в каком-либо деле, заботится, беспокоится о нём.
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди россиян на тему отношения к футболу. Если в июне 2014 года за матчами и турнирами следили 48% россиян, то при последнем опросе 73% сказали, что футбол им в принципе безразличен. Этот показатель является антирекордом подобных опросов. Футбольными болельщиками со стажем сегодня себя называют только 8% опрошенных, а 19% интересуется матчами от случая к случаю.

Две трети болельщиков (62%) посетовали, что в последние несколько сезонов российский футбол стал менее зрелищным. 

Отставку Фабио Капелло с поста главного тренера национальной команды готов поддержать каждый второй — 53%, и лишь 19% сохранили бы итальянца у руля сборной. 22% заявили, что эта тема их так же не волнует.

Экспертные оценки

Безусловно, после «Чемпионата мира 2018» интерес к футболу в России подхлестнётся и этим надо пользоваться. Необходимо просто включать голову, в том числе руководству РФС. Проблема стоит фундаментальная, в первую очередь даже не с футболом сборных, но с клубным футболом. К социологическим опросам в этой области стоит относиться достаточно критично по предельно простой причине: футбольное боление находится в этакой зоне тишины. Футбол считается достаточно плебейским видом спорта, не все готовы признаться в своём интересе. Плюс - часть молодёжи сознательно не афиширует свою любовь к футболу.

Но тренд опросы показали достаточно верно. Интерес к футболу действительно падает, и падает здорово. И причина здесь фундаментальна. Футбол – это не театр, это спортивное соревнование. Люди ходят на стадионы, включают телевизоры не для того, чтобы насладиться красивым зрелищем. Для удовольствия вместо матча «Уфа» – тульский «Арсенал», хотя последний играл более-менее в красивый футбол, можно посмотреть матч «Реал» - «Барселона», сейчас есть доступ к любым элитным чемпионатам. Люди ходят на футбол, чтобы болеть. И болеть - за своих, что и было раньше. Чисто психологически - нормальному московскому, питерскому, уральскому парню тяжело ассоциировать себя с командой, где бегают, условно говоря, одиннадцать афроамериканцев. Болеют только за своих, за парня с твоего двора, из твоей школы, института. В этом квинтэссенция любого спортивного состязания.

Фундаментальный интерес в стране, которая дала миру Яшина, Черенкова, Гаврилова, Шестернёва, Воронина не может пропасть. Мы любим футбол. У меня во дворе дети регулярно играют в «коробке» Футбол не пропал - он затихарился, что ли. Действительно за счёт того, что в футбол перестали играть парни со своей улицы, а начали играть большие деньги, уходит сопереживание, а более качественный в смысле шоу продукт дают зарубежные чемпионаты. Германия – блестящий пример. Несмотря на то, что один суперклуб «Бавария», немецкие стадионы переполнены. Именно потому, что там болеют за своих, именно потому, что там идёт яростная борьба в каждом матче. У нас же с какого-то момента футболисты перестали играть для зрителя, а стали играть для работодателя, для владельца клуба, кем бы он ни был - бизнесмен, «Газпром» или регион. И болельщик не мог этого не почувствовать.

В качественном футболе все заинтересованы. Просто наш капитализм во многом ментально остался в 90-х годах. Помните, в мультфильме царь купца спрашивает: «Летучий корабль построишь?», а тот отвечает: «Куплю!». Увы, многие владельцы наших клубов мыслят именно такими категориями. Как однажды выразился один из бывших хозяев «Спартака» Андрей Червиченко - никто ему так не мешает, как болельщики. Вот и получается, что владельцы клубов играют в свои игры, меряются кошельками, через футбол решают вопросы во властных коридорах. Они забыли самое главное: главный человек в футболе – не владелец клуба, даже не футболист и не тренер. Главный человек в футболе – это болельщик. Даже с точки зрения бизнеса – это потребитель конечной продукции, он всегда важнее производителя, потому что вопрос стоит - купит или не купит. Поэтому с ним надо работать.

Почему важен футбол? Футбол – штука социальная. Наши чиновники, функционеры зачастую не очень хорошо это понимают. Они относятся как к возможности выслужиться, к шансу распила. А государственная задача несколько другая. Чем больше мы построим полей, чем больше мы построим стадионов, чем больше мальчишек возьмут футбольный мяч, тем меньше мальчишек будет в подворотне с косяком. Футбол –сильная канализация, в том числе и «дурной энергетики». У англичан даже есть поговорка - «пока есть футбол, у нас не будет революции». Так глобально я бы не стал говорить. Но государство должно поддерживать спорт не ради спортивных достижений. Они, безусловно, важны, как ориентиры. Но главное – это социальный фактор.

Причин падения интереса к футболу достаточно много. Это не только отчуждение от процесса, в котором зарплаты игроков не соответствуют доходам населения, и тем более, посещаемости матчей. Это ещё и продолжающаяся реакция прощания с девяностыми, когда «совковые» болельщицкие традиции – были объявлены «немодными» («посмотрите, в Европах-то по-другому болеют»). Это и переход чемпионата на систему «зима-лето» (обоснование то же, «чтобы лучше играть в еврокубках», ну да). Это и появление компьютерных игр, которые от посещения стадионов – людей тоже отвлекают. Ну и, конечно, взращенная в эпоху путинской стабильности генерация антипроизводственных хипстеров, которых на стадион не заманишь, даже если там будут подавать смуззи и фалафель.

И, казалось бы, «умерла так умерла», но всё немного сложнее. Интерес к музыке, например, тоже не возрос. Из «новых звёзд» эстрады РФ – последним писком индустрии была, прости Господи, «Нюша», а она появилась уже ого-го сколько лет назад. В «мировом масштабе», после Кончиты Вурст с тухлого «Евровидения» - тоже вспомнить некого. Результат – на лице. Позабытый, как Чебурашка, Макаревич – начинает лобызаться с Правым Сектором, эстетически-никчёмный Михалок едет за украинским гражданством, и певица песни про певицу Валерию, гражданка Рамазанова – тоже отчебучить что-нибудь этакое – не прочь. «Чтобы вспомнили». Аналоги в кино или «актуальном искусстве» - тоже долго искать не надо.

Если деградация интереса к футболу пойдёт в том же направлении - мало никому не покажется. А подвижки уже идут. Самые унылые комментаторы футбольного НТВ – активизируются в соцсетях с политическими реляциями, надо как-то выделиться. Наплевать и забыть про грядущий Чемпионат Мира, идея проведения которого в РФ (в отличие от Олимпиады) – изначально энтузиазма не вызывала. Скоро можно дождаться рассказов о проклятом режиме, который посадил на лавку запасных – очередного талантливого хавбека.

Выходы из ситуации, конечно, есть, но все они (кроме необходимого прощания не только с Толстых, но и всеми его лоббистами) связаны с опережающим изоляционизмом. Речь, конечно, не о лимитах на легионерах, а о способах финансирования футбола, повышения его зрелищности для людей внутри страны, а не для отживших своё креаклов. Сделать футбольные симуляторы онлайн более привлекательными, чем танки – вряд ли получится, но сделать обзор с боковых секторов трибун более зрелищным – почему бы нет? Снижение субъективности судейства техническими средствами, опережая ФИФА – УЕФА – задача тоже, решаемая. Ну и, конечно, всем менеджерам экономических процессов, необходимо постоянно напоминать, что увеличение числа гастарбайтеров – к увеличению посещаемости футбольных матчей – не ведёт.

Убийственные цифры ВЦИОМ об интересе россиян к футболу (точнее, об отсутствии интереса к нему), показывают, какой чудовищной силы удар могут нанести самой преуспевающей спортивной отрасли его руководители. Неуспех национальной сборной на том или ином международном соревновании, не является поводом для тотального отрицания футбола в стране. Пример тому - сборная Англии, которая традиционно проваливается на всех чемпионатах Мира и Европы, однако посещаемость матчей почти всех лиг и колоссальные доходы от продажи телеправ на матчи АПЛ, доказывают обратное.

Мы имеем дело не с падением интереса к футбола в стране, а с падением имиджа футбола, которое стало возможно не только благодаря сборной или провалу того или иного клуба в Европе, а элементарному непрофессиональному руководству российским футболом. Цифры ВЦИОМ - это настоящая профессиональная оценка руководящей роли прежде всего Николая Толстых. Это его памятник и его крест.

Защитники Толстых каждый раз говорили о его кристальной честности и поездках на метро, как будто это как-то вообще влияет на менеджерские качества бывшего президента РФС.

В футбольной истории будут вспоминать системные цифры падения посещаемости, причем не только матчей сборной Капелло, но всех до единой лиг, потоки компромата, грязи, бесконечные данные о задолженностях РФС, которые все общество обсуждало так, будто бы было в доле, а не о человеческих качествах Николая Александровича и знаниях о местах пересадки в метро.

Полное отсутствие позитивной информационной повестки толстыховского РФС, при том, что в российском футболе были, есть и будут классные игроки и мощнейшие по накалу борьбы матчи; не умение реагировать на запросы общества по объяснению многих моментов, когда общество хочет получить оперативный ответ от первого лица, привело к тому, что футбол в России ассоциируется с чем-то мерзким и лузерским.

Полное отсутствие на доступных каналах передач о футболе - это не проблема телевидения. Это проблема руководителя футбола, который не дотащил свою задницу к Эрнсту и Добродееву, и не договорился с ним о создании нового "Футбольного клуба".

Отсутствие аншлагов на матчах сборной, даже тогда, когда она успешно выбиралась на Чемпионат Мира - это не проблема Акинфеева или Глушакова. Это непрофессиональная работа в футбольном пиаре, маркетинге, рекламе и неумение работать с болельщиками, как бы Александр Шпрыгин не льнул ко всем президентам РФС.

Отсутствие серьезных спонсоров и огромные долги - это не вопрос блокады или злокозненного внутреннего врага. Это профессиональное неумение находить деньги, продавать футбольный продукт, общаться на одном языке с серьёзными денежными людьми.

Болельщик, как потребитель пойдет туда, где модно, красиво, удобно, а не туда, где льется один только негатив, а глава отрасли появляется с унылым и мрачным лицом, и общается со СМИ и болельщиками в формате начальника отделения полиции вокзала в Сызрани.

Посмотрите, как изменился имидж российской армии? Вежливые люди, ликвидация пузатых генералов, вменяемый внешний вид солдат и офицеров и ультрасовременные новации в виде Парка Патриотов ведь возникли не сами по себе. Футбол и армия и без пиара производят продукт. Но работа над имиджем этого продукта привела армию к бешеному росту популярности, а отсутствие работы над продуктом "футбол", привело к скатыванию самой дорогой спортивной отрасли к полному коллапсу и приговору ВЦИОМ.

1.0x