Авторский блог Георгий Коларов 15:42 22 июля 2014

Эстафета от Чавеса

Эво Моралес и Альваро Гарсиа Линера положили конец полуколониальному государству и создали новую Боливию, в которой представители коренных народов уже заканчивают военные училища, подключаются к управлению, работают в Верховном Суде. Они подменили традиционную политическую элиту в стране, которую формировали на протяжении столетий потомки испанских потомков и переселенцев. Их слова, что они правят от имени индейского большинства, означают символическое возвращение в средневековую империю инков.

Своими предложениями к России присоединиться к организации G77» (в которой реально уже состоят 133 государства) и к мировому сообществу распустить ООН (конкретно Совет Безопасности) и создать новую систему равноправных международных отношений, в которой государства будут обладать одинаковым правом на защиту своего суверенитета и на эксплуатацию своих природных богатств, боливийский президент Эво Моралес, можно сказать, принял эстафету от покойного Уго Чавеса.

Уже больше 15 месяцев в средах мировой левой и латиноамериканской элиты идет обсуждение вопроса о том, кто будет настоящим наследником опального венесуэльского президента, навсегда завоевавшего себе репутацию борца номер один с североамериканским империализмом, военными диктатурами, которые выполняют его приказы, делая грязную работу по подавлению революционных движений и с международными организациями, содействующими США и НАТО.

Однако остальные четыре конкурента один за другим отступают перед президентом Боливии. Николас Мадуро ни в коем случае не обладает харизмой и интеллектом своего предшественника. Рауль Кастро все больше сосредотачивается на внутренние проблемы Республики Куба, избегая ненужной конфронтации с Вашингтоном по пустяковым вопросам. Даниэль Ортега уже потерял немалую часть своего революционного имиджа, благодаря, не в последнюю очередь, критике и разоблачениям со стороны своих бывших соратников из уже оппозиционного Сандинистского Движения Обновления. Рафаель Корреа до последнего старается удерживать позицию лидера антиглобалистов не только среди латиноамериканских президентов, но и среди экономистов мирового масштаба. Его осенний визит в Москву и Минск только прибавил ему авторитета. Однако его элитарное происхождение и пацифизм (сам признавался, что не умеет стрелять в интервью французской газете «Монд») мешают обездоленным профессиональным революционерам из Латинской Америки и всего Третьего Мира (типа мексиканского команданте Маркоса - настоящее имя Рафаэль Висенте Гильен) признать его своим вожаком.

Поэтому лидерство Эво Моралеса среди латиноамериканских и мировых левых радикалов пока бесспорное. Он успешно направляет свою идеологию – индеанизм в русло антиамериканизма. Еще будучи в оппозиции, в качестве лидера Движения к Социализму, Эво Моралес обвинил посольство США в Ла-Пасе в организации терактов в стране, с целью дестабилизации.

Он по происхождению индеец-аймара. Родился в 1960г. в бедной многодетной семье, в заброшенной деревне в Андах, жил скромно и усердно работал, пополняя свой интеллектуальный потенциал чтением политических и исторических книг. Его попытка занять президентский пост парламентским путем в 2002г. закончилась неудачей. Тогда он возглавил акции гражданского неповиновения, в которых участвовали, прежде всего, так называемые «кокалерос» (крестьяне, занимающиеся выращиванием коки), а также профсоюзы, гражданские ассоциации и индейские организации. Эти акции привели к перекрытиям магистралей и к столкновениям с полицией. Консервативные президент и вице-президент были вынуждены подать в отставку. Были назначены досрочные президентские выборы, которые выиграли Эво Моралес и Альваро Гарсия Линера – левый интеллектуал, которого российский латиноамериканист – политолог Збигнев Ивановский считает «серым кардиналом» правительства.

Их первым делом после победы стала отмена запрета на выращивание коки, которая является основным продуктом потребления для боливийцев. Они установили государственный контроль над месторождениями нефти и газа (нанося, таким образом, удар по западным ТНК), в надежде решить социальные проблемы страны. По запасам газа Боливия занимает второе место в Латинской Америке, однако 60% населения проживает за чертой бедности. Впоследствии, Эво Моралес и Альваро Гарсия Линера объявили о национализации всех природных ресурсов страны, в том числе энергоносителей и редких металлов (золота и серебра). Они вдвое сократили свои зарплаты и зарплаты министров и депутатов Парламента. Эво Моралес публично обещал, что его правление превратится в «ночной кошмар» для США и объявил Джорджа Буша – младшего «единственным террористом на планете». Он часто бывает в Каракасе, Гаване, Манагуа и Кито, демонстрируя сплоченность лидеров пяти стран в противодействии Вашингтону и «новому мировому порядку». Венесуэла, Куба, Никарагуа, Эквадор, Боливия сформировали экономический и военно-политический блок АЛБА, направленный против США. Его приход к власти стимулировал активизацию индейских организаций в Перу и в Эквадоре, предопределяя победы на президентских выборах сначала левого радикала Рафаэля Корреа (уже дважды), а потом националиста-индеаниста Ольянта Умала.

Эво Моралес и Альваро Гарсиа Линера положили конец полуколониальному государству и создали новую Боливию, в которой представители коренных народов уже заканчивают военные училища, подключаются к управлению, работают в Верховном Суде. Они подменили традиционную политическую элиту в стране, которую формировали на протяжении столетий потомки испанских потомков и переселенцев. Их слова, что они правят от имени индейского большинства, означают символическое возвращение в средневековую империю инков.

Имея в виду, что и покойный Уго Чавес не пропускал подчеркнуть свои индейские корни, можно сказать, что Латинская (в основном, Южная) Америка переживает индеанистскую революцию.

В короткой форме идеологию индеанистской революции в Боливии изложил Альваро Гарсиа Линера, специально для русскоязычных читателей в брошюре «Пояснения по поводу демократической и культурной революции в Боливии». Он подчеркивает, что «в колониальный период, а затем после завоевания независимости, боливийский народ не только был вынужден существовать в полном забвении и дискриминации, но и был объектом эксплуатации и насилия».

По его мнению, даже «Революция 1952 года, итогом которой стали большие достижения в признании прав граждан: всеобщее избирательное право, передача земли крестьянам, подъем промышленности»3 требования индейских народов о полноценном включении в жизнь общества были преданы забвению. На основе опыта революционной борьбы, возникло индейско-крестьянское движение, целью которого «стало создание новой власти, способной изменить структуру государства, во имя сосуществования различных групп боливийского народа». В 1995 году оно объединилось в "Политическое Орудие в Борьбе за Суверенитет Народов» и потом трансформировалось в «Движение к Социализму». После победы Эво Моралеса в 2005 году, стало управлять судьбами страны. «Пройдя путь от сопротивления и защиты своих прав к взятию власти, индейское движение осознало необходимость взять в свои руки контроль над государством и начать его преобразование, построив, в конечном счете, свое, новое государство». Сейчас во власти в основном представители большинства – индейцы и метисы. Впервые в Боливии белая элита не обладает властью в всей ее полноте. Новый правящий класс не имеет высоких государственных окладов и поэтому не превращается в бюрократический класс.

После подавления сопротивления в своей стране, Эво Моралес взялся за основного врага мирного сосуществования народов, в условиях расового равенства и социальной справедливости – США. Для изоляции самой сильной империалистической силой от развивающихся стран и народов, надо, прежде всего, расправиться с ее главным инструментом в международных отношениях – ООН и конкретно Советом Безопасности. Эта организация уже изжила себя и превратилась в фикцию.

Стоит отметить, что Эво Моралес и Альваро Гарсия Линера встречают серьезное сопротивление со стороны белого населения испанского происхождения, проживающего компактным образом в самой богатой провинции Санта Крус. Его требования доходят вплоть до сепаратизма – лидеры белых боливийцев считают, что самостоятельно смогут построить новое государство на расово–этнической основе, где не будет места для индейцев. Еще не совсем понятно является ли тяжелая катастрофа, случившаяся 22 июня этого года и повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы, диверсией со стороны белых боевиков, направленной против социальной стабильности?

На встрече БРИКС в Бразилии, куда Дилма Русефф пригласила всех своих южноамериканских коллег, Эво Моралес встретился с Владимиром Путиным. Российский президент подчеркнул, что дипломатические отношения между двумя странами (которым в следующем году исполнится 70 лет) надо наполнить торгово-экономическими связями. «Ваша страна является одним из самых крупных производителей газа, вы его поставляете и сюда (в Бразилию) и в Аргентину. Знаю, что уже сделаны первые шаги между нашими компаниями по совместной работе». Владимир Путин подчеркнул, что и другие российские компании проявляют интерес к работе в Боливии, а именно в энергетическом секторе. В перспективе, это партнерство будет создавать рабочие места, развивать боливийскую экономику. Ответ Моралеса тоже был конкретным: он пригласил «Роснефть» работать на территории Боливии. Он придает особое значение инвестиционному сотрудничеству с этой компанией и в целом, ожидает углубление отношений. Имея в виду, что «Газпром» уже разрабатывает боливийское местонахождение «Асэро», ожидания реализуются.

Эво Моралес подчеркнул, что условием успешного развития углеводородной отрасли Боливии стала ее национализация. Он сказал: «Мы уже не являемся страной, которая боится окружающего мира. Национализация освободила нас экономически. Мы всячески приветствуем иностранные капиталовложения в нашу экономику». По его словам, предпочитание отдается именно российским компаниям, в разных областях. Помимо углеводородной, отметил еще горнорудную.

Боливия заинтересована и в получении российских кредитов. Президент конкретизировал: «В области передачи технологий мы хотели бы узнать, как мы могли бы воспользоваться российскими кредитами». Имея в виду масштабы страны, это вряд ли затруднит Россию.

Возникает протокольно-дипломатический вопрос: почему Боливия не была включена в программе латиноамериканского путешествия Владимира Путина? Имея в виду, что она является членом-основателем радикального объединения латиноамериканских стран АЛБА и в ООН ее представитель проголосовал против антироссийской резолюции, связанной с присоединением Крыма! Кроме того, именно после визита в Москву, Эго Моралесу был отказан пролет через территорию многих стран ЕС, а в венском аэропорту он был даже задержан, и весь мир узнал, что президент Боливии побывал в Российской Федерации. Ответ может быть только один: в далекой южноамериканской стране официально объявлено строительство «нарко-социализма». Хотя, после этого, Моралес объявил жесткие меры в адрес наркоторговцев. А Владимир Путин, все равно, не может себе позволить официально поднимать уровень отношений с таким государством слишком высоко. Зато, неофициально они будут развиваться по нарастающей, в обозримом будущем. По крайне мере, пока оба президента остаются на своих постах. В связи с этим, стоит напомнить, что Эго Моралес этой осенью будет переизбираться. В его успехе не стоит сомневаться

1.0x