21 апреля 2016

ГРАМОТА

"Тотальный диктант" и проблемы образования
Фото: ссылка
ГРАМОТА - уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

В минувшее воскресенье по всей России и зарубежом состоялась 13-я ежегодная образовательная акция - "Тотальный диктант". В этом году акцию поддержали более 700 городов в 68 странах мира.

В 2016 году в акции приняли участие рекордные 146 тысяч человек, что в полтора раза превышает прошлогодние показатели. Однако результаты практическ не отличаются: в этом году написать "Тотальный диктант" без ошибок смогли только 1-2%.

Как сообщила руководитель проекта Ольга Ребковец, одной из главных проблем для участников стала пунктуация при оформлении прямой речи. Кроме того, затруднения вызвали слова с «не», заканчивающиеся на «-мый», и почти треть писавших диктант не знали, слитно или раздельно пишутся «нескончаемый» и «нескрываемый». Непростыми для пишущих диктант оказались и слова, которые должны были быть им знакомы по курсу истории, например «финикийцы» и «эллины».

"Во всех частях диктанта была прямая речь, где слова автора были внутри, и здесь неожиданно для нас появилось большое количество ошибок. Нам казалось, что правило очень хорошо отработано в школе, но такой чуть нетривиальный момент, когда прямая речь обрамляет слова автора, привел к тому, что внутренние знаки пунктуации вызвали у людей проблемы", - цитирует РИА "Новости" Кошкареву.

Вместе с тем, по словам Рябковец, тренд набдюдается всё же положительный. "По моим ощущениям от проверки, количество работ, в которых допущено 20-30 ошибок, становится все меньше и меньше, а зоны "хорошей" становится все больше. Так что динамика положительная", - сообщила Кошкарева.

 

Экспертные оценки

О диктанте надо судить не по пятёркам, а по количеству четвёрок и троек. Если четвёрки и тройки преобладают над двойками, тогда мы имеем достаточно грамотное население. Существует три вида орфографической грамотности. Врождённая грамотность – это талант, сродни таланту музыканта, художника; таких людей не надо учить орфографическим правилам, у них работает интуиция. Есть начётническая грамотность, самая важная, когда зрительная память, благодаря чтению, нам диктует: как надо писать, в этом случае учат лишь в малой степени. И, наконец, третий вид – дрессированная грамотность, основанная на знании и зубрёжке правил. Собственно говоря, на пятёрки пишут люди с врождённой грамотностью. А на четвёрки и тройки пишут любители чтения, люди образованные, люди, которые хотят мыслить, которым не хватает в жизни слов, а слова отражают и образ мыслей тоже. А двойки получают те, кто когда-то учил, но забыл правила, и про книги во взрослом состоянии редко вспоминает. Очень важна и грамотность пунктуационная – как расставить запятые, точки, тире. Пунктуация – это законы логики мысли, запечатлённые в предложении. Пунктуационные ошибки показывают неспособность человека думать, размышлять, анализировать.

Не нужно ориентироваться на пятёрки, нужно сетовать, что много двоек. Правда, я проанализировала тексты – там очень простая орфография, но пунктуация с большим числом авторских тире и двоеточий. А это те случаи, где можно поставить и запятую. Если можно варьировать пунктуацию, то перед нами элементарная ловушка, чтобы избежать большого количества пятёрок и четвёрок.

На мой взгляд, «Тотальный диктант» – это хорошая добросовестная игра для интеллектуалов, но всеобщей любви к русскому родному языку она не воспитывает. Воспитывает любовь к русскому языку - любовь к слову, к чтению, о чём и в школе давно-давно забыли. ЕГЭ совершенно не готовит нас не только к диктантам, но и просто к жизни. В экзамен необходимо включать как можно больше сочинений и изложений. Только так можно воспитать мыслящее, думающее поколение. А без этого не получить ни учёного, ни инженера, ни врача, ни высококлассного рабочего, потому что если он не может думать, то чего мы можем ждать от его действий в нашу эпоху какого-то сверхтехнического прогресса.

Почему эта простая мысль о том, что русский язык – это школа мысли, школа воспитания думающего человека, не овладела Министерством образования? Законный вопрос. И законный ответ: а вы лицо министра образования видели? На мой взгляд, он «Тотальный диктант» не напишет, а уж сочинение «Как я провёл лето» тем более. Если люди внизу станут умнее тех, кто наверху – наверное, это опасно для власть предержащих. Тогда не пройдут ни приватизации, ни оптимизации, которыми нам морочат голову. Мы не можем перевести всё это на русский язык и думаем, что шибко умные люди придумали это для нашего блага. Поэтому для министра образования, хоть он и доктор наук, лучше, когда подрастающее поколение у нас воспитывает не учитель русского языка и литературы, а телеящик с картинками, которые сопровождаются несложными репликами, почти междометьями. И таким образом «поколение вау». Знаете, есть такое импортное междометие? Именно так детей приучают отвечать на всё увиденное и услышанное. «Вау!» и больше ничего.

Быдлом управлять легко и удобно, достаточно заложить три команды в их жизни: фобии, эйфорию, когда нужно развлечь, и апатию (равнодушие), когда речь пойдёт о судьбах страны. На этих трёх сигнальных системах мы и должны прозябать. Но я не думаю, что элита, которая воспитывает своих детей в престижных заведениях, будет потом способна на какие-то прорывы. Давно замечено, что талант, высокоодарённый человек может вырасти только в среде, где высока средняя образованность. То есть буквально гений музыки не может в безмузыкальном пространстве родиться, а гений литературы в бессловесном обществе. Так что элитарии будут таким же быдляком, может быть, только со знанием иностранного языка.

Так что выход один: преподавать русский язык, заставлять детей писать сочинения, изложения и тем самым воспитывать поколение думающих людей. Но нужно ли это сегодня власти? Я сомневаюсь.

Уровень текста был ниже среднего, в наше время, когда мы учились, с ним бы справилось преобладающее большинство школьников. Сам я физик, но вырос в семье учителей, мама преподавала русский язык, поэтому приходилось не просто грамотно писать, а ещё и правила запоминать.

Результаты «диктанта» - итог реформы, которая проведена нашим Министерством образования и науки. Внедрение ЕГЭ в систему школьного образования даёт свои негативные плоды. Ребятишки моментально приспособились, что нужно для получения аттестата, а что можно не учить. Сочинение мы вернули в школы, но оно, к сожалению, оценивается по принципу «плюс-минус», значительная часть наших ребятишек просто не знают грамматику. Надо целенаправленно этому учить. Как мне говорили сотрудники кафедр русского языка - чтобы восстановить утерянное, понадобится десяток лет.

Молодые люди прагматичны. Когда они пишут всевозможные тексты в социальных сетях, то зачастую обходятся без знаков препинания. Я, например, если идёт прямая речь, обязательно ставлю и двоеточие, и кавычки. Но надо каждый раз переключать клавишу регистра на айфоне. А молодёжь спокойно обходится без знаков препинания, потому что «и так понятно».

Кстати, совсем недавно, когда шли дебаты по стандартам средней школы, была попытка русский язык, государственный язык Российской Федерации, отнести к предметам по выбору школьника. То есть четыре обязательных предмета, шесть по выбору, получалось десять предметов вместо двадцати. Прекрасно читается цель «реформы». Будут введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых только десять предметов. А в законе «Об образовании» есть статья пятая, которая гласит, что образование является бесплатным, но только в рамках ФГОС. Следовательно, за всё, что не вошло во ФГОС, надо платить - либо родителям, либо муниципалитетам, либо каким-то ведомствам.

Вот ещё одно новшество: Министерство сделало заявление о том, что пора бы отменить заочное образование. Я крайне отрицательно отношусь к этой идее. Заочное образование сыграло очень важную роль в истории России. У нас огромные расстояния, многие люди просто не имеют достаточных средств, для того чтобы учиться, не работая. Надо защищать эту отрасль. А Министерство образования заслужило за свою работу однозначную «двойку».

Слово дня 20 апреля 2016
Экспертные оценки:
1.0x