Авторский блог Алексей Винников 00:00 26 мая 2016

Делать, что должно

Команда Санкт-Петербургского государственного университета стала победительницей на студенческом чемпионате мира по программированию Ассоциации вычислительной техники (ACM-ICPC), который проходил 19 мая в Пхукете (Республика Корея). Золотых медалей также были удостоены команды Шанхайского университета (КНР), Гарвардского Университета (США) и МФТИ (Россия)

Команда Санкт-Петербургского государственного университета стала победительницей на студенческом чемпионате мира по программированию Ассоциации вычислительной техники (ACM-ICPC), который проходил 19 мая в Пхукете (Республика Корея). Золотых медалей также были удостоены команды Шанхайского университета (КНР), Гарвардского Университета (США) и МФТИ (Россия).

21 мая я побывал в нашей "северной столице" на Дне открытых дверей факультетов точных наук СПБГУ — потому что занимаюсь web-программированием, хочу, чтобы оно стало моей профессией, и в этом году после окончания школы собираюсь туда поступать. А математическая школа СПБГУ, особенно школа программистов — одна из лучших не только в нашей стране, но и во всём мире, подтверждением чего стала и недавняя победа его студентов на мировом первенстве. Кстати, не первая, а, можно сказать, очередная — впервые питерские программисты стали первыми ещё в 2003 году, а перед этим побеждали и в 2014-м. Но тогда их успехи не вызывали такого широкого отклика в российском обществе — похоже, за прошедшие два года престиж знаний и образования, особенно в сферах точных наук и информатики, у нас сильно повысился. И в значительной мере это связано с растущим пониманием того, какие возможности открывает и какие угрозы способно предотвратить даже не доминирование, а полноценное присутствие в информационном пространстве, обладание всем спектром информационных технологий.

В здании главного корпуса СПБГУ на Васильевском острове, где проводился День открытых дверей, меня поразило как не слишком большое число потенциальных абитуриентов — актовый зал был заполнен едва ли наполовину, так и высокий уровень их подготовки, который проявлялся в большинстве задаваемых вопросов. И преподаватели университета относились к своим будущим студентам с уважением, вели себя открыто, говорили по делу: какие программы изучаются в университете, чем они отличаются друг от друга, в чём особенности каждой из них, говорили о приятной статистке по трудоустройству выпускников. В общем, профессора не делали акцентов на успехах вуза и успехах конкретных учеников вне их учебной деятельности, на вопросы из зала на данные темы отвечали спокойно и просто, в форме "для нас это норма и ничего особенного тут нет". Это мне очень понравилось: я считаю, что если университет не выставляет напоказ даже самые выдающиеся достижения своих студентов, то это говорит прежде всего о том, что таких достижений у него много, и там есть, чему научиться.

Так, например, на вопрос из зала "Студенты, недавно выигравшие мировой чемпионат по программированию, — это ваши студенты?" профессор ответил: "У нас нет "наших" и "ваших" студентов. Всё, что могу сказать про них, — это студенты СПБГУ". Кстати, пояснив, что победители — не выпускники и даже не старшекурсники, а студенты первого и второго курсов, так что особой заслуги университета в их победе лично он не видит — это результат работы системы школьного образования.

Вот: сколько бы ни критиковали нашу школу и образовательные реформы вместе с ЕГЭ, никакого "поколения интернет-дебилов" в России нет и не будет — сужу по тем ребятам, которых знаю и каждый день вижу в своей школе №1253. И то, что в число победителей этого чемпионата мира, помимо санкт-петербургских студентов, вошли и московские, из физико-технического института, только подтверждает, что у нас с образованием всё в порядке.

Недавно прочитал интервью нового ректора Сколковского института науки и технологий, академика РАН, математика Александра Кулешова, в котором он говорит: "Всегда считалось, что XXI век — век наук о биологии. И вот буквально недавно в двух американских журналах одновременно появились данные независимых опросов, в которых наиболее перспективной профессией называется математика. И при некотором размышлении можно понять, почему. Потому что появился огромный объём данных, и его нужно анализировать. Это стало стержнем практически для всех наук. Социология, биология, физика, даже история работают с большими объёмами данных. А методы извлечения знаний из данных — это как раз то направление, которое активно развивает математика. Так что именно математика становится ключевой наукой".

Кстати, на Дне открытых дверей всех нас призывали прежде всего осваивать и развивать фундаментальные знания, с высоты которых можно лучше увидеть не только конкретные способы их использования на практике, но и самые перспективные направления такого применения.

Думаю, то же самое касается не только математики и информационных технологий, но любой сферы человеческого знания и человеческой деятельности. Здесь у нас огромный потенциал, наработанный поколениями наших предков, и наша задача — его правильно использовать, укреплять и развивать, чтобы передать нашим детям и внукам. Кичиться своими успехами и достижениями никто не будет, но и без конца посыпать голову пеплом нет никакого смысла. Как гласит древняя мудрость: "Делай, что должно, и пусть будет то, что будет".

1.0x