Авторский блог Владимир Карпец 00:00 17 апреля 2014

Битва за историю

В XVI веке значительная часть русского народа оказалась на территории Империи Габсбургов... Частично греко-католики, частично православные, все они считали себя русскими, а восточный церковный обряд называли "русской верой". Они и образовали собственно русинское этническое ядро со своей территорией

Окончание. Начало - в №15(1064)

В XVI веке значительная часть русского народа оказалась на территории Империи Габсбургов... Частично греко-католики, частично православные, все они считали себя русскими, а восточный церковный обряд называли "русской верой". Они и образовали собственно русинское этническое ядро со своей территорией.

В самой России русины-карпатороссы в начале и середине XIX века внесли важный вклад в культуру. Среди них был знаменитый драматург Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868) и историк-славянофил Юрий Иванович Венелин (Гуца,1802-1839), чьи идеи о происхождении и древности славянства находят сегодня неожиданные подтверждения.

В 1848 году вспыхнуло восстание по образу буржуазных революций Европы. Когда русская армия шла через Карпаты на помощь Габсбургам (в исполнение соглашений по Священному союзу), русины увидели таких же русских людей, как они.

Среди русинов, как и среди других славянских народов западнее Киева, разворачивается деятельность так называемых "будителей" как часть общего панславистского движения.

Карпаторусские "будители", такие как Александр Васильевич Духнович (1803-1865), Денис Иванович Зубрицкий (1777-1862), Иван Федорович Наумович (о. Иоанн, 1826-1891) стоят в том же ряду, что А.С. Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские. В знаменитом стихотворении "Вручанiе” ("Я Русин был, есть и буду."), ставшем народным гимном, Духнович говорит, что "Русский род" "миру есть современный": древность Руси равна древности мира, Это соответствует идеям адмирала А.С.Шишкова о русском языке как "праотце" и подтверждается современной ностратической лингвистикой. По словам одного из "будителей", Николая Кмицикиевича, вообще надо говорить о "сильно разветвленном русском народе".

Тогда же на Подкарпатской Руси начинается возвращение из унии в Православие. Одним из первых подал пример о. Иоанн Наумович. Австрийские власти начинают массовое преследование русинов. Началом его стал т.н. процесс Ольги Грабарь (1882). Обвинение в "государственной измене" видных культурных деятелей русинства провалилось. Именно тогда австрийский Генштаб сделал ставку на быстрое искусственное формирование "украинства".

С началом Первой мировой войны австро-венгерские власти в 1914-17 гг. создали концентрационные лагеря Талергоф, Терезин и другие. В этих лагерях погибли тысячи человек. Геноцид русинов в годы Первой мировой войны стал первым "холокостом" XX века. Сегодня Аушвиц на слуху у всех. О Талергофе не знает почти никто.

В свою очередь, во время войны "План Николая II" предусматривал воссоединение всего русского народа. Февраль был ударом также и по всему Западному краю.

В 1918 году Подкарпатская Русь вошла в состав Чехословацкого государства, в 1939 году ее оккупировала союзная Германии Венгрия. В годы Второй мировой войны русины в большинстве своем воевали на стороне СССР, в основном в составе Первого чехословацкого армейского корпуса генерала Людвика Свободы (ок. 7000 человек).

Отношение ВКП(б), КПСС к русинству всегда было отрицательным, Еще в 20-е годы Коммунистическая партия объявила население южных Карпат украинцами и заявила о необходимости включения их земель в состав Советской Украины. Сталин, осуществляя в целом старую имперскую геополитику, всё же не сумел отказаться от идеологических схем "ленинского интернационализма". В 1944 года участники русинского Православного съезда писали ему: "Мы, представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме Карпато-русская Советская Республика. Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т.е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси".

"Наша русскость не моложе Карпат" — было сказано дальше. После съезда Православная делегация побывала в Москве и была принята патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием (Симанским) и митрополитом Николаем (Ярушевичем). В "Закарпатской правде" 26 декабря 1944 г. была опубликована статья об этой встрече, но о том, что русины "решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР", сказано не было.

В 1946 году все русины были записаны украинцами. Русинская самоидентификация стала невозможной. А начиная с 50-х гг. историки вообще не упоминали это слово, молчали и о геноциде. В "Истории Молдавской ССР" (Кишинев, 1984 г.) русинов не называли, говорилось, что сохранилось древнерусское население, затем ассимилированное волохами. Нельзя не видеть связи глухого молчания о русинах с тем, что о геноциде вообще принято говорить строго избирательно.

"Свидомые" продолжают "ленинскую национальную политику". В сентябре 1991 года русины попытались восстановить хоть какую-то историческую справедливость: 1 декабря 1991 г. был проведен референдум "о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины". 78% населения высказались за придание Закарпатской области статуса "специальной самоуправной территории". Украинские власти не признали его. Ну а в свете происходящего сегодня актуальность "Плана Николая II" вообще очевидна как никогда.

1.0x