Сообщество «Символ веры» 00:00 22 октября 2015

Битва за историю

Разворачивание начавшейся мировой войны открывает новые грани. Турция готова бороться с российской авиацией, а Греция в ответ заявляет о противодействии Турции. Всё это заставляет думать о старом "восточном вопросе", который изначально выходит за рамки "позитивной истории" и относится к области "пророческой", хотя правильнее всё же говорить о "предсказаниях" (пророческий чин завершился на свя­том Иоан­не Предо­те­че), в боль­шей или меньшей мере условных. В настоящее время появляются и новые, и, что самое любопытное, они не только православного, но и мусульманского происхождения. В частности, о неизбежности и необходимости взятия Россией Константинополя говорит известный шейх Имран-аль-Хусейн.

Разворачивание начавшейся мировой войны открывает новые грани. Турция готова бороться с российской авиацией, а Греция в ответ заявляет о противодействии Турции. Всё это заставляет думать о старом "восточном вопросе", который изначально выходит за рамки "позитивной истории" и относится к области "пророческой", хотя правильнее всё же говорить о "предсказаниях" (пророческий чин завершился на свя­том Иоан­не Пред­те­че), в боль­шей или меньшей мере условных. В настоящее время появляются и новые, и, что самое любопытное, они не только православного, но и мусульманского происхождения. В частности, о неизбежности и необходимости взятия Россией Константинополя говорит известный шейх Имран-аль-Хусейн.

Надо признать, что сами предсказания о судьбе Константинополя датируются задолго до его падения в 1453 г. (чему предшествовала Ферраро-Флорентийская уния с латинством 1439 г.). Самое известное — "Откровение Мефодия Патарского" (святитель жил в IV в., хотя большинство исследователей датируют сам текст Х—ХI вв.). Вот — навскидку — ещё из некоторых.

Из записей императора Льва I Премудрого (866—912 гг.): "Русый же род со преждесоздательными всего Измаилита победят, и Седмохолмого приимут, и в нём воцарятся". А вот предсказание священноинока Агафангела (Х в.). "И Константин основал, и Константин потеряет царство" (так и было). А "народ Греческий" будет под игом до исполнения четырёх сот лет. Монарх русский, новый Пётр, восстановит "знамение Христово".

Наиболее известно сегодня, однако, предсказание старца Паисия Святогорца: "Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольётся много крови, китайцы перейдут реку Евфрат, имея двухсотмиллионную армию, и дойдут до Иерусалима… В Константинополе произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греция не будет играть в этой войне первенствующую роль, но ей отдадут Константинополь. Не потому, что русские будут благоговеть перед греками, но потому, что лучшего решения найти не удастся…".

Всё это с одной стороны. С другой, "цареградская тема" с самого начала была использована папским престолом. Она была поднята иезуитом Антонием Поссевином в 1581—1582 гг. во время бесед с Иоанном Грозным, сказавшим ему: "Государства всей вселенной не хотим". В девятом томе Церковной истории митрополита Макария (1883 г.) рассказывается о том, что те же иезуиты выставили первому Лжедимитрию два условия — подготовку к походу на Константинополь и богослужебную справу, в точности совпадавшую с последующей Никоновой. Через полстолетия в ходе уже самой реформы и, особенно, на разбойничьем соборе 1666—1667 гг. (его решения вменены яко не бывшие в 1971 г.) греческие иерархи и справщики, в том числе Паисий Лигарид и Арсений "Грек" приложили все усилия для распространения корпуса предсказаний.

Историк старообрядчества Б.П. Кутузов крайне жёстко оценивает "внедрение" в Россию "восточного вопроса". "Корни византийской прелести идут к первому Романову, царю Михаилу, а точнее, к его отцу, патриарху Филарету… Именно в их правление был совершён подлог русской национальной идеи преемственного хранения чистоты православия, когда концепция “Москва — Третий Рим” вместо эсхатологического её понимания была истолкована в чисто политическом значении <…> Чистота русского православия будет принесена в жертву этой политической авантюре в процессе церковной “реформы”, и в этом — главное преступление патриарха Никона.

Вся династия Романовых — под знаком византийской прелести" (1667 гг.). Более того, Б.П. Кутузов считает, что отчасти то же самое можно сказать и о И.В. Сталине.

Интересно, правда, что позиция Екатерины Второй несколько отличалась от общей. Разрабатывая свой "греческий проект", императрица, желавшая посажения на новый греческий престол своего внука Константина, настаивала на том, что греческая корона должна быть отдельной и не желала формального воссоединения. Попутно можно заметить, что в своей речи в Сенате в 1763 г. императрица настаивала на возвращении русскому народу дониконовских церковных правил (в дальнейшем сопротивление Синода заставило её изменить планы, сама же речь была издана в 1912 г.). По существу, "греческий" план Екатерины в целом совпадает с тем, о чём говорит Паисий Святогорец. Здесь, правда, возникает вопрос: где тогда "Третий Рим" как единая империя и единая Церковь?

Может ли всё в этом случае развиваться в "светско-республиканском" (на внешне видимом уровне) ключе? Или всё будет вообще происходить непредвиденно, лишь в глубине, незаметно для нас, совпадая с неким начертанием?

В любом случае, какое бы решение ни было принято Россией, мы будем с ней. "Right or wrong. this is my country", как говорят наши "заклятые друзья" британцы. В этом у них надо учиться.

Cообщество
«Символ веры»
Сегодня 00:08
Cообщество
«Символ веры»
1.0x