Сообщество «Салон» 00:00 25 июня 2015

Жизненный цикл

У выставки "Русский авангард" три главных точки опоры, причём в данном случае они не ограничиваются одной или двумя художественными работами. Это целые кластеры. Первая объединяется именем Аристарха Лентулова. Необычного, такого, о котором часто пишут в книгах по истории искусства, но редко показывают на выставках. Вторая точка опоры — это архитектоны школы Казимира Малевича, из их очертаний, об этом доподлинно известно, впоследствии появилось представление о современных гигантских небоскрёбах. Третья точка опоры занимает целый этаж, который отдан под графические работы. Если над масляными картинами художникам приходилось трудиться дни, недели и месяцы, то данные свои произведения они творили легко, поддаваясь сиюминутным ощущениям и внезапно возникающим образам.

У музейно-выставочного объединения "Манеж" есть интереснейшая площадка, расположенная прямо в постаменте знаменитого на весь мир памятника "Рабочий и колхозница" авторства Веры Мухиной. В настоящий момент подобраться к этой конструкции непросто — на пути возникают оранжевые пластиковые сети, растянутые рабочими, которых задействовали в процессе замены асфальта на тротуарную плитку. Но те, кто всё же отыщут путь к выставочному центру "Рабочий и колхозница", смогут попасть на экспозицию "Русский авангард: от рассвета до заката. Из собрания Ю.М. Носова", которая продлится до 6 сентября.

Более двухсот пятидесяти художественных работ выставлено в двух современного вида залах, которые, на удивление многим, как уже было сказано выше, поместились внутри постамента памятника. Все произведения находятся в частной коллекции Юрия Михайловича Носова. В искусстве каста коллекционеров занимает положение особенное, практически мистическое. Имена крупных собирателей часто содержатся в тайне, и на выставках в приписках к некоторым картинам виднеются лишь скупые слова: "из частной коллекции". Коллекционеры редко появляются перед публикой и сложно назвать общее количество произведений искусства, пребывающее в настоящий момент в частном владении. Остаётся только гадать, как именно каждый стяжатель прекрасного распоряжается бесценным имуществом. Кто-то, вероятно, строит личные галереи, но в истории обретения памятников культуры нередко встречаются упоминания неприметных квартир, где после вскрытия дверей обнаруживались сложенные друг на друга, от пола до потолка, картины возрастом не одну сотню лет. Каста коллекционеров чрезвычайно замкнута и самодостаточна. Это увлечение связано с большими деньгами, которые, так уж сложилось, притягивают к себе криминал. Даже среда современных художников более открыта для посторонних. Среди коллекционеров найдётся огромное количество высокообразованных людей, тонко чувствующих искусство. Существует весьма распространённое мнение о том, что именно коллекционер является центральной фигурой в истории искусств.

Юрий Носов присутствовал на открытии выставки, которое волею судьбы практически совпало с его семидесятилетием. Получив микрофон, он произнёс: "Сам я, можно сказать, вижу свою коллекцию в таком пространстве впервые. Большая часть картин, конечно, у меня, так или иначе, вывешена, но некоторые всё равно до недавнего момента находились в запаснике. Графика, которая представлена на втором этаже, практически всегда была спрятана в папки. Специально для выставки эти работы были обрамлены.

Когда проект только зарождался, возникла идея ограничиться показом лишь нескольких лучших работ. Но это вышло бы слишком банально, и мы решили подождать некоторое время, пока вызревала новая концепция, давшая начало нынешней выставке. Задачей экспозиции стало продемонстрировать жизненный цикл авангардного процесса в России. Со времён его зарождения в десятых-двадцатых годах, через эпоху эволюции к моменту угасания авангардных импульсов в конце тридцатых годов и практически полному закату авангарда в начале сороковых.

С организаторами мы решили не располагать работы в хронологическом порядке. Основным принципом вывешивания стала эстетическая синергия: если картина удачно находила своё место и сочеталась с соседними, даже усиливала их обобщённое воздействие, то её оставляли и больше не трогали.

Термин "авангард" на выставке рассматривается достаточно широко. Скорее многих из представленных художников в тридцатые годы назвали бы формалистами. То есть они были теми, кто не до конца встроился в формировавшиеся на тот момент каноны социалистического реализма и продолжал заниматься пластическими поисками".

Дал небольшой комментарий и Геннадий Животов: "С детства Юрий Носов, ставший военным переводчиком и дослужившийся до чина полковника, был окружён художникам. Отсюда, наверное, берётся его давняя и глубокая любовь к искусству. Он является ветераном египетских войн, хорошо владеет несколькими языками, в том числе английским. Начав свою коллекционерскую деятельность в семидесятых, когда, как говорится, весь "крутой" авангард в лице Кандинского, Малевича и других звёзд первой величины уже успели растащить по чуланам, Юрий Носов, тем не менее, смог собрать богатейшую коллекцию отечественного изобразительного искусства двадцатых, тридцатых и сороковых годов. Это работы переходного периода. Особенно показателен в данном смысле здешний Аристарх Лентулов. Нам известны его великие вещи: все эти церкви, портреты, пейзажи, полностью погружённые в чистейший авангард. На данной выставке Лентулов предстаёт перед нами как правоверный сезаннист-реалист. Впрочем, подобное можно сказать о большинстве работ — все они проникнуты Сезанном и удивительным образом гармонируют друг с другом в пространстве выставочного зала. Вывешены отлично. Оказалось, что "Рабочий и колхозница" внутри своего постамента скрывает один из самых уникальных и неповторимых выставочных залов".

У выставки "Русский авангард" три главных точки опоры, причём в данном случае они не ограничиваются одной или двумя художественными работами. Это целые кластеры. Первая объединяется именем Аристарха Лентулова. Необычного, такого, о котором часто пишут в книгах по истории искусства, но редко показывают на выставках. Этот Лентулов будто бы вплотную подходит к социалистическому реализму и при этом комфортно чувствует себя в рамках данного стиля. Вторая точка опоры — это архитектоны школы Казимира Малевича, из их очертаний, об этом доподлинно известно, впоследствии появилось представление о современных гигантских небоскрёбах. Третья точка опоры занимает целый этаж, который отдан под графические работы. Если над масляными картинами художникам приходилось трудиться дни, недели и месяцы, то данные свои произведения они творили легко, поддаваясь сиюминутным ощущениям и внезапно возникающим образам. Так получились: "Юноша в деревянном кресле" Владимира Татлина, "Девушка с гитарой" Владимира Лебедева, выполненная тушью и карандашом работа Юрия Пименова "НЭП. В ресторане". Своей живостью и некоей игривостью зал на втором этаже уравновешивает помещение, заполненное большими масляными работами. Возможно, эскизы могут даже называться главной площадкой выставки.

Илл. Казимир Малевич (школа). Архитектоны. Конец 1920-х

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x