В декабре прошлого года стало известно о намерениях английской телекомпании ВВС транслировать продукцию на одну из самых труднодостижимых аудиторий – в КНДР. О том, что это не просто частная инициатива, говорит то, что лично министр иностранных дел Уильям Хаг отчитывается о подготовке проекта Палате общин, назвав его "хорошим способом установить в КНДР понимание того, что находится за пределами их закрытого общества".Англичане не скрывают политическую подоплеку своего культуртрегерства.
СМИ цитируют анонимного сотрудника МИД: "Всегда был уверен, что падение Берлинской стены было достигнуто не благодаря дипломатии, а благодаря сериалам "Даллас" и "Династия". Вынесем за скобки уровень интеллекта британского дипломата, пытающегося строить отношения со страной и вслух признающегося, что делает это для приближения ее падения. Да и рассуждая о закрытом обществе, не имеющем представления о происходящем вокруг, обитатели Форин офиса также демонстрируют определенные лакуны в информированности.
Достаточно сказать, что каждые два года в стране проходит собственный Пхеньянский международный кинофестиваль. В 2012 году на нем были представлены 700 с лишним фильмов из более 60 стран мира, показанных не только в кинотеатрах, но и на специальном уличном экране в центре столицы.
Стоит упомянуть, что один из специальных призов достался российскому «Белому тигру».
Среди знакомых корейскому зрителю картин – и старый французский «Зорро» 70-х гг, и оскароносный «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». По наблюдениям посещающих республику иностранцев, доступны в полулегальной продаже и диски с кинопродукцией южного соседа, но наибольшей популярностью среди северных корейцев пользуются индийские фильмы и старая киноклассика СССР.
В этих условиях любопытно то, чем из богатейшего британского кинематографа собираются «брать» корейского зрителя ВВС и Форин офис. По тому же источнику, в числе предполагающихся – «Мистер Бин» и «Телепузики». Не новейшие экранизации Шекспира, Диккенса и Толкиена, не «Анна Каренина» 2012 года с Кирой Найтли (которая уж точно не вызвала бы никаких цензурных препон, зная любовь северных корейцев к русской классике), не «Грозовой перевал» и не Шерлок Холмс достойны представлять сегодняшнее британское кино для «азиатов». Не Питер Пэн и не «Хроники Нарнии» могли бы, по их замыслу, покорить сердца корейской детворы.
«Мистер Бин» и Телепузики – се апостолы новой Европы. Светочи культуры XXI века и пророки цивилизации. Удивляться не приходится: классика тем и отличается от бульварного ширпотреба, что заставляет думать и чувствовать. Диккенс был бы плохим промоутером западного образа жизни.
Но поневоле задумываешься о причинах, по которым стратеги британской «мягкой силы» потеряли свою империю более полувека назад, а маленькая КНДР в тяжелейших условиях уже не один десяток лет держится и развивается, на удивление всем аналитикам…
На фото: пока что корейский зритель предпочитает советскую классику
Григорий Глоба, группа Солидарности с КНДР