Авторский блог Илья Полонский 22:48 28 августа 2014

Ассирийцы

За два тысячелетия своего существования Ассирийской Церкви Востока пришлось многое испытать. После арабских завоеваний и вплоть до настоящего времени историческая территория церкви находится в сфере мусульманского влияния, что на протяжении веков представляло весьма значимую проблему для верующих, подвергавшихся дискриминации как со стороны властей мусульманских государств, так и со стороны арабского и тюркского населения.

В начале лета в ростовском микрорайоне «Александровка» был заложен камень в основание ассирийского храма. Участок под строительство ассирийской церкви, которой до последнего времени, несмотря на проживающее в Ростове значительное количество ассирийцев, в городе не было, был выделен при непосредственном участии Русской Православной Церкви.

К сожалению, большинство российских граждан имеют весьма смутное представление о современных ассирийцах и, тем более, об исповедуемой ими религии. Между тем, Ассирийская Церковь Востока – одна из древнейших христианских церквей. Она возникла в I веке н.э. среди населения современных Сирии, Ирака, Ирана, говорящего в тот период на арамейском языке.

За два тысячелетия своего существования Ассирийской Церкви Востока пришлось многое испытать. После арабских завоеваний и вплоть до настоящего времени историческая территория церкви находится в сфере мусульманского влияния, что на протяжении веков представляло весьма значимую проблему для верующих, подвергавшихся дискриминации как со стороны властей мусульманских государств, так и со стороны арабского и тюркского населения.

Россия на протяжении значительного времени оставалась гарантом безопасности христиан на Ближнем Востоке. В частности, Российская империя оказывала давление на Османскую Турцию в направлении демократизации ее политики в отношении православных христиан, верующих Армянской Апостольской Церкви, Ассирийской Церкви Востока и других церквей. Христиане, спасавшиеся от репрессий со стороны мусульманских властителей, всегда могли рассчитывать на приют в государстве российском.

Первая крупная по численности часть ассирийского народа оказалась на территории Российской империи в 1828 г., после подписания Туркманчайского договора и перехода в состав России земель, в настоящее время входящих в состав Армении. Когда в 1915 г. младотурки, заинтересованные в минимизации российского влияния в ближневосточном регионе, устроили геноцид христианского населения восточных областей Османской империи, тысячи беженцев – армян, греков и, в том числе, ассирийцев, потянулись на территорию российского государства. Турецкое командование объясняло саму причину насилия в отношении христиан и ассирийцев в том числе их сотрудничеством с русскими войсками в Закавказье.

Чудовищная трагедия геноцида стоила жизни полутора миллионам армян, 350 тысячам греков и 750 тысячам ассирийцев. К слову, Англия и Франция, пользовавшиеся в тот период реальным политическим влиянием на Ближнем Востоке, фактически не оказали реальной помощи христианскому населению региона. Более того, в 1918 году, когда кошмарный геноцид повторился со стороны персов и курдов, английское командование в Ираке направило крупную группу беженцев в лагерь за 500 километров, что фактически привело к гибели еще 12 тысяч человек. Никто из европейских держав не предпринял меры по созданию ассирийской автономии и обеспечению ее безопасности.

Те представители ассирийского народа, которым посчастливилось выжить и быстро покинуть территорию Восточной Турции, переселились в южные области Российской империи. Около трех десятков тысяч ассирийцев оказались на территории России – на Дону, Кубани, несколько позже начав расселяться и в других регионах страны.

Поскольку ассирийцы были выходцами из сельских районов Восточной Турции и Ирака, не владевшими русским языком и востребованными в городских условиях профессиями, в крупных городах они не могли претендовать на какие-либо значимые социальные позиции и сосредоточились, прежде всего, в сфере чистки и ремонта обуви. Наиболее консервативные и сохраняющие традиции дедов ассирийцы и в настоящее время заняты сапожным ремеслом. Однако, по мере проживания в Советском Союзе, представители этого народа, всегда тяготевшего к знаниям, приобретали современные профессии, становились высокообразованными людьми и многие из них внесли существенный вклад в самые разные сферы экономики, культуры и науки российского общества. Сегодня среди них ученые, деятели искусства, спортсмены, военнослужащие, предприниматели и просто честные труженики.

Завершающая волна ассирийской миграции в Советский Союз последовала уже после окончания Второй мировой войны, когда на Ближнем Востоке потерпела фиаско идея создания независимого курдского государства и из-за последовавших репрессий со стороны иракских и иранских властей многие ассирийцы были вынуждены переселиться на территорию Советского Союза.

Трагедия в том, что и в современном мире геноцид христианского населения на Ближнем Востоке повторяется, пусть и в несколько меньших масштабах. В Египте, Сирии, Ираке уничтожаются христианские церкви, коптские, ассирийские, арабские христиане подвергаются преследованиям и убийствам со стороны фанатиков. Чудовищно, что всплески насилия со стороны экстремистских группировок фактически поддерживаются Соединенными Штатами, Великобританией и другими государствами, вроде как принадлежащими исторически к христианскому миру, но давно променявшими христианские ценности на тягу к мировому господству и нескончаемому финансовому обогащению.

Сегодня в странах Ближнего Востока проживает более чем миллион ассирийцев, из них в разъедаемом внутренними конфликтами Ираке – 850 тысяч человек, не менее 50 тысяч человек – в Сирии, сражающейся с прозападными террористическими группировками, и так далее. При надлежащей внешней политике со стороны российского государства они могут стать надежным проводником интересов нашей страны в этом стратегически важном регионе, тем более учитывая многочисленность ассирийской диаспоры собственно в России и устоявшиеся традиции взаимодействия с Русской Православной Церковью.

На территории Российской Федерации ассирийцы сегодня компактно проживают в селе Урмия. Это Курганинский район Краснодарского края, где еще в 1924 г. местные власти выделили двум сотням переселенцев из Эриванской губернии землю для проживания и ведения хозяйства. Всего в Российской Федерации, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 11084 представителей ассирийского народа. Российские верующие ассирийцы в религиозном отношении принадлежат к епархии Северного Ирака и СНГ.

Однако, если учесть, что данные переписей обычно охватывают далеко не всех жителей страны, то данная цифра может быть существенно выше. В особенности, если не забывать про значительное количество лиц ассирийского происхождения, записывающих себя армянами, грузинами, русскими. В Краснодарском крае проживает около 3800 ассирийцев, в Москве – свыше 2700, а в Ростовской области – примерно две тысячи ассирийцев. В Ростове-на-Дону большая часть ассирийцев представлена относительно недавними переселенцами из трех ассирийских сел Армении – Арзны, Верхнего Двина и Димитриево,

Но, несмотря на то, что значительная часть ассирийцев проживает в области лишь чуть более двух десятилетий, конфликтов с местным населением, в отличие от других этнических групп, у них не возникает. Возможно, причина тому – христианская вера ассирийцев, возможно – наличие и более долговременной по срокам проживания диаспоры, которая эффективно влияет на соплеменников. Среди ростовских ассирийцев – знаменитый скульптор Сурен Васильев, автор многих замечательных памятников на территории города.

Первый шаг к основанию ассирийского храма в Ростове-на-Дону очень важен не только ассирийской общине, кстати, достаточно многочисленной для того, чтобы иметь собственное молельное место, но и всем остальным жителям города. Прежде всего, потому, что знакомит их с историей и культурой этого древнего и дружественно настроенного по отношению к России христианского народа.

1.0x