Сообщество «Салон» 00:00 15 мая 2014

Апостроф

Наверное, и в этом тоже заключается сегодня проявление писательского — не мастерства даже, а призвания: смотреть туда, куда нужно смотреть, и даже не глядеть в сторону Содома и Гоморры, покрытых ныне водами Мертвого моря, предоставляя мёртвым погребать своих мертвецов

Пётр КРАСНОВ. Свет ниоткуда. — М., Голос-пресс, 2014. — 496 с., 1000 экз.

Если по-хорошему, о творчестве этого писателя нужно давать большую, фундаментальную статью. Потому что традиционалист Пётр Краснов, конечно, традиционалист, и реалист, конечно, реалист, и патриот, конечно, патриот, но какой-то чересчур критический, что ли? — как будто у нас всё XIX век на дворе, и не было никакой революции, никакой войны, никакого космоса, будь он неладен… Хотя и телевизор, и дискурс, и даже Интернет в прозе его присутствуют, но без всякого интереса и смысла.

Ведь, по большому счёту, какая разница, откуда новости узнавать, да и что за новости могут быть? Человек родился, женился, нарожал детей, умер. Вот и всё. "Молимся Богу, молимся, а его всё нет…" — сетует в повести "Новодар" деревенский дурачок Федька преподобный.

"Чтобы всегда ему добрым таким не быть, этому свету белому? Что мешает-то, кто? Ответов вон сколько накопал, а всё равно неясно. И не будет ясно, не для того тут закручено, замыслено всё — нет, что-то несравнимо большее, чем мысль, положено в основу всего, и на глубину непостижимую, немыслимую… Высокий, золотой до невозможности, до игры какой-то с человеком непонятной и недоброй, стоял закат за крышами, безоблачный и тихий, по всему отсветами и бликами рассыпавший, всему, до чего дотянуться мог, разославший свои тёплые дары, — которым ни на минуту он не верил… клетка позолоченная, да, только что прутьев не видно", — это уже из повести "Пой, скворушка, пой!"

Что-то самое важное удаётся Петру Краснову не то чтобы назвать словами, — неизъяснимо это, но кивнуть в нужный момент в нужную сторону, и если успеешь, если повезёт — зацепишь краем взгляда навсегда. Как облик любимой и любящей женщины, когда вы — одно целое не душой, не телом, а всем существом своим, которое не пришло ниоткуда и не уйдёт никуда…

Какие там жевательные резинки с новым арбузным вкусом? Какие новейшие модели автомобилей? Какие операционные системы с расширенными возможностями? О чём вы, братья? Кто вас искусил? Кто гонит по супермаркетам и майданам (не думайте, что одно отделено от другого)?

"На эстраде "Берёзки" парка "Сокольники" в Москве открылась выставка скульптур "Арт песок" Посетители уже могут посмотреть на двадцать трёхметровых статуй Гарри Поттера, Гэндальфа и Кинг-Конга, а также на ужасающего Фредди Крюгера и улыбающихся героев фильма "Мадагаскар", — это цитата уже не из Петра Краснова. Это из недавней, конца апреля, заметки в одной столичной газетке…

Герои нашего времени, разве нет? Кумиры для миллионов, понимаете? Имя им — легион. Образы, делать жизнь с кого, зачем и как. Великие. Любимые. Твои.

Пётр Краснов их не разоблачает, с ними не сражается — он их просто не замечает, гнушается этими лживыми обманками, повапленными шлюзовыми камерами из этой жизни в небытие. Наверное, и в этом тоже заключается сегодня проявление писательского — не мастерства даже, а призвания: смотреть туда, куда нужно смотреть, и даже не глядеть в сторону Содома и Гоморры, покрытых ныне водами Мертвого моря, предоставляя мёртвым погребать своих мертвецов.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x