Авторский блог Галина Иванкина 12:17 5 декабря 2014

Анжелика и медведь

Когда фильм проходит по разряду исторического кино (которое просто обязано быть близким к хронике) то здесь вступают в силу иные законы жанра. «Анжелика и медведь» тут не годится! Так, с чего начинается Родина? С трепетного отношения к её наследию, с умения интересно подавать реальные события, не скатываясь при этом в бестолковое фантазирование и собирание баек. С любви к истории она начинается, а не с её дописывания и прихорашивания в духе очаровательных сказочек про «маркизу ангелов».

«Царь Иван Васильевич выпил полный кафтан пенистого каравая».

Виктор Ардов.

Из пародии на безграмотные исторические романы.

Хрестоматийный вопрос «С чего начинается Родина?» не следует тупо выпевать в пустоту, ибо он вполне конкретен, а в романтическом ряду, предложенном поэтом Матусовским, вместе со «старой отцовской будёновкой» и «картинкой в твоём букваре», непременно должно стоять …качественное историческое кино. Я, разумеется, не предлагаю менять текст песни – я говорю о принципах и смыслах нашего бытия. Есть жанры, где малейшая халтура приводит к непоправимым и печальным последствиям. Увы, российское синема переживает нынче не лучшие свои годы и, как следствие, молодёжь предпочитает голливудские стрелялки-ужастики, а люди старшего поколения по 1001 разу пересматривают «Белое солнце пустыни». Телеящик выдаёт бесконечные битвы оперов с паханами и прочие креативные вариации на тему Уголовно-Исполнительного Кодекса. Мне могут возразить: последние годы создаётся очень много сериалов о Великой Отечественной войне, о советской жизни и вообще – о нашей славной, но очень уж непростой истории! Да, но единственное достоинство всех этих сериалов заключается именно в том, что их действительно много. Всё. На этом позитивы заканчиваются, и начинается бесконечная жвачка про плохого особиста, мешающего хорошему генералу добивать Гудериана или ещё какая-нибудь фантазийная сага о том, как при большевиках запрещали слушать рок-музыку. Вяло-шаблонное исполнение и предсказуемость монологов - из той же копилки образов: мы, не будучи экстрасенсами, точно знаем, чем начнут и с кем покончат.

Мне опять могут возразить: недавно по каналу «Россия-1» с шиком прошёл захватывающий сериал о Екатерине Великой! Стоит признать, что игра актёров тут и впрямь была на высоте – актриса Юлия Ауг в роли императрицы Елизаветы Петровны оказалась не просто убедительна; её работу можно назвать блестящей. Иной раз Ауг настолько завладевает всем пространством кадра, что зрителю кажется – фильм вовсе не о молоденькой Фике из Цербста, а о дщери Петровой. Хотя, и весь остальной актёрский ансамбль выкладывается по полной – от маститых стариков до начинающей молодёжи. Но. Умелая игра – это ещё не всё, особенно в таком деле, как историческое кино. Тут всё должно быть прекрасно, точнее - достоверно – не только душа и мысли, но и одежда, как ни банально это звучит. Первое же, что сразу бросается в глаза, так это диковинная многодневная небритость у большинства придворных кавалеров и гвардейских офицеров. Они тут выглядят как теперешние супер-мачо с рекламы мотоцикла Harley-Davidson, зачем-то решившие поиграться в Галантный век.

Вместо напудренных париков мужчины тут носят нечто, схожее со стиляжными причёсками – кок надо лбом плюс сомнительные бачки. Кому и зачем понадобилось так грубо и столь явно осовременивать облик? Достаём из загашника расхожую и любимую формулировку? Народ не поймёт белые букли на брутальных мужиках! А почему тогда в советские времена всё тот же народ это понимал? Вспомните хотя бы сериал 1986 года «Михайло Ломоносов» - там и мысли, и парики на месте. Ну, так идите дальше и дайте им в руки мобильники вместо табакерок и тросточек! Хотя, вру! Белые парики там всё же имелись – на лакеях, солдатах да холопьях, а вот сиятельные господа в кадре носят свои-родные буйны-кудри. («Лучше вот так, живенько…», - как изрекла в своё время мымра-Калугина, когда Верочка ей сообщила, что парики вышли из моды). Но если бы только причёски… Авторы до такой степени вольно обошлись с матушкой-историей, что создалось впечатление – им очень хотелось снимать «Анжелику – маркизу ангелов», а пришлось ваять «Екатерину».

Выдумывать сказки они начинают уже с самого начала – оказывается, юная принцесса ещё по пути в Россию принялась учить русский язык, а встреча с Сергеем Салтыковым произошла прямо на дороге – так, без сомнения, острее! Кстати, именно этот мотив в своё время использовали именно голливудские кинематографисты, пытаясь состряпать очередную умеренно-скабрезную, но помпезно-блескучую феерию про Екатерину the Great да про Mother-Russia. Правда, в кадре был не малоизвестный на Западе Салтыков, а популярный (аки бони-эмовский Rasputin) - Gregory Orlov. Зачем нашим авторам было повторять западные штампы, касающиеся российской истории? Это же, простите, получается какой-то…вторичный продукт (почти по Войновичу!). Да. Реальность была чуть скучнее и совсем не так романтична. Но это – реальность! А по логике «анжеличного» сюжета была нужна именно такая встреча – в бескрайних русских снегах, на полпути к блистательной короне. «Анжелика и медведь».

Впрочем, нам постоянно дают понять – именно Салтыков, а не дебиловатый гопник Пётр Фёдорович - и есть подлинный отец Павла I. Династия не вполне легитимна? Зато! Слухи, легенды, альковные приключения – всё это весело хавается тем самым «пиплом», который надо срочно отвлекать от скандальных ток-шоу с участием избитой или брошенной мужем «звезды» эстрады. Увлекательная развлекательность – любимый повод и окупаемый резон. Поэтому любой сюжет будет нашпигован байками и непроверенными, но очень уж пикантными подробностями, аки булка – изюмом. Создателям сериала зачем-то было нужно изобразить любовно-шпионскую линию с участием Ивана Бецкого (тоже небрито-красивого) и герцогини Йоганны Анхальт-Цербстской, матери Екатерины. Да. Эти слухи циркулировали ещё в XVIII веке, ибо герцогиня была знакома с Бецким ещё до своего приезда в Россию. Однако же нам показывают совершенно иную картину – Бецкой становится любовником Йоганны по заданию…Елизаветы Петровны. С целью слежки. Впрочем, финал этой вполне «анжеликовой» love-story не менее потрясающ, чем сама ситуация… Реальность, опять же, была много банальнее и совсем не такая драматическая!

Имеются там и явные ошибки – так, Фридриха Второго здесь именуют то королём, то императором, хотя единственной германской императрицей тогда была австриячка Мария-Терезия, а Пруссия никогда не величалась помпезным титулом Reich. Ну, уж фраза «Фридрих напал на Францию» и вовсе заставляет задуматься… Эх, а не путают ли они там потсдамского флейтиста с венским художником? Ибо Старый Фриц воевал с Францией, но он на неё не нападал. Это – разные вещи. И ещё - в лексиконе белокурых бестий Галантного века не было такого понятия, как Drang nach Osten, которое здесь почему-то фигурирует. Этот самый Osten вообще не был нужен прусскому королю! Даже Валентин Пикуль, которого в советские времена поругивали за легкомысленность повествований, так вот даже он в своей хронике «Пером и шпагой» беспрестанно подчёркивал, что Фридрих не хочет воевать с Россией. И тем паче – вторгаться в её иррационально-колоссальные пределы. Конечно, из песни слова не выкинешь, и Фридрих Великий был главным кумиром нацистской Германии, а на плакатах его иной раз помещали рядом с Гитлером, но чаще – парящим в небесах и посылающим с Вальхаллы свои приветствия новому «королю немцев». Но. Это совсем не означает, что можно креативненько смешивать две эпохи. Впрочем… Канцлер Бестужев в динамичном исполнении Владимира Меньшова здесь явно смахивает на товарища Жукова (как его принято изображать в нашем кино-про-войну). Пресловутое осовременивание, приближение к знакомо-понятным образам и типам хорошо смотрится только в одном случае – когда авторы создают постмодернистский шедевр, который никаким краем не претендует на звание «исторического кино». Тогда смело можно делать Фридриху даже косую чёлку, а Елизавете Петровне - …да хоть грузинский акцент с «Герцеговиной Флор» в табакерке. Но мы же говорим об историческом кино, не правда ли?

…Кроме того, подобные проекты не должны создаваться по принципу: «сэкономим на портьерах!» В кадре мы постоянно наблюдаем многострадальную усадьбу Кусково, по которой кто только не прошёлся / не проехался за последние тридцать-сорок лет. Кусковские павильоны изображают у нас всё – от старого-доброго английского дома (в первых кадрах фильма «Здравствуйте, я ваша тётя») до роскошных барских палат (в большинстве галантных мелодрам 1970-2010-х годов). Однако в советские времена, если уж хотели создать ощущение подлинности, всё-таки выезжали «на натуру», и в сериале «Михайло Ломоносов» Ораниенбаум снимали именно в нём же, Германию – в ГДР, а Холмогоры – на Севере. Да. Всё это дорого и очень долго. Но это – наша история. Именно поэтому сага о Ломоносове до сих пор смотрится «на ура!», хотя биографии учёных редко бывают массовым зрелищем и «народным кино». Стало быть, можно совмещать серьёзность с увлекательностью, а бережное отношение к фактам – с умением их интересно подавать.

Разумеется, сериал «Екатерина» много лучше, чем большинство костюмно-исторических проектов последних ...двадцати лет. Несмотря на ужасающие промахи в сценарии и пресловутое Кусково-вместо-Питера. Тут впервые в истории нашего кино попытались рассказать линию свергнутого императора Иоанна Антоновича, сына правительницы Анны Леопольдовны и принца Антона-Ульриха Брауншвейгского. Хотя… большинство зрителей так до конца и «не врубились», что это за ребёнок, сидящий в тюрьме, и какое он имеет отношение к повествованию. Это, безусловно, не вина авторов – это наша общая печалька под названием «полуграмотность». Нет, уже, кажется – дебилизированность. Кроме того, была предпринята небезуспешная попытка реабилитировать супруга Екатерины – Петра III. Он показан этаким районным (sic!) пацаном со странностями и с неустойчивой психикой, но, вместе с тем, его не измазали однозначно-чёрной краской. Пётр здесь выступает, как несомненная жертва династических игр и - как человек, которого с детства никто не любил. По сути, вся наша историография – дореволюционная, советская и отчасти современная – всегда на стороне Екатерины. Типичное рассуждение: он – моральный урод, она – светлая интеллектуалка. Он – предатель, она – патриотка. И даже так: он – импотент (во всех отношениях), она – искромётная, витальная женщина с превеликим умом и горячим темпераментом. Резюме: …и правильно же она его свергла, иначе – стране кирдык! Исключение – книга Александра Мыльникова «Он не был похож на государя…» - автор тоже попытался иначе посмотреть на события 1762 года и высказать непопулярную среди историков (а также романистов) точку зрения.

…Но в целом и общем, нам показали занятное, около-историческое фэнтази в духе славного цикла Game of Thrones. Но тогда при чём тут Екатерина, Фридрих, XVIII столетие? В своё время мне довелось прочесть интервью некоего западного киноведа, который, в частности сказал, что после триумфа The Lord of the Rings и всё тех же Game of Thrones главным и любимым жанром надолго сделается именно фэнтази, то есть даже исторические картины будут иметь фэнтазийный «привкус». Этой модой пронизано всё – от саундтреков к фильмам до вольного обращения с фактами. Кстати, из той же серии – популярный у нас британский сериал «Тюдоры», который знатоку эпохи невозможно смотреть из-за бесчисленных «креативных находок» авторов.

В своё время женщина-режиссёр Светлана Дружинина поступила много мудрее – она экранизировала ни на что не претендующий костюмный роман о гардемаринах, памятуя о том, что интригующее действо в антураже того или иного времени – сие не есть хроника и тут возможны роковые пируэты да выверты в духе мсье Дюма. Или вот – подобный пример. В 2007 году на киноэкраны вышел отечественный фильм «Слуга государев» - о никогда не существовавшем эпизоде Северной войны. Фильм изначально создавался, как наш ответ Анжелике – в кадре много кружев, опахал и пышных париков, а также – любви и дуэлей. Действие с лёгкостью переносится из Версаля – в Польшу, а затем – в Полтаву. И, хотя шведские «бестии» показаны, как всегда, в духе гитлеровских оккупантов, а главный герой будто бы пародирует товарища Сухова, но… это же не историческое кино, а – костюмно-развлекательное «по мотивам». Как и Гардемарины с Анжеликой.

Когда же фильм проходит по разряду исторического кино (которое просто обязано быть близким к хронике) то здесь вступают в силу иные законы жанра. «Анжелика и медведь» тут не годится! Так, с чего начинается Родина? С трепетного отношения к её наследию, с умения интересно подавать реальные события, не скатываясь при этом в бестолковое фантазирование и собирание баек. С любви к истории она начинается, а не с её дописывания и прихорашивания в духе очаровательных сказочек про «маркизу ангелов».

1.0x