Авторский блог Юлия Андреева 00:00 23 июля 2015

…А Конституция главнее

Отныне Россия на законных основаниях может не исполнять решения Европейского суда по правам человека. Но — только с санкции Конституционного суда РФ. Решение российского Конституционного суда носит беспрецедентный характер. Не подлежит сомнению, что Конституционный суд этим решением сделал еще один шаг по освобождению России от внешнего правления.

Отныне Россия на законных основаниях может не исполнять решения Европейского суда по правам человека. Но — только с санкции Конституционного суда РФ.

На днях эта высшая судебная инстанция нашей страны приняла постановление по делу о применимости решений Европейского суда по правам человека на территории России. В вердикте, в частности, говорится, что "Россия в порядке исключения может отступить от исполнения возлагаемых на неё обязательств, если такое отступление является единственным возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов". При этом судья Сергей Маврин подчеркнул, что "мы говорим о конфликте толкования, а не о конфликте конвенции и Конституции".

Почему-то эта новость получила довольно скромное отражение в наших средствах массовой информации. Хотя, если вдуматься, должна была подняться на верхние строчки новостных лент.

Вся эта "международная" и "европейская" юрисдикция, под которой Россия находилась долгие годы, была создана в период чудовищной слабости России, в период абсолютного разрушения нашей государственности всей либеральной агентурой, когда наша страна имела внешнее правление. И, по существу, вся "правовая система" России была направлена на юридическое оправдание отсутствия государства российского. Страна, можно сказать, была в плену.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что недавнее решение российского Конституционного суда носит беспрецедентный характер. Не подлежит сомнению, что Конституционный суд этим решением сделал еще один шаг по освобождению России от внешнего правления. При этом одни подчеркивают, что оно, это решение, несёт "мощное политическое значение". Другие же говорят, что "Россия робко пытается выползти из-под чужой юрисдикции, куда сама себя загнала в 90-е годы ельцинской командой". Если помните, европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также ряд протоколов к ней Россия подписала в феврале 1996 года. Ратифицировав эти соглашения, наша страна признала юрисдикцию ЕСПЧ и обязалась исполнять его решения.

Неудивительно, что российская оппозиция подвергла резкой критике решение Конституционного суда. Так, Сергей Митрохин написал, что "Конституционный суд открыл дорогу избирательному применению в РФ международного права. Теперь оно будет таким же "резиновым", как и наши законы".

Давайте обратимся к тексту российской Конституции. В части 4 статьи 15 говорится, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". А в первой части этой же статьи читаем: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Всё предельно ясно и понятно — международные договоры выше законов, но ниже Конституции.

Является ли России первопроходцем в данном вопросе? Нет. Прецеденты случались, и не раз. Италия, Великобритания, Германия, Австрия уже довольно давно используют правило, в соответствии с которым страны отказываются от исполнения решений ЕСПЧ в случае противоречия последних Конституции страны. А теперь к ним присоединилась и Россия. Кстати, в любимых нашими оппозиционерами США приоритет норм международного права не признают вовсе.

В какой-то мере решение Конституционного суда вызвано тем давлением, которое оказывают международные инстанции на Россию. А Европейский суд по правам человека и его решения зачастую используют именно в политических целях — в целях давления. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уверена, что Европейский суд по правам человека принимает всё больше "политизированных решений под определенным давлением". И, по её мнению, "эта тенденция будет только нарастать". "Россия может исполнять решения ЕСПЧ, только если они соответствуют Конституции и российскому законодательству", — заявила глава Верхней палаты парламента. — "Всё остальное — от лукавого, это моя позиция". При этом Валентина Ивановна подчеркнула, что Россия должна выполнять обязательства по международным соглашениям, которые она подписала. А как иначе? Статья 15 Конституции РФ.

Сегодня становится понятно одно — в перспективе необходимо отказаться от главенства международного права в Конституции. Так что, как ни крути, но рано или поздно заниматься конституционной реформой придется…

1.0x