Авторский блог Даниил Торопов 03:00 24 апреля 2007

АПОСТРОФ

№17 (701) от 25 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Даниил Торопов
АПОСТРОФ

А.В.РЕПНИКОВ. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX — начало XX веков): Монография. М.: Готика, 2006. — 424 с.
Недавно "Русский общенациональный журнал" назвал консерватизм темой года. Пожалуй, можно усилить — консерватизм стоит на повестке последних лет как максимально привлекательная интеллектуальная и социально-политическая фигура.
Декларирование приверженности консервативным принципам постепенно становится как среди политического истеблишмента, так и целом в обществе одним из признаков хорошего тона. На консерватизм "претендуют" коммунисты и единороссы, националисты и либералы вплоть до плейбоя Немцова и ушастого Рыжкова. Можно вспомнить и анекдотичный афоризм В.Суркова: "Мы, безусловно, консерваторы, но пока не знаем, что это такое". (Из тех, кто по-настоящему "в теме" можно назвать пул интеллектуалов, группирующихся вокруг Консервативного пресс-клуба, сайт "Правая.ру", в какой-то степени евразийцев. Именно, они и "ответственны" за настоящий переворот в общественном сознании. Для подлинного современного консерватизма характерны пять принципов, выделенных Михаилом Ремизовым: цивилизационный антиглобализм, экономический солидаризм, демографический национализм, государственный легитимизм и религиозный традиционализм).
Привлекательность консерватизма обусловлена тем, что под ним понимается нечто надежное, правильное, и даже перспективное. Посему новая книга известного исследователя русского консерватизма Александра Репникова — и к месту и ко времени. Кем были и что предлагали дореволюционные русские консерваторы, чьи идеалы, казалось бы, раздавленные ХХ веком, более чем востребованы в современной России?
Мировоззренческие представления консерваторов столь объемно и многопланово почти не рассматривались. Интерес к отдельным оригинальным концепциям и личностям вытеснял на периферию исследований такие важные составляющие русского консерватизма, как его экономические, внешнеполитические и системные разработки.
Среди героев книги — как известные и популярные К.Леонтьев, Л.Тихомиров, К.Победоносцев, П.Булацель, М.Меньшиков, С.Шарапов, так и те консерваторы, представления о которых формировались, что называется, понаслышке, а то и совсем неведомые персонажи — князь Э.Ухтомский, С.Сыромятников, М.Таубе, Ю.Карцов, И.Дусинский...
Консервативный проект заявлял о себе в явной оппозиции к прогрессистским веяниям времени. Врожденный "антропологический пессимизм" консерваторов позволял им смотреть на мир без "розовых очков". Их пророческий дар неоднократно выражался в удивительно точных прогнозах касательно как будущего России, революции, так и движения мировой цивилизации в целом.
Впрочем, это совсем не означает, что консерваторы предлагали двигаться спиной вперед. Как ни парадоксально, именно они предложили ряд авангардных и нестандартных моделей (вспомним знаменитое леонтьевское: "Царь во главе социалистического движения"), актуальных и по сей день. Так что исследования А.Репникова, помимо несомненного вклада в академическую науку, есть и своеобразные инвестиции в русское будущее.
Александр КОЖЕВ. "Понятие власти" (перевод А.М.Руткевич). — М.: Праксис, 2006. — 192 с.
"Любопытно то, что понятие и проблема Власти столь мало исследованы. Занимались прежде всего вопросами передачи Власти и ее происхождения, но сама сущность этого феномена редко привлекала внимание. Тем не менее, совершенно очевидно то, что невозможно рассматривать политическую власть и саму структуру Государства, не имея представления о Власти как таковой. Поэтому необходимо хотя бы предварительное исследование понятия Власти — оно должно предшествовать всем исследованиям Государства".
Автор сих строк — Александр Кожев (Кожевников), знаменитый французский гегельянец, русский по происхождению. Этот выдающийся и загадочный человек в значительной степени оказал влияние на становление неклассической французской философии ХХ века. Его курс лекций и семинаров под названием "Религиозная философия Гегеля" 1933-39 гг. в Париже, слушали Бретон и Батай, Сартр и Арон, Клоссовски и Лакан. Интересующихся отсылаю к 800-страничному тому "Введение в чтение Гегеля", вышедшему в "Науке".
Данная работа написана в 1942 и стоит несколько особняком среди основных сочинений Кожева. В ней он дает определение самой власти, разрабатывает ее типологию. Власть, по Кожеву, "имеется только там, где есть движение, изменение, действие (действительное или хотя бы возможное); власть есть лишь над тем, что способно "реагировать", то есть меняться в зависимости от того, что представляет Власть… Очевидно то, что Власть принадлежит тому, кто изменяет, не тому, кто изменяется: Власть, по сути своей, активна, а не пассивна. Поэтому мы можем сказать, что реальным "носителем" всякой власти с необходимостью является деятель в собственном и истинном смысле этого слова, т.е. деятель свободный и сознательный (будь то божество, человеческое существо, но никогда не животное как таковое)".
Власть покоится не на силе, более того, "употребление власти не только не тождественно использованию силы (насилия), эти два феномена взаимно исключают друг друга. Вообще говоря, для употребления власти следует ничего не делать. Обязанность вмешиваться посредством силы указывает на то, что Власть отсутствует".
"По существу, Кожев отождествляет Власть и Авторитет", — замечает в послесловии Алексей Руткевич: "Очевидно то, что Кожев не принимает тех трактовок власти, в которых она редуцируется к силе или властной воле. Но еще менее он склонен принимать… господствующие во французской политической и правовой теории идеи, сочетавшие учения Руссо (суверенитет, общая воля народа) и Монтескье (разделение властей)". Суровая неполиткорректность кожевского анализа актуальна и сегодня. Исходя из "Понятия власти", встает вопрос: что такое власть в современном мире, и власть ли это?
1.0x