Политика Культура Общество Экономика Война Наука О нас
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства работает экспозиция "Кружево напоказ". Авторы проекта сообщают, что выставка — "…об истории, социальном значении, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней…". Это волнует по сию пору — магия ажурного переплетения, невыносимая лёгкость бытия и — столь же трудоёмкая работа. Мы видим портреты воздушных красавиц в декольтированных платьях, но понимаем ли мы, какие тяготы испытывали мастерицы, творившие кружево для этого декольте? Европейские кружевницы (в том числе семилетние девочки) работали по 10-12 часов в тесных и душных помещениях. Об этом писалось уже в XVIII веке — в эпоху Просвещения, когда мыслители начинали задумываться о последствиях такой нечеловеческой эксплуатации. У всякой эстетики есть неприглядная оборотная сторона — великие красоты чаще всего создавались на костях простого народа. Хотя, мы не можем отказать себе в удовольствии смотреть и восторгаться — это сделали люди!
"Соляру" Иличевского я читала из необходимости: взятый на прочтение его роман "Матисс" "не пошёл" с первых страниц, а так как автор, судя по анонсам издательского дома "АСТ", весьма плодовит, кое-что из его наследия мне прочитать всё-таки придётся. Пусть это будет книга с наименьшим количеством страниц (двести двадцать крупным шрифтом). Вот описание лунного неба: "мутный желток луны", "лунная карта", "проплешины медузообразной субстанции"… В процессе ночной прогулки герой испытывает "восхитительный страх", который медленно стекает по шее, груди, паху, рождая "немой и дикий крик зародыша". Лунная картина весьма динамична, будто "в диапроекторе переставляют слайды" (тут у меня, как у зайца, преследуемого охотником, дрогнули и насторожились уши: диапроектор в моём сознании ассоциируется с диапроектором г-на Разума из романа Михаила Елизарова "Мультики", и я ожидаю гадостей…). Гадости будут впереди, и в большом количестве…