Авторский блог Андрей Ведяев 00:00 25 января 2019

Звёздный Буран

В Звёздном городке открылась выставка, посвященная 30-летию легендарного полёта советского многоразового космического корабля "Буран"

В год 1000-летия Крещения Руси советский человек в очередной раз доказал всему миру, что способен быть хозяином не только на земле, но и в космосе – 15 ноября 1988 года орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия-Буран» был выведен на орбиту ракетой-носителем «Энергия» и вернулся на Землю самостоятельно, причем посадка, невзирая на штормовую погоду, проходила впервые в истории в автоматическом режиме. 205 минут полета «Бурана» стали оглушительной сенсацией – ведь «Буран» являлся военным кораблем. Как рассказал в 2009 году руководитель пуска «Бурана» генерал-майор Владимир Евгеньевич Гудилин, «решалась задача применения лазерного оружия, и рассматривались вопросы его применения на “Буране”. ... Всё чётко шло по военному применению. Гражданского применения “Бурану” никто не предусматривал».

Для поражения космических объектов противника были разработаны два боевых космических аппарата на единой конструктивной основе, оснащенные различными типами бортовых комплексов вооружения – лазерным (боевой комплекс “Скиф”) и ракетным (боевой комплекс “Каскад”). Выведение космических аппаратов на орбиту предполагалось осуществлять в грузовом отсеке орбитального корабля «Буран». 18 августа 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса противокосмической обороны. Однако с объявлением США программы СОИ работы над «Скифом» были продолжены, и 15 мая 1987 года в космосе был испытан динамический макет лазерной станции «Скиф» массой около 80 тонн при первом испытательном запуске ракеты-носителя «Энергия». Для поражения наземных целей разрабатывалась космическая станция, на которой должны были базироваться автономные модули с боевыми блоками баллистического или планирующего типа. По специальной команде модули отделялись от станции, занимали посредством маневрирования необходимое положение в космическом пространстве с последующим отделением блоков по команде на боевое применение.

двойной клик - редактировать изображение

Из сообщения ТАСС: «15 ноября 1988 года в Советском Союзе проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования “Буран”. После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы “Энергия” орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двух витковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур... Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Сделан новый выдающийся вклад в освоение космоса, советская наука и техника одержали блестящую победу».
Реакция западных СМИ последовала незамедлительно. Газеты писали, что МТКС «Энергия-Буран» позволит Советскому Союзу создать систему орбитальных боевых станций, начиненных «лазерами, малыми ракетами, осколочными бомбами и спутниковыми боеголовками». Трех-четырех запусков хватит, чтобы создать действующую противоспутниковую систему на орбите.

Но процесс уже пошел, «что-то пошло не так» – судя по всему, американцы нашли уязвимое звено не в конструкции «Бурана», а в советской партийной верхушке. По словам главного конструктора ракеты-носителя «Энергия» и одного из создателей стратегической ракеты Р-36М (по классификации НАТО SS-18 «Сатана») Бориса Ивановича Губанова, во время своего визита на Байконур Горбачёв «остановился, ожидая, когда подойдет основная группа, и, глядя на “Буран” (композиция ракеты и корабля пока называлась одним именем), сказал: “Ну... видимо, кораблю мы навряд ли найдем применение... Но ракета, мне кажется, найдет своё место” – Молчание. Откровение вслух звучало, как приговор. Не думаю, что эти фразы родились у него лично и только-что. Остальные “молчавшие” не возражали. Значит, они продолжали начатый не сейчас разговор. Для меня это было очередной новостью “из первых уст”».

В декабре 1991 года Госсовет упразднил Министерство общего машиностроения, отвечавшего за космонавтику. МТКС «Энергия-Буран» была переведена из Программы вооружений в Государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач. Еще через год Российское космическое агентство приняло решение о прекращении работ по «Бурану». К этому времени и космодром Байконур, и МТКС «Энергия-Буран» стали собственностью Казахстана.

12 мая 2002 года, примерно в 9.40 утра, на Байконуре произошел обвал крыши монтажно-испытательного комплекса МИК-112, похоронивший под собой тот самый «Буран», который совершил первый и последний космический полёт в автоматическом режиме…

двойной клик - редактировать изображение

А вчера, 24 января 2019 года, в Звёздном городке в Доме космонавтов состоялось открытие историко-художественной экспозиции «БУРАН ‒ КРЫЛАТАЯ ЛЕГЕНДА», приуроченной к 30-летию запуска МТКС «Буран-Энергия». Данная выставка проходит в рамках одноименного Всероссийского фестиваля, инициаторами которого являются: ТО «Созвездие видений» Творческого союза профессиональных художников (ТСПХ), Выставочный зал «Тушино» г. Москвы, ООПН «Безопасная столица», МБУК «Дом космонавтов» Звёздного городка, Ассоциация музеев космонавтики России (АМКОС), Русское Космическое Общество (РКО) и другие организации. На выставке представлены картины талантливых мастеров, продолжающих добрые традиции советского космического изобразительного искусства. Среди них Юрий Немцев, Николай Орлов, Иветта Ки, Аида Лисенкова–Ханемайер, Сергей Демиденко, Татьяна Малюсова, Милана Морозова, Дмитрий Ярошевский и другие. Здесь же представлены авторские фото от создателя популярного сайта «buran.ru» В.П. Лукашевича и фотоэтюды известного фотографа Юрия Спасенникова (Звёздный городок).

На церемонии открытия среди почетных гостей присутствовали Председатель Совета депутатов городского округа Звёздный городок Московской области, президент Фонда поддержки авиации и космонавтики, патриотического воспитания молодёжи и развития спорта имени дважды Героя Советского Союза, космонавта Павла Романовича Поповича его дочь Оксана Павловна Попович; известный космонавт-испытатель, участник летных испытаний по программе «Буран-Энергия», полковник Алексей Сергеевич Бородай; председатель Комиссии по вопросам историко-культурного наследия и гражданского общества России, ответственный секретарь ООПН «Безопасная столица» Марина Владимировна Сирота и другие. В творческой части программы выступили лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Елена Седова (поэзия, авторская песня) и член команды «Поющие пилоты» Евгений Бобков (авторская песня). Вел программу руководитель ТО «Созвездие видений», член Союза писателей России и Союза журналистов России Дмитрий Васильевич Ярошевский.

Открывая выставку, посвященную «Бурану», Андрей Викторович Кривоносов, директор Дома Космонавтов, стены которого видели еще Юрия Гагарина и других легендарных космонавтов из первого отряда, сказал: «Юбилей не прошел – юбилей празднуется в течение года» и передал слово Оксане Павловне Попович, которая выразила искренние слова благодарности тем, кто создавал это чудо техники, явившееся вершиной научно-технического прогресса. «К сожалению, практически все они уже ушли от нас и не смогут посмотреть воплощение своей мечты в художественных образах», – отметила Оксана Павловна.

двойной клик - редактировать изображение

Следует сказать, что мама Оксаны Павловны – знаменитая лётчик-испытатель, 102-кратная рекордсменка мира, «мадам МиГ», первой из женщин преодолевшая звуковой барьер, заслуженный мастер спорта Марина Лаврентьевна Попович была активной сторонницей КПРФ и подчеркивала: «Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный Буран».

Командиром экипажа первого пилотируемого космического полёта орбитального корабля «Буран» должен был стать лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Игорь Петрович Волк (совместно с Римантасом Станкявичюсом). Однако корабль совершил лишь один единственный полёт в автоматическом режиме, после чего программа была прекращена. Тем не менее огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит именно Игорю Петровичу Волку и его товарищам. В ходе испытаний проекта «Буран» Волк выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Дмитрий Ярошевский прочитал посвященное ему стихотворение, написанное специально к открытию выставки:

Как глубоко пилоты прячут раны
Ты всуе лучше к ним не приставай.
Навеки обожженные «Бураном»
Птенцы былых крылатых «Волчих стай».

Не отмотаешь жизни киноленту
Воспоминанья ломятся в виски.
«Буран», «Буран» — крылатая легенда
Большой страны, разбитой на куски.

Отнюдь не здесь – скорее, где-то между,
На ветер не бросая громких фраз,
Они живут несбывшейся надеждой
На чудо – что случится не сейчас.

Пройдут года, а может и столетья,
Чего ж теперь "на гуще" нам гадать, -
В каком таком другом тысячелетьи
Придется вновь «Буранам» стартовать.

Когда орлами станут те подранки
Которых нынче мало кто поймет,
И на каком буранном полустанке
Взметнется в небо новый звездолёт?

Спокоен командирский профиль Волка
Как будто говорит мне: «Будем жить!»
Таких теперь не будет очень долго,
И их Отчизне надо заслужить.

двойной клик - редактировать изображение

Дмитрий передал слово Алексею Сергеевичу Бородаю – последнему из тех, кто испытывал «Буран». Он рассказал, что перед тем, как запускать «Буран», нужно было провести испытания его аналога. А перед этим нужно было подобрать самолет-лабораторию, который по своим аэродинамическим характеристикам соответствовал бы «Бурану». «И вот оказалось, – рассказывает Алексей Сергеевич, – что лучше всех подошел обычный Ту-154, если прямо в полете включить ему реверс, обратную тягу. Делать этого было категорически нельзя – но для такого случая сняли все блокировки, и тормозя в воздухе мы довели характеристики Ту-154 до таких же, как у «Бурана». Речь прежде всего шла о крутизне захода на посадку. Проблема в том, что из космоса «Буран» должен был прийти в расчетную точку с большим запасом энергии. И мы занимались тем, что отрабатывали маневры с целью рассеять эту энергию. То есть мы знали, какой избыток высоты каким маневром рассеять. Все это программисты закладывали в программу для автоматической посадки. Для этого мы отработали четыре этапа: вначале тренажеры, затем летающая лаборатория, затем аналог «Бурана», на котором было сделано 24 полета с двигателями от Су-27, в том числе мной было выполнено 6 полетов, и лишь после полной отработки автоматических посадок было дано добро «Бурану» – который своим полетом поразил весь мир, а больше всего нас самих: его ждут с одной стороны, а он заходит совсем не оттуда, откуда его ждут. Паника жуткая – люди хватались за сердце. Но оказалось, что «Буран» оказался умнее своих создателей. Когда в последний момент он получил новые данные о погодных условиях, он прикинул, сделал вираж, зашел с другой стороны и сел (аплодисменты в зале). Блестящий полет – честь и хвала всем разработчикам. Имена многих из них известны – но вот кто написал программу, я не знаю до сих пор».

двойной клик - редактировать изображение

В заключительном выступлении Марина Владимировна Сирота подчеркнула, что всегда рада бывать в Звездном городке, участвовать в творческих проектах «Созвездия видений». «Кто-то говорит о какой-то статусности, кто-то говорит о невысоких целях, но больших деньгах – а здесь всегда говорят о нравственности, о духовности, о России, – подчеркнула она. – Это то, что называется духовной безопасностью нашей Родины».
А я добавлю: пусть «Буран» вечно живет в наших сердцах и станет Буревестником новой эпохи.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x