Авторский блог Анна Скок 13:14 31 декабря 2014

Зодчество Крыма

На одной из русских карт, предположительно относящихся к XVII веку, в центре мира, в качестве важнейшей сакральной точки изображён Крым, который, как известно, в то время находился ещё во владениях татарского ханства. Почему именно Крым, а не Москва или Киев, представлялся образованным русским книжникам заветным центром мира наверняка сказать нельзя.

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубровы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмы, под лавровые своды,

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне: кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?

(А.С. Пушкин)

Крым. В неумолимо уходящем от нас году это слово стало, пожалуй, самым главным. В спорах в соцсетях, разговорах в маршрутках, передачах по ТВ мы бесконечно произносили и слышали это заветное имя. В мгновенье оно массово вошло в афоризмы, стихи и песни. Но Крыму это не в новинку. Кто только не восхвалял его захватывающие дух пейзажи? Здесь и возвышенные, величественно-утончённые горные вершины, и колышущиеся сочные степи. Крым присутствовал в русском искусстве всегда. От восхищённо-влюблённых строк Пушкина и волнующих марин Айвазовского, до центра средоточия советского кинематографа. Стоит ли говорить, что за обладание полуостровом, так удачно выдающимся почти в самый центр Чёрного моря, на протяжении всей истории шли войны? Колонии древних греков сменялись скифскими царствами, Римская империя вытесняла гуннов и готов. Затем его захватывали хазары, заселяли армяне, завоёвывали монголы, османы… Пока наконец весной 1783 года Императрицей Екатериной II не был подписан Манифест о присоединении Крыма и Таманского полуострова к Российской империи. Тогда, более двух столетий назад началась официальная история российского Крыма.

Но эта земля уже прежде стала частью нашей истории. Именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как его называли русские летописцы, — Корсуни, за восемь веков до присоединения к Империи, в 988 году, принял крещение князь Владимир, который затем крестил всю Русь. «Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Василеве, а другие и по-иному скажут», – отразил летописец Нестор это знаменательное событие в «Повести временных лет». На это обратил своё внимание и президент России Владимир Путин, по совпадению носящий имя великого князя, назвав Крым сакральным во время своего декабрьского послания Федеральному собранию.

Но, оказывается, полуостров сакрален не только этим. С дохристианских времён была распространена наука – «космография», что в переводе с древнегреческого означает «мироописание». На основе этой науки учёными разных времён составлялись карты, которые были призваны отобразить устройство мира. В зависимости от вероисповедания центром мира на таких картах становились важнейшие для исповедуемой религии точки планеты. У христиан это был Иерусалим, у мусульман – Мекка. На таких чертежах не было материков и географических точек в привычном понимании. Это были таблицы в форме круга, где были отмечены различные духовно важные части мира. Чем значительнее то или иное место, тем ближе к центру оно располагалось. Многие народы чертили свои карты с изображением собственных священных центров. Чертились они и в России. На одной из них, предположительно относящейся к XVII веку, в центре мира, в качестве важнейшей сакральной точки изображён Крым, который, как известно, в то время находился ещё во владениях татарского ханства. Почему именно Крым, а не Москва или Киев, представлялся образованным русским книжникам заветным центром мира наверняка сказать нельзя.

Свою сакральность Крым, в некотором роде сохранил и в советское время. В 20-х годах ленинскими декретами Крым стал «Всесоюзной здравницей». С тех пор он принимал миллионы туристов ежегодно. Люди со всего Союза приезжали оздоровиться в крымские рекреационные лагеря. Крым стал советской «меккой». Фраза «Мы едем на море!» сразу вызывала в голове советского гражданина картины степной Евпатории, портовой Феодосии или элитной Ялты. А статус здравницы всего Советского союза стал прологом того, что на полуострове зародилась собственная архитектурная традиция.

Издавна архитектура Крыма была неотделима от природы полуострова, затейливо и органично вписываясь в живописные ландшафты гор, степей, лесов и моря. Народы в разные времена населявшие полуостров приносили с собой архитектурное наследие своих далёких прародин. Здесь можно найти древнегреческие, итальянские, татарские, армянские архитектурные сооружения, но не как некие замкнутые общности, национальные стили. Напротив, одно из главных достояний полуострова, хранящего развалины античных храмов, средневековых городов, дворцов эпохи Российской империи в удивительном переплетении множества традиций, направлений и стилей.

Несмотря на богатую историю, более всего на архитектуру Крыма повлиял его курортный статус. Начало развития Крыма как курорта относится ко второй половине XIX века. В первую очередь это связано с улучшением транспортного сообщения. Исключительные по красоте и архитектурному разнообразию летние резиденции строились здесь на рубеже столетий. Дачи, виллы и дворцы, многие из которых сохранились по сей день, придают облику крымских городов оттенок загадочной старины.

В 20– 30-е годы, в связи со статусом всесоюзной здравницы, Крым вновь активно застраивался. Здесь себя проявляли как известные архитекторы со всех уголков Союза, так и талантливые крымско-татарские творцы. К сожалению, большая часть созданного была уничтожена войной. В послевоенные годы местный животворящий климат стал востребован, как никогда прежде. В это время Крым функционировал в первую очередь как лечебница, и это стало новым толчком для застройки. В эти же годы формируется крымская архитектурная школа. Здесь творят такие выдающиеся архитекторы как Жолтовский, Турчанинов. Одна из грандиознейших волн архитектурного освоения полуострова пришлась на начало 60-х годов. Каждое крупное предприятие, каждый профсоюз, министерство осваивало побережье, создавая свой Дом отдыха. Сталинский пышный ампир сменился актуальным постконструктивизмом. Железо, бетон и стекло – такие же, как во всём Союзе, здесь они приобретают особое звучание, своими монолитными гранями отражая солнце и ветер, и так смело и ясно ложась на ландшафт. Советским архитекторам удалось не только прочувствовать и продолжить веками складывавшийся строительный вектор, но, системно осмыслив значение этого побережья, они сумели заложить на полуострове новую традицию. Все решения создателями градостроительного ландшафта принимались в едином ключе.

С развалом СССР и приходом капитализма единство и торжество крымской традиции пришло в упадок. Культура отдыха по рабочим путёвкам канула в небытие, уступая место индивидуальному туризму. Старые здания санаториев, оставшись без финансирования, ветшали, новые же гостиницы строились непродуманно, разрозненно и невпопад. Большинство проектов создавались, совершенно пренебрегая исключительности местности и пейзажа. Побережье постепенно обрастало нелепыми постройками частных отелей.

Но, как известно, весной этого года в жизни полуострова произошла грандиозная перемена. Ощущение, что в ожидании её жили не только люди, но сами города. Вернёт ли возвращение Крыма «в родную гавань» утраченную архитектурную традицию? Исходя из происходящего на протяжении всего года, можно смело на это надеяться. Программы запущены, архитекторы соревнуются, проекты кипят. Совсем недавно в Москве в выставочном комплексе Гостиный двор прошёл главный архитектурный фестиваль страны «Зодчество-2014», который представлял собой смотр достижений в области архитектурной и градостроительной деятельности городов и регионов России, а также разнообразных творческих архитектурных коллективов, проектных институтов, мастерских, молодых архитекторов и студентов архитектурных вузов. Мероприятие проводилось уже в 22-й раз, но в этом году на нём впервые была представлена экспозиция, посвящённая Крыму.

Среди множества павильонов огромной площадки, где громогласным эхом разлетались звенящие голоса молодёжи, между запутанных и, в то же время, чётко выстроенных коридоров и закоулков спасительным маяком возвышалась белоснежная «Башня Белозёрского», ставшая центром притяжения не только крымской экспозиции, но, пожалуй, и всей выставки.

Экспозиция «Архитектура Крыма» представляла из себя три взаимосвязанные части, посвященные сложению Крымской архитектурной школы в XX веке. Наряду с довоенной советской архитектурой и ретроспективой курортной типологии в советском зодчестве 1920-1980-х годов здесь был представлен и некий срез наиболее репрезентативных построек и проектов в Республике за последние пять лет.

Куратором и вдохновителем спецпроекта стал известный московский архитектор Алексей Комов. По его словам, идея изучения советского наследия зародилась в его голове около десяти лет назад, когда он занимался проектировкой и строительством в Ялте. Поразительной красоты природа полуострова на ландшафтах которой так органично и разнообразно вырастала архитектура Крыма не могла не вдохновить. Мнение посетивших выставку едино: представление Крыма впервые на Зодчестве'14 – пролог к большой работе по осознанию, как крымскими профессионалами для себя, так и крупными федеральными проектными институциями, реального присутствия Крымской архитектурной школы среди всеобщего «разнотравья». Но сверхзадачей спецпроекта было показать большинству здесь и сейчас, что важнейший ресурс Крыма, помимо всем известного природного — это его люди, носители профессиональных традиций и наследия.

1.0x