В советском государстве стратегической задачей министерства образовании являлось воспитание на патриотических принципах высокообразованной, гармонично развитой личности, творческого созидателя-строителя светлого коммунистического завтра… В 1991 году с развалом СССР мечты о построении коммунизма рухнули, и Россия свернула с социалистического пути развития на капиталистический, который в октябре 1917 года был сметен недовольным народом…
В нынешней, капиталистической России стратегическая задача воспитания творца-созидателя подменена на воспитание «креативного потребителя», ориентированного на приобщение к западным ценностям, в том числе и в научно-образовательной сфере…
А поэтому в нынешней деятельности российского Правительства просто нет и не может быть установок на смену ныне действующих в стране парадигм Запада, услужливо подаваемых российскими либералами в «красиво упакованных образовательных стандартах»…
Именно с этой позиции многие российские эксперты оценивают тот факт, что после завершения «модернизации» РАН российское Правительство объявило о намерении перейти к перестройке деятельности Минобрнауки РФ путем его разделения на Министерство просвещения РФ и Министерство науки РФ: 15 мая 2018 года российские СМИ известили, что «по словам Медведева, министерство просвещения будет заниматься вопросами общей образовательной деятельности, школами и учреждениями среднего специального образования. Министерство науки будет отвечать в целом «за развитие науки в стране и за деятельность университетов и высших учебных заведений». По мнению главы правительства, это «позволит лучше сконцентрировать наши возможности».
Что это значит «лучше сконцентрировать наши возможности»?
Разве сейчас, какая-либо оппозиционная фракция или блок в Госдуме, в Правительстве, в аппарате Президента и в региональных ведомствах по подчиненности способны «протолкнуть», вопреки воли президента и премьера, предложения оппозиции, например, той же фракции КПРФ в Госдуме, выдвигающих альтернативные ключевые задачи для образования и науки?
Ответ однозначен, нет не способны, ибо реальной, сильной оппозиции в российских структурах власти нет, и поэтому нет и не может быть препятствий для принятия к реализации волевых решений премьера Дмитрия Медведева…
И, в связи с этим, весьма странным выглядит довод премьера по целесообразности разрастания армии чиновников из-за увеличения числа министерств, так как это «позволит лучше сконцентрировать наши возможности»…
Причем, без выдвижения новых лидеров - генераторов идей и сохранении старых управленческих кадров в системе высшей бюрократии разделенного министерства пробить что-то новое в подходах к образованию и науке практически невозможно. Об этом свидетельствует «опыт» многочисленных перестроек науки и образования со времен экс-глав Минобрнауки РФ Владимира Филиппова, Андрея Фурсенко, Дмитрия Ливанова и Ольги Васильевой, кратковременного руководившей министерством…
После разделения нынешнего Минобрнауки РФ на два появятся две группы, не зависящих друг от друга чиновников-кураторов: кураторы по высшему образованию и кураторы по среднему образованию… А для обеспечения их работы (или создания видимости плодотворной деятельности) закрутится новый вал разработки бюрократической документации (приказы, циркуляры, программы и пр., пр.), как это продолжалось несколько лет с внедрением в образовательные учреждения все новых поколений федеральных гостов, фондов оценочных средств и прочей бюрократической мишуры… Вы даже представить себе не можете, какой бюрократический пыл откроется у нынешних чиновников от образования от «невиданного размаха» предстоящей «работы» с новыми премиями и достижениями в эффективных контрактах… И им нет никакого дела, что на плечи педагогов обрушится новый вал отчетной бюрократической мешанины…
Теперь, по словам чиновников, наука – это одна сфера деятельности, а просвещение – другая сфера… При этом чиновники не обращают внимание на тот факт, что несколько лет назад, опять же с их желания, произошло создание укрупненных образовательных структур в виде университетских комплексов из вузов, техникумов и колледжей, в которых студентов обучают по программам высшего образования и среднего образования… Теперь обучение первых будет контролировать Министерство науки РФ, а деятельность обучаемых по программам среднего образования – Министерство просвещения… Можно только предположить о том, какие «заморочки» ожидают нас на этом пути…
А, что думает по этому поводу «модернизированный» РАН, вузовская профессорская элита, не безразличные к судьбе российского образования и науки граждане нашей страны?
Опять приоритетные/ключевые решения в области науки и образования принимаются без обсуждения с российским научно-педагогическим сообществом…
И кто ответит за поспешно принимаемые решения в случае их провала?
Да никто, об этом говорит длительный опыт «реформирования» российского образования и науки…
Уже сейчас многие эксперты сомневаются в отдельном «сопровождении» деятельности обучаемых «по просвещению» и «по науке», ибо просвещать без знания достижений современных науки просто очередная глупость…
И как тут не вспомнить высказывание французского писателя-гуманиста Пьера Бошена, что «образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка» …
Причем здесь Пьер Бошен?
А причем здесь название министерства?